Файл: Организация и проведение теоретического обучения рабочих непосредственно на производстве (методические рекомендации)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективность обучения зависит от 'применения разно­ образных методов обучения. Выбор и применение тех или иных методов обучения обуславливается содержанием учеб­ ного материала, возрастом обучаемых, уровнем их общеоб­ разовательной подготовки, производственным стажем, усло­ виями обучения.

II.ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Планирование теоретического обучения при подготовке к повышении квалификации рабочих на производстве осу­ ществляется путем разработки следующих документов:

а) перспективно-тематического плана; б) планов или конспектов уроков; в) расписания учебных занятий.

Задача перспективно-тематического планирования состо­ ит в продуманном, рациональном распределении програм­ много материала каждой темы по урокам и в определении по каждому уроку соответствующих его содержанию элемен­ тов. Формы (компоненты) перспективно-тематического пла­ на определяет юам преподаватель, но, как подсказывает опыт работы преподавателей ряда предприятий, в плане це­ лесообразно определить дату проведения и тему урока, фор­ мы занятий (тип урока), перечень учебно-наглядных посо­ бий и технических средств обучения, которые необходимо подготовить к уроку. Целесообразно продумать вопрос и о разделе плана, в который можно вносить сведения о новых достижениях науки и техники в отрасли пищевой промыш­ ленности, экономической и общественно-политической жиз­ ни.

Перспективно-тематический план рекомендуется состав­ лять по предмету, на изучение которого по 'Программе отво­ дится 10 часов 1и более.

Так, например, по программе для индивидуальной и бри­ гадной подготовки пекаря на изучение темы '«Оборудование хлебопекарной промышленности» отведено 30 часов, что составляет 15 занятий по 2 академических часа. Преподава­ тель, ведущий этот предмет, должен, пользуясь программой, четко определить тему каждого занятия.

Перспективно-тематический план может быть составлен по следующей форме:

8

Перспективно-тематический план

по теме: «Оборудование предприятий хлебопекарной промышленности

Тема урока

уроков

 

1

2

Группа-пекари

Преподаватель — Иванов В. В.

Количество часов

Формы занятий

обучения

Датапро­ ведения

Примеча­ ние

 

 

Наглядные

 

 

 

 

пособия,

 

 

 

 

технические

 

 

 

 

средства

 

 

1

4

5

6

7

3

1 Оборудование

мучного

склада

2

2Виды и типы машин и оборудования, приме­

 

няемые для

подготовки

2

3

и дозировки муки

подго­

Оборудование

для

2

4

товки подсобного сырья

Оборудование

для

при­

 

 

готовления жидких дрож­

2

5

жей и заквасок

 

Машины и оборудование

2

 

для приготовления теста

6 Оборудование для вы­

2

 

грузки теста

из деж

7Тестоприготовительные

агрегаты. Агрегаты для порционного приготов­ ления теста системы Марсакова и бункерные агрегаты системы Гати-

лина

2

8Агрегаты для непрерыв­ ного приготовления тес­ та системы И. Л. Раби­

9 — 10

новича, Д. М. Хренова

2

Оборудование

для

раз­

4

11

делки и формовки

теста

Оборудование

для

рас-

2

12—13

тойки теста

печи

Хлебопекарные

4

14

Оборудование

хлебо­

2

15

хранилищ и экспедиций

Обобщающе-повторите-

2

 

льный урок по теме

01

= £

Лм *Я

« S3 «о х

н ° я н

>»И-

п ф

ъйЙ

. 3

со х

* Л

О *1

Си О

с 5

X О

f *

р gs

еп

2

2

 

S

СО

 

X

О

 

о

 

 

СО

 

 

X

X

 

с

 

со

а

 

Q,

со

 

о

 

О

си

 

X

 

О

и

 

СО

ы

 

ч

X

 

О

•е*

 

и

 

 

U

к

 

к

U

 

о

 

 

со

 

 

X

 

 

3

 

 

Л

О

ф

СО

X н

*

0>

s

>5

О.

1=5

Итого 30

9



Продуманные и методически правильно составленные перспективно-тематические планы обеспечивают более эф­ фективную подготовку к каждому уроку, широкое использо­ вание разнообразные форм и методов учебной работы, ра­ циональное применение наглядных пособий и технических средств обучения.

