Файл: Организация и проведение теоретического обучения рабочих непосредственно на производстве (методические рекомендации)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
Эффективность обучения зависит от 'применения разно образных методов обучения. Выбор и применение тех или иных методов обучения обуславливается содержанием учеб ного материала, возрастом обучаемых, уровнем их общеоб разовательной подготовки, производственным стажем, усло виями обучения.
II.ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Планирование теоретического обучения при подготовке к повышении квалификации рабочих на производстве осу ществляется путем разработки следующих документов:
а) перспективно-тематического плана; б) планов или конспектов уроков; в) расписания учебных занятий.
Задача перспективно-тематического планирования состо ит в продуманном, рациональном распределении програм много материала каждой темы по урокам и в определении по каждому уроку соответствующих его содержанию элемен тов. Формы (компоненты) перспективно-тематического пла на определяет юам преподаватель, но, как подсказывает опыт работы преподавателей ряда предприятий, в плане це лесообразно определить дату проведения и тему урока, фор мы занятий (тип урока), перечень учебно-наглядных посо бий и технических средств обучения, которые необходимо подготовить к уроку. Целесообразно продумать вопрос и о разделе плана, в который можно вносить сведения о новых достижениях науки и техники в отрасли пищевой промыш ленности, экономической и общественно-политической жиз ни.
Перспективно-тематический план рекомендуется состав лять по предмету, на изучение которого по 'Программе отво дится 10 часов 1и более.
Так, например, по программе для индивидуальной и бри гадной подготовки пекаря на изучение темы '«Оборудование хлебопекарной промышленности» отведено 30 часов, что составляет 15 занятий по 2 академических часа. Преподава тель, ведущий этот предмет, должен, пользуясь программой, четко определить тему каждого занятия.
Перспективно-тематический план может быть составлен по следующей форме:
8
Перспективно-тематический план
по теме: «Оборудование предприятий хлебопекарной промышленности
№ |
Тема урока |
|
уроков |
||
|
||
1 |
2 |
Группа-пекари
Преподаватель — Иванов В. В.
Количество часов |
Формы занятий |
обучения |
Датапро ведения |
Примеча ние |
|
|
Наглядные |
|
|
|
|
пособия, |
|
|
|
|
технические |
|
|
|
|
средства |
|
|
1 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
1 Оборудование |
мучного |
склада |
2 |
2Виды и типы машин и оборудования, приме
|
няемые для |
подготовки |
2 |
|
3 |
и дозировки муки |
подго |
||
Оборудование |
для |
2 |
||
4 |
товки подсобного сырья |
|||
Оборудование |
для |
при |
|
|
|
готовления жидких дрож |
2 |
||
5 |
жей и заквасок |
|
||
Машины и оборудование |
2 |
|||
|
для приготовления теста |
|||
6 Оборудование для вы |
2 |
|||
|
грузки теста |
из деж |
7Тестоприготовительные
агрегаты. Агрегаты для порционного приготов ления теста системы Марсакова и бункерные агрегаты системы Гати-
лина |
2 |
8Агрегаты для непрерыв ного приготовления тес та системы И. Л. Раби
9 — 10 |
новича, Д. М. Хренова |
2 |
||
Оборудование |
для |
раз |
4 |
|
11 |
делки и формовки |
теста |
||
Оборудование |
для |
рас- |
2 |
|
12—13 |
тойки теста |
печи |
||
Хлебопекарные |
4 |
|||
14 |
Оборудование |
хлебо |
2 |
|
15 |
хранилищ и экспедиций |
|||
Обобщающе-повторите- |
2 |
|||
|
льный урок по теме |
01
= £
Лм *Я
« S3 «о х
н ° я н
>»И-
п ф
ъйЙ
. 3
со х
* Л
О *1
Си О
с 5
X О
f *
р gs
еп
2 |
2 |
|
S |
СО |
|
X |
О |
|
о |
|
|
СО |
|
|
X |
X |
|
с |
|
|
со |
а |
|
Q, |
со |
|
о |
|
|
О |
си |
|
X |
|
|
О |
и |
|
СО |
ы |
|
ч |
X |
|
О |
•е* |
|
и |
|
|
U |
к |
|
к |
U |
|
о |
|
|
со |
|
|
X |
|
|
3 |
|
|
Л |
О |
ф |
СО |
X н |
|
* |
0> |
s |
>5 |
О. |
1=5 |
Итого 30
9
Продуманные и методически правильно составленные перспективно-тематические планы обеспечивают более эф фективную подготовку к каждому уроку, широкое использо вание разнообразные форм и методов учебной работы, ра циональное применение наглядных пособий и технических средств обучения.
