ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Ф.Н. ФОМЕНКО
БУРЕНИЕ
СКВАЖИН
ЭЛЕКТРО
БУРОМ
Ф. Н. ФОМЕНКО
4* . * > |
{ |
БУРЕНИЕ
СКВАЖИН
ЭЛЕКТРО
БУРОМ
N
ИЗДАТЕЛЬСТВО « Н Е Д Р А »
МОСКВА 1974
|
іная |
1 |
УДК 622.24.054.33 |
Гео. «ублмчная |
|
н **ИИО-Т»ХММЧ*»СК*>“5 |
|
‘ |
/* \ „ J |
•' |
V |
гі - |
~ |
А * |
|
|
-— |
|
|
Ч - ч - № |
1 / |
|
$ О Ч % \
уо
Фоменко Ф. Н. Бурение скважин электробуром. М., «Недра», 1974, 272 с.
В книге изложены основы техники и технологии элек тробурения, а также дана история его развития. Про анализированы условия работы и рассмотрены особен ности расчета электробуров, изложены основы кон струирования электробуров и токоподвода, описаны конструкции электробуров, токоподвода, наземного электрооборудования, телеметрической системы. Изло жены основы технологии бурения электробурами и ме тодика исследований режимов бурения электробурами при проходке опорно-технологических скважин, при ведены результаты исследований режимов бурения в промысловых условиях с помощью электробуров, а также изложены методика и опыт бурения наклонно направленных скважин с применением телеметрической системы. Приведены оптимальные параметры забойных машин и методика их определения.
Книга предназначена для инженерно-технических и научных работников буровых предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также для конструкторов бурового оборудования.
Таблиц 41, иллюстраций 137, список литературы — 95 названий.
0382-47 Ф 043(01)-74 230'73
© Издательство «Недра», 1974.
ВВЕДЕНИЕ
Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин в СССР развивается глав ным образом на основе применения забойных двигателей, обусловливающих высокопроизво дительный процесс бурения и значительную степень автоматизации процесса проходки вертикальных и наклонно-направленных сква
жин.
Применение в качестве забойного агрегата электродвигателя, соединенного с долотом, предлагалось многими изобретателями в раз ных странах мира с давних времен.
Идея перенесения бурового электродвига теля на забой скважины принадлежит инже неру В. И. Делову, предложившему в 1897 г. электрический автоматический аппарат для ударного бурения, спускаемый в скважину на
канате [46].
Аппарат Делова состоял из соленоида, по мещенного в герметически запаянный цилиндр, сердечника, к которому присоединена ударная штанга с долотом, и устройства, автоматиче ски поворачивающего механизм на определен ный угол после каждого удара. Этот аппарат был построен и демонстрировался на Нижне
городской промышленной |
выставке в |
1903 г. |
В 1904 г. Германским |
акционерным |
обще |
ством глубокого бурения был предложен «электрический буровой аппарат», который, так же как и аппарат Делова, был предназна чен для ударного бурения скважин. Он со стоял из соленоидов, поднимавших ударную штангу (поворот штанги осуществлялся четы рехполюсным электродвигателем постоянного тока). Спуск аппарата в скважину предусмат ривался на полом канате-кабеле, через кото рый должна была прокачиваться промывоч
ная |
жидкость. |
1* |
3 |
В 1909 г. Дудниковским и Потворским (Австро-Венгрия) был предложен аппарат для глубокого вращательного бурения, пред ставляющий электродвигатель, непосредственно соединенный со шнеком и долотом и опускаемый в скважину на канате с электро кабелем. Над электродвигателем располагалась желонка, в кото рой должна была собираться выбуренная горная порода,^подни маемая шнеком. Аппарат крепился на конце обсадных труо, кото рые опускались в скважину по мере ее углубления.
В 1912 г. в Румынии инженер Кантили применил электробур своей конструкции при бурении скважины в районе Кампина. Од нако этот электробур был крайне несовершенен, его приходилось поднимать на поверхность после каждого метра проходки [46].
Для снижения числа оборотов долота электробура оощество «Ситроен» предложило в 1918 г. многоступенчатый редуктор ори гинальной конструкции, имеющий небольшие габаритные размеры.
Во всех перечисленных выше изобретениях не была удовлетво рительно решена задача защиты электродвигателя и других меха низмов забойного агрегата от проникновения в их полость промы вочной жидкости и выбуренной породы. Впервые эта задача была разрешена студентом Петербургского политехнического института А. Арутюновым, предложившим в 1914 г. наполнять электродвига тель маслом, создавая при помощи поршня давление внутри двигателя, превышающее давление окружающей среды. В даль нейшем А. Арутюнов за границей на основе этого принципа разра ботал электродвигатель к погружному насосу системы «Реда» (русский электродвигатель Долгова и Арутюнова) для эксплуата ции водяных и нефтяных скважин широко применявшемуся в неф тяной промышленности [12], а также электробур своей конструкции.