Для обеспечения правильной подготовки и успешного проведения занятий преподаватель должен составлять план проведения каждого урока.

В план урока включаются следующие его элементы: ор­ ганизационная часть, проверка и повторение пройденного материала для закрепления и установления связи с темой данного урока, изложение учебного .материала, закрепление знаний обучающихся по (вновь изложенному материалу, за­ дания на дом.

В необходимых случаях преподаватель составляет планконапект урока. Строго определенная структура плана-кон­ спекта не устанавливается, но в нем предусматривается со­ держание нового материала в форме тезисов. Составление конспекта особенно необходимо, когда нет учебника, при этом преподавателю рекомендуется продиктов1ать обучаю­ щимся для записи краткое содержание изложенного матери­ ала.

Учебные занятия при обучении рабочих проводятся по расписанию. В расписании указыв.аютая дни, часы, место проведения занятий, начало и конец каждого урока, фами­ лии преподавателей.

Продолжительность уроков по предметам теоретического обучения — 45 минут, после каждого урока предусматрива­ ются 10-минутные перерывы.

При индивидуальном теоретическом обучении составля­ ется расписание консультадий для обучающихся по изучае­

мым темам программы.

Расписание занятий и консультаций, утвержденное инже­ нером (старшим инженером) по подготовке кадров, не менее чем за три дня до начала занятий вывешивается для озна­ комления с ним обучающихся и преподавателей и является

для них обязательным. .

Примерная форма расписания занятий приведена в при­ ложении 1.

111. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПРИ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

Основной формой теоретического обучения является урок. Его важнейшие особенности: постоянство состава обу­

10

чающихся, ограничение времени замятий, законченность изу­

чаемого материала (оицределе'шюй темы);

организатором

урюка является преподаватель.

 

Основные требования, предъявляемые к уроку как форме

занятий — это ясная цель его и четкий план,

рациональное

дозирование материала по вопросам темы; идейно-политиче­ ская направленность, применение разнообразных методов

обучения

с учетом

возможностей обучающихся, со­

держания

и сложности

темы; эффективное

использование

учебного

времени, полная подготовленность к

уроку (знание

курса, умелое использование наглядных пособий); организа­ ция активного участия обучающихся в изучении материала

иразвитие их самостоятельности в овладении материалом.

Взависимости от поставленной цели, объема и содержа­

ния учебного материала, уровня подготовки

обучающихся

применяются различные типы уроков.

 

У р о к и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и

а л а. Вклю­

чает сообщение нового материала и ответы на вопросы обу­ чающихся (иногда такие уроки называют уроками-лекция­

ми). Применяется при изучении сравнительно простого

ма­

териала

повествовательного

содержания.

Обу­

У р о

к з а к р е п л е н и я

з н а н и й и уме ний .

чающиеся по заданию преподавателя выполняют лаборатор­ ные и практические работы, упражняются в разработке тех­ нологических процессов, самостоятельно работают с книгами и справочниками.

У р о к п р о в е р к и з н а н и й и ум е н и й. Целью та­ ких уроков является обстоятельный устный опрос обучаю­ щихся по разделу или теме программы, проведение письмен­ ных или практических контратьных работ.

К о м б и н и р о в а н н ы й

у р о к .

Содержит все или

большинство структурных элементов:

проверка выполнения

домашних заданий, сообщение нового интервала, закрепле­ ние (изученного материала, самостоятельная работа обучаю­ щихся.

Кроме указанных типов уроков находят применение и такие типы уроков, как семинары, кино-уроки, экскурсии и

др.

При обучении рабочих на производстве применяются, как. -правило, комбинированные уроки.

Можно рекомендовать следующие основные моменты ор­ ганизации и проведения комбинированного урока.

Урок (начинается с организации внимания обучаемых и установления контакта с ними, проверки присутствующих, выяснения причин отсутствия кого-либо Из обучаемых на предыдущем занятии. Затем проверяется домашнее задание

i t


и проводится опрос по пройденному материалу. Вопросы при опросе и повторении материала нужно ставить в последова­ тельном порядке, чтобы систематизировать пройденный ма­ териал. Вопросы необходимо формулировать кратко, ясно, четко. В случае, когда обучаемые не могут дать правильный ответ на вопрос, преподаватель сам дает исчерпывающий -ответ. Не рекомендуется спешить с подсказыванием обуча­ емому, не следует допускать хоровых ответов.