Для обеспечения правильной подготовки и успешного проведения занятий преподаватель должен составлять план проведения каждого урока.
В план урока включаются следующие его элементы: ор ганизационная часть, проверка и повторение пройденного материала для закрепления и установления связи с темой данного урока, изложение учебного .материала, закрепление знаний обучающихся по (вновь изложенному материалу, за дания на дом.
В необходимых случаях преподаватель составляет планконапект урока. Строго определенная структура плана-кон спекта не устанавливается, но в нем предусматривается со держание нового материала в форме тезисов. Составление конспекта особенно необходимо, когда нет учебника, при этом преподавателю рекомендуется продиктов1ать обучаю щимся для записи краткое содержание изложенного матери ала.
Учебные занятия при обучении рабочих проводятся по расписанию. В расписании указыв.аютая дни, часы, место проведения занятий, начало и конец каждого урока, фами лии преподавателей.
Продолжительность уроков по предметам теоретического обучения — 45 минут, после каждого урока предусматрива ются 10-минутные перерывы.
При индивидуальном теоретическом обучении составля ется расписание консультадий для обучающихся по изучае
мым темам программы.
Расписание занятий и консультаций, утвержденное инже нером (старшим инженером) по подготовке кадров, не менее чем за три дня до начала занятий вывешивается для озна комления с ним обучающихся и преподавателей и является
для них обязательным. .
Примерная форма расписания занятий приведена в при ложении 1.
111. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПРИ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ
Основной формой теоретического обучения является урок. Его важнейшие особенности: постоянство состава обу
10
чающихся, ограничение времени замятий, законченность изу
чаемого материала (оицределе'шюй темы); |
организатором |
урюка является преподаватель. |
|
Основные требования, предъявляемые к уроку как форме |
|
занятий — это ясная цель его и четкий план, |
рациональное |
дозирование материала по вопросам темы; идейно-политиче ская направленность, применение разнообразных методов
обучения |
с учетом |
возможностей обучающихся, со |
|
держания |
и сложности |
темы; эффективное |
использование |
учебного |
времени, полная подготовленность к |
уроку (знание |
курса, умелое использование наглядных пособий); организа ция активного участия обучающихся в изучении материала
иразвитие их самостоятельности в овладении материалом.
Взависимости от поставленной цели, объема и содержа
ния учебного материала, уровня подготовки |
обучающихся |
применяются различные типы уроков. |
|
У р о к и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и |
а л а. Вклю |
чает сообщение нового материала и ответы на вопросы обу чающихся (иногда такие уроки называют уроками-лекция
ми). Применяется при изучении сравнительно простого |
ма |
||
териала |
повествовательного |
содержания. |
Обу |
У р о |
к з а к р е п л е н и я |
з н а н и й и уме ний . |
чающиеся по заданию преподавателя выполняют лаборатор ные и практические работы, упражняются в разработке тех нологических процессов, самостоятельно работают с книгами и справочниками.
У р о к п р о в е р к и з н а н и й и ум е н и й. Целью та ких уроков является обстоятельный устный опрос обучаю щихся по разделу или теме программы, проведение письмен ных или практических контратьных работ.
К о м б и н и р о в а н н ы й |
у р о к . |
Содержит все или |
большинство структурных элементов: |
проверка выполнения |
домашних заданий, сообщение нового интервала, закрепле ние (изученного материала, самостоятельная работа обучаю щихся.
Кроме указанных типов уроков находят применение и такие типы уроков, как семинары, кино-уроки, экскурсии и
др.
При обучении рабочих на производстве применяются, как. -правило, комбинированные уроки.
Можно рекомендовать следующие основные моменты ор ганизации и проведения комбинированного урока.