В нашей стране изобретатели неоднократно обращались к про блеме создания электробура и системы токоподвода к нему. В 1929 г. И. Ф. Мухартов предложил электробур с редуктором и приспособлением элеваторного типа для удаления выбуренной горной породы. Этот электробур опускается в скважину на канате и стопорится на конце обсадной колонны, опускаемой по мере уг
лубления скважины.
В 1930 г. Г. 3. Налбандовым был сконструирован более совер шенный маслонаполненный редукторный электробур, схожий по конструкции с редукторным турбобуром М. А. Капелюшникова. В электробуре Г. 3. Налбандова был предусмотрен маятниковый электрический прибор для указания отклонения ствола скважины
от вертикали во время бурения.
Защите механизмов электробура от проникновения промывоч ной жидкости посвящены последующие три изобретения. В 1930 г. Н. К. Архангельским было предложено создавать противодавление в электробуре за счет разности удельных весов масла, наполняю щего электробур, и промывочной жидкости, для чего применен гибкий водонепроницаемый маслонаполненный шланг, идущий к электробуру от поверхности земли. Электроэнергию предполага
4
лось подводить при помощи того же шланга, в котором должны были монтироваться провода.
В том же году братья Кирсановы предложили создавать про тиводавление в масле, наполняющем электробур, при помощи про межуточного поршня, но с применением пружины, оказывающей дополнительное давление на поршень независимо от глубины погру жения электробура, т. е. независимо от гидростатического давле ния окружающей жидкости. (В 1934 г. пружинный лубрикатор к погружному маслонаполненному электродвигателю был запатен тован в США А. Арутюновым.)
К проблеме защиты электробура от проникновения окружаю щей жидкости относилось также изобретение Т. Я. Евсюкова, ко торый в 1935 г. предложил заключить электродвигатель с привод ным механизмом в кожух, представляющий собой воздушный колокол.
Учитывая трудности спуска электробура на бурильных трубах и подвода электроэнергии к нему, в 1933—1934 гг. были сконструи рованы новые электробуры для вращательного бурения, опускаемые в скважину на кабеле-канате или на обсадных трубах. В таких электробурах проблемой является создание способа компенса ции реактивного момента. Для разрешения этой задачи С. И. Бед няковым был предложен электробур, опускаемый в скважину на канате и отличающийся тем, что для компенсации реактивного момента и лучшего разбуривания забоя скважины применены два вращающихся в противоположные стороны долота, из которых до
лото меньшего |
диаметра соединено |
с валом электродвигателя, |
а долото большего диаметра — с кожухом аппарата. |
||
Электробур |
М. М. Скворцова и |
Б. М. Плюща опускается на |
канате или трубах с оригинальной системой зубчатых передач, ко торые приводили во вращение две фрезы с горизонтальной осью
ивесь аппарат вокруг вертикальной оси.
ВСССР в 1947—1954 гг. инженеры А. А. Минин, Н. К. Архан гельский, К. А. Чефранов и А. А. Погарский работали над созда нием электробура, опускаемого в скважину на кабеле-канате [53, 55]. В этом электробуре нет специальных устройств, уравновеши вающих агрегат на забое. Реактивный момент долота, по пред ложению А. А. Минина, уравновешивается инерцией корпуса бурильного агрегата, разгоняемого попеременно в обе стороны до определенной наперед заданной скорости. Реверсирование электро двигателя для этой цели осуществляется с поверхности.
Преимуществами электробура на кабеле-канате являются зна чительное ускорение спуско-подъемных операций, отсутствие ко лонны бурильных труб, облегчение и упрощение наземного обору дования, снижение давления на пласт, облегчение труда буровой бригады, сокращение ее состава и др. Однако скорость бурения этим электробуром и проходка на долото настолько малы, что не окупаются при повышении скорости спуско-подъемных операций.
5
В электробуре системы «Мализ» [57] токоподвод осуществля ется отдельными кабельными секциями, вмонтированными в бу рильные трубы. Проводники кабеля заключаются в трубку, прикрепленную к внутренней стенке бурильной трубы, и таким об разом изолируются от внешнего воздействия. В замковых соедине ниях бурильной трубы особой конструкции монтируются изолиро ванные контактные кольца, соединяемые с кабельной секцией. При свинчивании бурильных труб кабельные секции автоматически соединяются между собой и в результате образуется непрерывный трехжильный токоподвод к электробуру. Электродвигатель масло наполненный. В электробуре системы «Мализ» оригинален также механизм разбуривания забоя скважины тремя фрезами, вращаю щимися вокруг собственной оси и центральной оси вместе со всей бурильной колонной. Для этого электробура была также разра ботана система автоматической подачи долота на забой сква жины в процессе бурения с применением электродифференциального механизма, реагирующего на изменение тока электро двигателя.