На опрос по пройденному материалу отводится до 25 ми­ нут при продолжительности урока в 2 академических часа.

По окончании опроса преподавателю рекомендуется сде­ лать общее заключение, отметить положительные и отрица­ тельные стороны ответов, подчеркнуть главное m изучаемом материале, как бы создать переход от ранее изученного к новому материалу.

Начиная изложение нового материала, преподаватель сообщает тему и цель занятия, количество часов, предусмот­ ренных программой на изучение данной темы.

Учебный материал должен излагаться в определенной системе но узловым вопросам в соответствии с планом дан­ ного урока. Каждое положение должно подтверждаться кон­ кретными примерами, которые, по возможности, нужно брать из производственной практики обучающихся и преподавате­ ля, деятельности данного предприятия. Следует использо­ вать опыт передовиков и новаторов производства.

На уроке следует широко использовать наглядные посо­ бия и технические средства обучения. Методика их исполь­ зования в учебном процессе изложена в методических реко­ мендациях «Подбор и использование в учебном процессе учебно-наглядных пособий и технических средств обучения», изданных Учебно-методическим кабинетом Минпищепрома

СССР в 1973 г.

По каждому изученному вопросу следует делать краткое обобщение и путем опроса убедиться, всё ли понятно обуча­ емым. После этого можно продиктовать краткое содержа­ ние основных формулировок, законов, выводов по теме. Дик­ товать следует медленно, четко; схемы, чертежи, техниче­ ские термины и незнакомые слова следует записывать на доске.

На изложение нового материала отводится до 50 минут. В заключительной части урока преподаватель делает краткие выводы по изложенному материалу, отвечает на вопросы обучаемых, объясняет домашнее задание и сообща­ ет тему следующего занятия. На эту часть урока отводится

до 15 минут.

12


IV. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ЗАНЯТИЯМ

Преподавателями теоретического обучения могут

быть

квалифицированные (инженеры и техники, имеющие

произ­

водственный опыт.

препо­

Для осуществления успешного обучения кадров

даватель должен иметь высокий идейно-политический

уро­

вень, знать предмет, любить свою профессию, должен

уметь

передавать свои знания и опыт обучающимся.

 

Решающим условием успешного обучения рабочих явля­ ется систематическая и всесторонне продуманная подготов­ ка преподавателя -по всему курсу и к каждому занятию.

Общая подготовка преподавателя к занятиям начинается с ознакомления с составом обучаемых, их общеобразователь­ ной и технической подготовкой, производственным опытам и требованиями, предъявляемыми производством к их профес­ сии и квалификации. После этого преподавателю необходимо тщататьно изучить квалификационную характеристику, учеб­

ную программу и учебник по курсу, ознакомиться со

специ­

альной литературой, статьями в

журналах и

брошюрах по

изучаемым вопросам, о передовом опыте или о новых

сведе­

ниях по технологии и оборудованию, чтобы ясно

себе

пред­

ставить весь объем знаний, который нужно дать

обучаемым

в процессе изучения всего курса.

преподаватель

должен

пос­

При подготовке к занятиям

тоянно изучать опыт новаторов, передовую технику и техно­ логию и широко освещать их на занятиях. При этом очень важно научить обучающихся применять полученные ими знания в своей практической деятельности.

Готовясь к уроку, преподаватель должен:

а) проанализировать предыдущие занятия, степень ус­ воения учебного материала обучаемыми, допущенные недо­ четы и наметить пути их исправления;

б) определить и сформулировать учебную и воспитатель­ ную цели урока;

(в) установить объем материала для урока в соответствии с программой и подготовкой обучаемых; тщательно изучить учебные пособия, матёриалы журналов и иных источников, освещающих изучаемые на уроке вопросы;

г) распределить учебный материал по степени важности, выделив главное, что подлежит подробному изучению и твердому закреплению, и второстепенное, с чем обучаемых

•нужно только ознакомить; д) выбрать тип урока, определить его составное части,

13