Урок (начинается с организации внимания обучаемых и установления контакта с ними, проверки присутствующих, выяснения причин отсутствия кого-либо Из обучаемых на предыдущем занятии. Затем проверяется домашнее задание
i t
и проводится опрос по пройденному материалу. Вопросы при опросе и повторении материала нужно ставить в последова тельном порядке, чтобы систематизировать пройденный ма териал. Вопросы необходимо формулировать кратко, ясно, четко. В случае, когда обучаемые не могут дать правильный ответ на вопрос, преподаватель сам дает исчерпывающий -ответ. Не рекомендуется спешить с подсказыванием обуча емому, не следует допускать хоровых ответов.
На опрос по пройденному материалу отводится до 25 ми нут при продолжительности урока в 2 академических часа.
По окончании опроса преподавателю рекомендуется сде лать общее заключение, отметить положительные и отрица тельные стороны ответов, подчеркнуть главное m изучаемом материале, как бы создать переход от ранее изученного к новому материалу.
Начиная изложение нового материала, преподаватель сообщает тему и цель занятия, количество часов, предусмот ренных программой на изучение данной темы.
Учебный материал должен излагаться в определенной системе но узловым вопросам в соответствии с планом дан ного урока. Каждое положение должно подтверждаться кон кретными примерами, которые, по возможности, нужно брать из производственной практики обучающихся и преподавате ля, деятельности данного предприятия. Следует использо вать опыт передовиков и новаторов производства.
На уроке следует широко использовать наглядные посо бия и технические средства обучения. Методика их исполь зования в учебном процессе изложена в методических реко мендациях «Подбор и использование в учебном процессе учебно-наглядных пособий и технических средств обучения», изданных Учебно-методическим кабинетом Минпищепрома
СССР в 1973 г.
По каждому изученному вопросу следует делать краткое обобщение и путем опроса убедиться, всё ли понятно обуча емым. После этого можно продиктовать краткое содержа ние основных формулировок, законов, выводов по теме. Дик товать следует медленно, четко; схемы, чертежи, техниче ские термины и незнакомые слова следует записывать на доске.
На изложение нового материала отводится до 50 минут. В заключительной части урока преподаватель делает краткие выводы по изложенному материалу, отвечает на вопросы обучаемых, объясняет домашнее задание и сообща ет тему следующего занятия. На эту часть урока отводится
до 15 минут.
12
IV. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ЗАНЯТИЯМ
Преподавателями теоретического обучения могут |
быть |
квалифицированные (инженеры и техники, имеющие |
произ |
водственный опыт. |
препо |
Для осуществления успешного обучения кадров |
|
даватель должен иметь высокий идейно-политический |
уро |
вень, знать предмет, любить свою профессию, должен |
уметь |
передавать свои знания и опыт обучающимся. |
|
Решающим условием успешного обучения рабочих явля ется систематическая и всесторонне продуманная подготов ка преподавателя -по всему курсу и к каждому занятию.
Общая подготовка преподавателя к занятиям начинается с ознакомления с составом обучаемых, их общеобразователь ной и технической подготовкой, производственным опытам и требованиями, предъявляемыми производством к их профес сии и квалификации. После этого преподавателю необходимо тщататьно изучить квалификационную характеристику, учеб
ную программу и учебник по курсу, ознакомиться со |
специ |
|||
альной литературой, статьями в |
журналах и |
брошюрах по |
||
изучаемым вопросам, о передовом опыте или о новых |
сведе |
|||
ниях по технологии и оборудованию, чтобы ясно |
себе |
пред |
||
ставить весь объем знаний, который нужно дать |
обучаемым |
|||
в процессе изучения всего курса. |
преподаватель |
должен |
пос |
|
При подготовке к занятиям |
тоянно изучать опыт новаторов, передовую технику и техно логию и широко освещать их на занятиях. При этом очень важно научить обучающихся применять полученные ими знания в своей практической деятельности.
Готовясь к уроку, преподаватель должен:
а) проанализировать предыдущие занятия, степень ус воения учебного материала обучаемыми, допущенные недо четы и наметить пути их исправления;
б) определить и сформулировать учебную и воспитатель ную цели урока;
(в) установить объем материала для урока в соответствии с программой и подготовкой обучаемых; тщательно изучить учебные пособия, матёриалы журналов и иных источников, освещающих изучаемые на уроке вопросы;
г) распределить учебный материал по степени важности, выделив главное, что подлежит подробному изучению и твердому закреплению, и второстепенное, с чем обучаемых
•нужно только ознакомить; д) выбрать тип урока, определить его составное части,
13