Файл: Кутин, Л. Н. Развитие конструкций подвесок гусеничных тракторов обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТРАКТОРНОМУ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ МАШИНОСТРОЕНИЮ

УДК 631.372.032.h71»

С е р и я :

«ТРАКТОРЫ, САМОХОДНЫЕ ШАССИ И ДВИГАТЕЛИ»

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОДВЕСОК ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ

О Б З О Р

М О С К В А — 19 7 4

Каяд.техн.наук Л.Н.Кутиы

В обзоре описаны различные конструкции подвесок гу­ сеничных тракторов; жесткие, полухесткие, балансирные (упругие и неупругие ),с индивидуальный подрессориванием опорных катков и связанных систем подрессоривания (по патентным материалам) и дана их оценка. Наи­ более характерные конструктивные решения и их отдель­ ные элементы могут быть использованы при конструирова­ нии ходовых систем гусеничных тракторов.

Рассчитан оозор на инженерно-технических работни­ ков, занимающихся разработкой конструкций, проектиро­ ванием и производством тракторов.

Обзор рассмотрен и рекомендован к изданию редак­ ционной коллегией под председательством докт.техн. наук И.И.Трепененкова. Члены редакционной коллегии: каяд.техн.наук С.Г.Борисов, каяд.техн.наук А.В.Адамо­ вич, каяд.техн.наук И.В.Ермолович, канд.техн.наук В.А.Семенов, инж. Н.С.Зиновия, инж. Т.А.Абрамова

Научный редактор канд.техн.наук К.И.Завьялов

© ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 1974

ВВ Е Д Е Н И Е

Взависимости от способа соединения осей опорных катков между собой и с остовом трактора подвески принято делить на три типа: жесткие, полужесткие и упругие.

Жесткие подвески не имеют упругих элементов, а оси опорных кат­

ков присоединены непосредственно к остову трактора.

Вполужестких подвесках оси опорных катков крепят к специальным тележкам, которые различными способами в двух точках присоединяют

костову трактора (спереди упругое соединение, а сзади - шарнирное или в двух точках упругое).

Балансирные подвески имеют каретки, в которых опорные катки сое­ динены между собой системой рычагов. При этом могут быть упругие элементы.

Виндивидуальных подвесках каждый опорный каток через систему

рычагов и упругих элементов соединен с остовом трактора.

В последнее время начинают широко использовать связанные системы подрессориваяия, создаваемые на основе индивидуальных подвесок. В таких системах деформации упругих элементов подвески зависят от от­ носительных перемещений осей всех связанных катков. Связь может быть кинематической, гидравлической и гидропневматической.

I . ЖЕСТКИЕ И ПОЛУЖЕСТКИЕ ПОДВЕСКИ

Увеличение рабочих и транспортных скоростей гусеничных машин, тре­ бования обеспечения возможно большего срока службы ходовой системы способствовали непрерывному совершенствованию такой подвески. Прежде всего совершенствуют поперечную балансирную связь гусеничных тележек с остовом.

На рис. I жесткая поперечная балка I , качающаяся на оси остова трактора, оригинально заделана на гусеничных тележках: концы балки

3


вставлены в опорные пальцы 2 , которые вращаются в подшипниках 3 , за ­ крепленных в кронштейнах на гусеничных тележках 4 [ i j .

Рже. 1. Оюсоб соединения поперечной балки

с гусеничной тележкой

Имеются предложения о совершенствовании поперечной балки в целях замены жесткой связи остова с тележками упругой связью.

Так, помимо применяемой ранее поперечной листовой рессоры,пред­

лагается

[2 ] балансирная балка, состоящая из двух частей I и 2

(рис. 2 ),

связанных соответственно с тележками правого и левого бор­

тов. В детали I имеются ребра 3 , а в детали 2 - ребра 4 . Между реб­ рами 3 и 4 ставят резиновые стержни 5, с помощью которых осуществля­ ется демпфирование относительных вертикальных перемещений правой и левой тележек. Однако эффективность такой подвески незначительна, так как малы свободные объемы для смещения резины при ее сжатии.

