Файл: Организация и проведение теоретического обучения рабочих непосредственно на производстве (методические рекомендации)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ПИЩЕВОИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
Учебно-методический кабинет
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ПРОИЗВОДСТВЕ
(Методические рекомендации)
Мо с к в а
1974
м
4ту
7 * в . публичная"
"Гивлиотек* СОСР
ЭКЭ&МПЛЯР
ЧИТАЛЬНОГО >АЛА
Я Г ' / / ^
Настоящие рекомендации предназначены для оказания практической помощи инженерам (старшим инженерам) по подготовке кадров, преподавателям теоретического обучения по подготовке рабочих на производстве.
Учебно-методический кабинет Минпищепрома СССР
ВВЕДЕНИЕ
Создание материально-технической базы коммунизма сопровождается стремительным (развитием «ауки и техники, внедрением в производство нового высокопроизводительного оборудования, средств механизации, автоматизации и дистан ционного управления технологическими процессами. В связи с этим резко повышаются требования к уровню квалифика ции современного рабочего, в труде которого все большее значение приобретают высокая техническая осультура, эле менты инженерных знаний, развитое техническое мышление.
Решающая роль в подготовке современных квалифици рованных рабочих принадлежит преподав'агелям и инструк торам производственного обучения.
Подготовка новых рабочих на производстве включает производственное и теоретическое обучение. Основная зада ча теоретического обучения — это изучение курса специ альных, общетехничееких и экономических дисциплин, не обходимых для эффективного и творческого труда в усло виях современного производства.
Главное при подготовке рабочих — это качество заня тий, их высокий теоретический и практический уровень. Каждое занятие должно быть проведено так, чтобы обучаю щиеся получили необходимую информацию по изучаемому вопросу, приобрели хорошие навыки и умения в практиче ском выполнении предусмотренных программой видов ра бот.
Для проведения теоретических занятий при подготовке и повышении квалификации рабочих на предприятиях к пре подавательской работе часто привлекают не только препода вателей ПТУ, но и специалистов предприятий, которые не имеют опыта преподавания*, достаточной методической под готовки.
Специалистам, хорошо знающим свой предмет, надо еще знать, как и какими методическими приемами в данных кон-
3
кретных условиях передать свои знания, свой опыт и навыки обучаемым, чтобы их усвоение было сознательным и глубо
ким.
В настоящих рекомендациях раскрываются основные принципы и методы обучения рабочих, вопросы планирова ния системы занятий, их формы, методика подготовки пре подавателей к занятиям, а также вопросы организации уче та теоретического обучения рабочих.
I. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Успешное осуществление обучения и воспитания обучаю щихся возможно только в том случае, если преподаватель достаточно прочно осознал особенности процесса обучения рабочих, знает основные принципы и методы обучения.
Принципы обучения
К основным дидактическим принципам (правилам) обу чения можно отнести следующие.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ВОС ПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ. Этот принцип означает, что изучение любого учебного предмета должно способствовать воспитанию воли и характера обучающихся, формировать их взгляды на события, явления, способство вать развитию мышления, речи, воображения. Обучение ха рактеризуется коммунистической направленностью содер жания учебного материала и методов обучения, идейно-поли тической целеустремленностью, сочетающей приобретение знаний с воспитанием коммунистического сознания.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ. Этот принцип достигается строгим соблюде нием системы обучения, установлением связи изучаемого с предыдущим и последующим материалом, планомерной ра ботой обучаемых над усвоением знаний, расположением учеб ного материала в логической последовательности.
НАУЧНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ, СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ предполагает использование в учебном про цессе материала о современных достижениях науки и техни ки, сообщение обучающимся достоверных научных знаний; применение полученных теоретических знаний на практике и
обобщение практического опыта |
обучаемых на теоретиче |
||
ских занятиях. |
НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ состоит |
||
ПРИНЦИП |
|||
в показе наглядных пособий, |
применении |
технических |
|
средств обучения |
(учебных кинофильмов, диафильмов, диа |
||
проекторов, эпидиаскопов и др.), |
проведении |
лабораторных |
4
работ, экскурсий, показе технологических и трудовых про цессов.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И АКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНА НИЙ, УМЕНИИ И НАВЫКОВ ОБУЧАЕМЫМИ. Данный принцип достигается четким объяснением цели и ,необходи мости каждого занятия, упражнения, работы, глубоким ос мысливанием учебного материала и умением пользоваться им на практике. Сознательное обучение обязательно предпо лагает активность и самостоятельность обучаемых в анализе факторов и явлений, обобщении материала.
ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬ НЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЕМЫХ. Доступность обу чения означает, что содержание и количество изучаемого материала должно^ соответствовать силам обучающихся, их развитию и подготовке. Преподаватель должен преподносить учебный материал, переходя от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от конкрет ного к абстрактному.
ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, |
УМЕНИЙ И |
НАВЫКОВ достигается ярким и доходчивым |
объяснением |
материала, (систематическим повторением и |
постепенным |
усложнением изучаемого материала, разнообразными системдтичеокими упражнениями, регулярным учетом знаний, умений и навыков.
Педагогический опыт и теория обучения указывают, что знание этих принципов, постоянное творческое применение их и правильном сочетании и учете возрастных и психологи ческих особенностей обучаемых позволяет преподавателю добиться больших успехов в производственно-техническом обучении кадров.
Методы обучения
Методы обучения — это совокупность способов и приемов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, при помощи которых достигается усвоение ими знаний, умений и навыков, развиваются их познавательные силы и способности, формируется коммунистическое (мировоззрение.
Наиболее распространены в теоретическом обучении кад ров следующие методы.
Методы обучения |
Основные виды этого метода |
||
Словесные |
методы |
Рассказ — изложение вопроса, |
посвящен- |
обучения |
(устное из-ного сообщению фактов или пояснению явле- |
||
ложение материала) |
ний. Рассказ ведется на ярком, |
образном, |
г
Методы обучения |
|
Основные виды этого метода |
|
|
|||||||||
|
убеждающем материале, в котором всегда ос |
||||||||||||
|
вещается |
что-то конкретное. |
|
Как |
самостоя |
||||||||
|
тельный метод применяется редко. |
|
|
|
|
||||||||
|
Объяснение или доказательство |
— |
|
после |
|||||||||
|
довательное, строгое в логическом отношении |
||||||||||||
|
изложение, перед которым поставлена задача |
||||||||||||
|
раскрыть |
правила, законы, понятия, |
требую |
||||||||||
|
щие рассуждений и доказательств. |
|
|
|
|
||||||||
|
Рассказ и объяснение обычно объединяют |
||||||||||||
|
ся и дополняют друг друга. |
|
|
|
|
|
и |
по |
|||||
|
Лекция — метод |
систематического |
|
||||||||||
|
следовательного |
изложения |
|
содержания |
|||||||||
|
крупных и важных вопросов учебной програм |
||||||||||||
|
мы. Лекция может включать элементы |
опи |
|||||||||||
|
сания и повествования. В группе |
обучаемых |
|||||||||||
|
с образованием ниже 8 классов лекция при |
||||||||||||
|
меняется |
редко. |
|
|
|
|
|
|
котором |
||||
|
Беседа |
— это такой метод, при |
|||||||||||
|
преподаватель, опираясь на знания и произ |
||||||||||||
|
водственный опыт обучаемых, путем |
|
умело |
||||||||||
|
поставленных вопросов подводит их к |
пони |
|||||||||||
|
манию и усвоению новых знаний. Беседа це |
||||||||||||
|
лесообразна при изучении нового материала, |
||||||||||||
|
при |
повторении |
пройденного и проверке зна |
||||||||||
|
ний. |
Беседа имеет ряд преимуществ: активизи |
|||||||||||
|
рует |
внимание |
обучаемых, |
|
мобилизует |
их |
|||||||
|
опыт и знания; дает преподавателю возмож |
||||||||||||
|
ность сообщить новый материал и повторить |
||||||||||||
|
пройденный; |
позволяет контролировать |
про |
||||||||||
|
цесс усвоения знаний и облегчает их закреп |
||||||||||||
|
ление. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с книгой — метод обучения с по |
||||||||||||
|
мощью печатного слова, поэтому он тоже от |
||||||||||||
|
носится к словесным методам. |
Этот |
|
метод |
|||||||||
|
способствует |
активизации слушателей, |
выра |
||||||||||
|
ботке умения работать самостоятельно, твор |
||||||||||||
|
чески. Этот метод сочетается |
с другими |
ме |
||||||||||
|