Фирма «Малтископ» (Кофивил, Канзас) продолжительное время работала над электробуром Форестера [13], особенностью которого является использование обсадных труб в качестве буриль ных. Электробур Форестера имеет электродвигатель мощностью 13 кВт при 3600 об/мин; скорость вращения с помощью редуктора снижается вдвое. Вследствие большой скорости вращения приме няется специальное корундовое долото. Циркуляция промывочной жидкости осуществляется через обсадную колонну, как и при обычном бурении. Этот электробур впервые испытывался в 1940 г. при бурении неглубокой скважины в Тексасе; опытные работы вели вплоть до 1948 г., но ожидаемых результатов не получили.
В 1947 г. в США впервые был испытан спускаемый на кабелеканате электробур системы А. Арутюнова (фирма «Реда») [13, 91]. Промышленные испытания его проводили в Оклахоме при буре нии до 400 м алмазными долотами в пропластках крепкой горной породы мощностью до 20 м. При этом механическая скорость со ставляла 2—4 м/ч, что можно объяснить небольшой мощностью электробура и малыми осевыми нагрузками на долото. По имею щимся данным при бурении электробуром этого типа было не сколько прихватов с оставлением всего агрегата на забое сква жины.
Описанные выше системы электробуров либо не были осуще ствлены на практике, либо не доведены до промышленного приме нения.
Впервые конструкция электробура, нашедшая промышленное применение, была создана в Советском Союзе в 1937—1940 гг. ин женерами А. П. Островским, Н. В. Александровым, Н. Г. Григоря ном, А. Л. Ильским и другими при участии автора.
Первый электробур, при помощи которого в Азербайджане была успешно пробурена скважина глубиной около 1500 м, состоял
6
из трехфазного четырехполюсного электродвигателя мощностью 70 кВт, планетарного одноступенчатого редуктора, снижавшего скорость вращения двигателя в 4 раза (с 1450 до 363 об/мин), и шпинделя, соединявшего редуктор с долотом. Наружный диаметр электробура составлял 324 мм, длина — 8,5 м.
Для защиты механизмов электробура от окружающей жидко сти двигатель, редуктор и шпиндель наполняли маслами различ ной вязкости, разделяя их поршневыми и сальниковыми устрой ствами. Внутри электробура при помощи компенсатора с тяжелым поршнем создавалось противодавление. Электродвигатель с редук тором и шпинделем заключали в цилиндрический кожух-трубу; назначение последнего состояло в образовании кольцевого зазора, по которому промывочная жидкость направлялась из бурильной колонны к долоту.
Электроэнергия к электробуру подводилась при помощи цен трально расположенных в бурильных трубах отрезков трехжиль ного кабеля с резиновой изоляцией. Отрезки кабеля между собой соединялись специальными резиновыми муфтами.
Долото на забой подавалось электродифференциальным регу лятором, разработанным в те же годы инженерами А. П. Остров ским, И. М. Ратманом и другими.
После испытаний, проведенных в 1940 г., доказавших принци пиальную возможность создания электробура и токоподвода к нему, были начаты разработка и изготовление более совершен ных машин большей мощности и меньшего диаметра, в том числе безредукторного электробура [1, 22, 69].
В период Великой Отечественной войны на несколько лет было приостановлено дальнейшее развитие электробурения. В 1947 г. опытно-конструкторские работы по созданию электробуров возоб новились. В 1948 г. были изготовлены первые безредукторные электробуры с наружным диаметром 250 мм. Испытания на про мыслах Азербайджана в 1948—1950 гг. и в Башкирии в 1950— 1951 гг. подтвердили их эффективность [23, 24]. С 1952 г. в этих районах началось опытно-промышленное бурение электробурами. Были созданы специализированные цехи электробурения, при этом были достигнуты высокие технические показатели бурения [32, 38]. В дальнейшем электробурение нашло применение на промыслах Украины, Куйбышевской области, Туркмении.
Научно-исследовательские и экспериментально-конструкторские работы по совершенствованию комплекса оборудования электробу ровой установки и отработке технологии бурения электробурами проводились сначала Специальным конструкторским бюро № 1 Ми нистерства нефтяной промышленности, затем Всесоюзным институ том буровой техники (ВНИИБТ) в содружестве с Харьковским электромеханическим заводом, Всесоюзным электротехническим ин ститутом (ВЭИ), НИИ кабельной промышленности, конторами бурения и другими предприятиями и научно-исследовательскими
7