Ь патенте [з] вместо поперечной листовой рессоры, применяемой обычно в качестве упругого элемента,предлагается использовать тор­ сионные валы круглого сечения, расположенные параллельно с двух сто­ рон жесткой балки. Ври перемещении гусеничных тележек вдоль бортов перемещение балки ограничивается закруткой торсионов через систему рычагов. При этом предусмотрена предварительная закрутка торсионов специальна! устройством. Б целом такая система очень сложная. Нали­ чие ряда шарнирных соединений снижает ее эксплуатационную надежность.

4

Замена листовой поперечной рессоры литым поперечным брусом, ка­ чающимся относительно оси, прикрепленной к остову трактора, предла­ гается в патенте Г4 ] . На этой же оси качается литая коробка, в по­ лости которой расположены наборы тарельчатых пружин (по три колон­ ки с каждой стороны). Тарельчатые пружины с другой стороны опирают­ ся на поперечный брус; так осуществляется упругая связь остова с гусеничными тележками.

Другой путь совершенствования жестких и полужестких подвесок гусеничных тракторов находит свое развитие в применении так назы­ ваемого микроподрессоривания опорных катков. В ряде патентов эта проблема решена.

В патенте [ 5J микроподрессоривание опорного катка I

предлагает­

ся осуществлять через деформацию фигурной пластинки 2

(рис. 3) с

ограничением переплетения катка упругим упором 3 .

 

Рис. 3 . Способ микроподрессоривания опорных катков через деформацию фигурной пластинки

Два вида микроподрессоривания опорных

катков в гусеничной тележ­

ке описаны в патентах [ б , 7 ] . По данным

[ 6 ] , микроподрессоривание

опорных катков

осуществляется з а счет

упругих подушек 3

(рис. 4 ),

расположенных между катком I и боковой

стенкой тележки 2 . В патен­

те [ 7 ] опорные

катки объединены попарно через балансир,

который ка­

чается на шаровой опоре гусеничной тележки, опираясь на

упругие

по­

душки по типу,

описанному в патенте [ б ] , с двух сторон.

Кроме

то­

5


го , шаровую опору выполняют таким образом, что балансир может пере^ мешаться вверх, опираясь на те же наклонно расположенные упругие подушки.

г

Рис. 4. Способ микроподрессоривания опорных катков

с упругими подушками

Применение микроподрессоривания опорных катков указанным спосо­ бом, по данным испытаний образцов отечественной конструкции, мало­ эффективно и вряд ли целесообразно на гусеничных тракторах.

Большего внимания заслуживает решение, предложенное в патен­

те J8J , где опорные концы жесткой поперечной балки имеют микроподрессоривание, т .е . резиновые элементы, заключенные в специальные чашки.

Дальнейшим совершенствованием полужесткой подвески явилась кон­ струкция, разработанная Челябинским тракторным гаводом имени В.И.Ленина [э], в которой остов трактора в передней части опирается на гусеничные тележки через жесткую балансирную балку,а опорные катки и направляющее колесо связаны с тележками через упругие эле­ менты - торсионы.

Совершенствование полужесткой системы подрессоривания ведется и с позиций обеспечения стабилизации остова трактора при различных поворотах гусеничных тележек в случае наезда трактора на неровности. При этом ожидаемый эффект достигается как кинематически-путем вве­ дения ряда рычагов и тяг взамен цельной поперечной балки [10/ , так и сочетанием рычажной системы с гидравлическим цилиндром f ll] или

6

системой гидравлических цилиндров [12 J . Последние системы обеспе­ чивают изменение наклона передней ветви гусеницы путем одновремен­ ного поворота рычагов системы и подъема остова трактора по месту

расположения

опоры остова на гусеничных тележках.

 

Интересна

установка на концах жесткой поперечной балки

5 (рис. 5)

в специальных обоймах 2 упругих подушек I , через которые

остов трак­

тора 4 опирается на гусеничные тележки £ ( по патенту [1 3 ]

) .

Рис. 5 . Конструкция опоры жеотной поперечной балки на гусеничную тележку

Таким образом, по полужестким системам подрессоривания сохраня­ ется общая схема компоновки ходовой системы. Особое внимание уде­ ляют ее совершенствованию в целях повышения прочности и надежности основных узлов и деталей. Ведут работу, направленную на облегчение условий обслуживания ходовой системы и улучшение технологии ее из­ готовления.