тодами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наглядные |
методы Демонстрация и иллюстрация — показ кон- |
||||||||||||
обучения |
кретных |
предметов, |
явлений |
|
и |
процессов |
в |
||||||
|
натуре или изображении. Применение |
этого |
|||||||||||
|
метода активизирует |
обучающихся |
и |
способ |
|||||||||
|
ствует прочности усвоения материала. |
нату |
|||||||||||
|
Виды наглядности: естественная — |
||||||||||||
|
ральные |
предметы; |
объемная |
— |
модели |
, и |
|||||||
|
макеты; изобразительная — рисунки, плака |
||||||||||||
|
ты, |
таблицы, |
диафильмы; |
графическая |
— |
||||||||
|
схемы и чертежи. |
|
восприятие |
ма |
|||||||||
|
Экскурсия |
— |
изучение и |
||||||||||
|
териала в естественных условиях. Она |
обес |
|||||||||||
|
печивает |
максимальную наглядность |
изучает |
||||||||||
|
мого материала, |
содействует |
|
установлению |
6
Методы обучения |
|
Основные виды этого метод* |
|
|
||||||||||
|
связи между теоретическим и производствен |
|||||||||||||
|
ным обучением. |
Успех экскурсии |
в |
значи |
||||||||||
|
тельной |
степени |
зависит |
от |
ее |
подготовки. |
||||||||
|
Преподаватель |
должен |
определить |
точную |
||||||||||
|
цель экскурсии, дать каждому обучающемуся |
|||||||||||||
|
конкретное задание, в конце экскурсии |
под |
||||||||||||
|
вести итоги. |
|
|
|
наблюдение |
— |
по |
|
зада |
|||||
|
Самостоятельное |
|
||||||||||||
|
нию преподавателя, но в его отсутствие |
на |
||||||||||||
|
блюдать |
действительность |
в |
течение |
дли |
|||||||||
|
тельного времени, изучать предметы и явле |
|||||||||||||
|
ния в их динамике, сделать самостоятельные |
|||||||||||||
|
выводы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические методы |
Упражнения |
— это |
сознательно |
контроли- |
||||||||||
обучения |
руемое повторение определенных действий и. |
|||||||||||||
|
их сочетаний, при котором обучающиеся при |
|||||||||||||
|
обретают, закрепляют и совершенствуют оп |
|||||||||||||
|
ределенные |
навыки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Различают три вида устных и письменных |
|||||||||||||
|
упражнений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) упражнения, в которых воспроизводится |
|||||||||||||
|
усвоенный материал: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
б) работы по применению полученных зна |
|||||||||||||
|
ний в новых условиях: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
в) творческие работы. |
|
обеспечивает |
соз |
||||||||||
|
Применение |
упражнений |
||||||||||||
|
нательность |
и |
прочность |
усвоения |
учебного |
|||||||||
|
материала, |
связь |
теории |
с |
практикой. |
— изу |
||||||||
|
Лабораторно-практические |
|
работы |
|||||||||||
|
чение различных явлений и процессов путем |
|||||||||||||
|
специально организованных опытов и наблю |
|||||||||||||
|
дений и на основании их определение |
соот |
||||||||||||
|
ветствующих выводов. Для обеспечения |
эф |
||||||||||||
|
фективности практических работ |
преподава |
||||||||||||
|
тель должен четко |
определить |
и |
поставить |
||||||||||
|
перед обучаемыми цель работы; провести ин |
|||||||||||||
|
структаж по организации и методике работы: |
|||||||||||||
|
обеспечить |
обучающихся |
всем |
необходимым |
||||||||||
|
для работы: провести анализ итогов работы. |
|||||||||||||
Учет и проверка знаПравильное |
проведение |
проверки и |
оценки |
|||||||||||
шш |
знаний мобилизует внимание всей |
аудитории, |
||||||||||||
|
повышает |
активность |
и |
|
самостоятельность |
'слушателей, развивает их мышление, речь, критическое отношение к высказываниям дру гих, интерес к изучаемому предмету.
Для проверки знаний обучающихся исполь зуются следующие виды опроса:
текущий — на каждом уроке в процессе занятия и наблюдения;
периодический — по окончании работы над отдельной темой или ее разделом;
итоговый — по окончании изучения про граммы.
7