2 . БАЛАНСИРНЫЕ (УПРУГИЕ И НЕУПРУГИЕ) ПОДВЕСКИ

Подвески балансирные представляют собой конструкцию, в которой опорные катки по два и более соединяют между собой и с остовом трак­ тора. Применяют такие подвески, как правило, для машин с небольшими скоростями движения. Их преимущество состоит в том, что они преоб­ разуют профиль неровностей пути, уменьшая"возмущающие" воздействия последних на остов. В большинстве своем это упругие подвески. Но при определенном конструктивном исполнении и в соответствии е требова­ ниями к ходовой системе применяют и жесткую балансирную связь опор­ ных катков, например при стремлении разместить опорные катки с воз­ можно меньшим шагом в целях обеспечения равномерного распределения нагрузок по опорной поверхности.

На рис. 6 показан вариант жесткой балансирной связи опорных кат­ ков [l4 j , где опорные катки 4, имеющие упругие массивные шины 3,

7


расположены в шахматном порядке и соединены между собой баланси­

ром I , который в свою очередь через балансир 2 крепят к остову трак-

Наиболее часто опорные катки в каретке соединяют попарно [1 5 - 2IJ При этом применяют различные упругие элементы: цилиндрические пру­

жины с

переменной жесткостью

(рис. 7)

[ l 5 j ;

листовые рессоры

(рис.

8 - [ 1 б ] , рис. 9

- [ l 7 ,

2 0 J ) ;

упругие

резиновые

массивы по

оси качания балансиров

[l8 , I 9 J; торсионные

валы (рис.

10) [2 1 J .

Конструкция балансирной каретки [ l 5 j представлена на рис. 7.

В качестве упругого элемента в данном случае применены две цилинд­ рические спиральные пружины 4, которые размещены между двумя балан­ сирами 2 , качающимися на единой оси 5, закрепленной на остове маши­ ны. Применение таких пружин позволяет получить прогрессивную нели­ нейную характеристику подвески. Для обеспечения осевого приложения

нагрузки

на пружины при повороте балансиров от

наезда

опорных кат­

ков I на

неровности применены шаровые опоры 3 .

Конструкция сложна

в исполнении, подвержена большой забиваемости грунтом,

а наличие

открытых шаровых опор, подверженных Износу, обусловливает ее недол­ говечность и ограничивает область применения.

Опорные катки

2,

укрепленные на балансирах I и 6, имеющих каждый

свою ось

качания

3

и 4, в подшипниках скольжения фланца 5 остова

трактора,

опираются на единый упругий элемент - листовую рессору 7

(рис. 8)

[ l 6 j . Листовая рессора 7 размещена в габаритах гусеницы,

внутри гусеничного обвода и, в отличие от широко известных конструк­ ций, близко к беговой дорожке гусеницы. Рассматриваемая конструкция балансирной каретки имеет следующие недостатки: большую массу узла, подверженность забиваемости грунтом, отсутствие балансирных свойств каретки и з-за двух самостоятельных осей качания каждого балансира.

Достаточно прост способ установки упругого элемента - листовой

рессоры, предложенный в патенте [ l ? J

(рис. 9 ). Две каретки I и 8,

имеющие по две пары опорных катков 3 ,

соединены с остовом трактора

8


3

3

Рже. 7. Балансовая каретка подвески

о цилиндрической опирали»! пружиной

Рис. 8. Балансирная каретка подвески с листовое рессорой

через балансиры качания 4 и 7 и опираются на единый упругий элемент 5, расположенный сбоку в габаритах гусеничного обвода 2 . При этом упру­ гий элемент - листовая рессора является одновременно и балансиром для обеих кареток. Рессора-балансир может качаться относительно оси 6, расположенной в кронштейне остова трактора.

Аналогично осуществлено подрессоривание опорных катков с примене­ нием листовых рессор, описанное в патенте [ 1 8 ] , с той лишь разни­ цей, что для каждой каретки предусмотрена своя рессора.

9