Файл: Фоменко, Ф. Н. Бурение скважин электробуром.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

институтами и с 1963 г. Специальным конструкторско-технологиче­ ским бюро по электробурению и ВНИИБТ.

В процессе внедрения электробурения решались сложные тех­ нические проблемы, в частности были созданы:

1)необычная конструкция длинных электродвигателей большой мощности диаметрами 164-ь290 мм;

2)конструкция надежной обмотки забойного электродвига­ теля, способная работать в масле в условиях значительных виб­ раций;

3)пята на подшипниках качения, способная воспринимать высокие динамические осевые нагрузки;

4)уплотнения вращающихся валов в специфических условиях работы на забое;

5)токоподвод повышенной надежности и др.

Схема электробуровой установки, нашедшей промышленное применение в СССР, приведена на рис. 1.

Оборудование буровой обычное. Электробур с долотом опуска­ ется в скважину на бурильных трубах, через которые прокачива­ ется промывочная жидкость. Электроэнергия к нему подводится по кабелю, вмонтированному в бурильные трубы. В токоприемнике кабель вводится внутрь бурильных труб. Наличие в токоприемнике скользящих контактов позволяет в случае надобности проворачи­ вать колонну в процессе бурения или вращать ведущую трубу при наращивании. Кабель вмонтирован в бурильные трубы отрезками, которые при свинчивании труб соединяются специальными кон­ тактными муфтами, укрепленными в бурильных замках.

Процесс бурения осуществляется с применением автоматиче­ ского регулятора подачи долота, соединенного с промежуточным валом лебедки цепной передачей. Регулятор подачи плавно подает

долото на забой, замедляет или ускоряет

подачу в

зависимости

от загрузки двигателя и буримости породы.

состоит

из двигателя

Конструкция современного электробура

и привинчиваемого к нему на конической резьбе шпинделя.

Для бурения наклонно-направленных скважин применяют ме­ ханизмы искривления МИ, с помощью которых в месте присоеди­ нения шпинделя к двигателю электробур искривляется на 1, 1,5 и 2°. Механизмы искривления в виде отдельного узла монтируют между двигателем и шпинделем.

Для контроля за траекторией скважины применяется телемет­ рическая система СТЭ, дающая сведения об угле наклона сква­ жины, азимуте и положении отклонителя с учетом угла закручи­ вания колонны от действия реактивного момента электробура. Для электробурения также создан датчик действительной забойной осе­ вой нагрузки и вибраций.

Для уменьшения скорости вращения долота и повышения вра­ щающего момента применяют редукторы-вставки, которые так же, как и механизмы искривления, монтируют между обычными дви­ гателями и шпинделями.

8


10

Рис. 1. Схема электробуровой установки:

I — долото;

2 — электробур;

3 — бурильная

труба;

4 — ка­

бель внутри

бурильной

трубы; 5 — ротор;

6 — кнопочный

пульт; 7 — ведущ ая труба

с кабелем

внутри;

8 — токо­

приемник;

9 — кабель

наружный;

10 — буровой

шланг;

II — вертлюг; 12 — лебедка;

13 — автоматический

регуля­

тор подачи;

14 — распределительное

устройство

высокого

напряжения;

15 — трансформатор для

питания

 

электро­

бура;

16 — станция управления

 

электробуром.


Для отбора керна используется приставка, состоящая из тол­ стостенной трубы с керноприемной трубой внутри.

Современные электробуры изготовляют диаметром 290, 250, 240, 215, 185, 170 и 164 мм. Они отличаются от первого опытного электробура, испытанного в 1940 г., значительным увеличением мощности электродвигателя (75—240 кВт) при существенном уменьшении наружного диаметра.

Внастоящее время в СССР продолжаются дальнейшие опытно­ конструкторские и исследовательские работы, направленные на повышение эффективности бурения электробуром и надежности его в работе, снижение стоимости проходки, а также на расшире­ ние области применения электробуров, особенно там, где это наи­ более экономически выгодно: бурение скважин с применением утяжеленных растворов, управляемое с поверхности бурения на­ клонных скважин, бурение глубоких и опорно-технологических скважин, с алмазными долотами, с продувкой забоя газом и про­ мывкой аэрированной жидкостью.

Вряде стран в последние годы проявляется значительный ин­ терес к электробурению. В ФРГ выдан ряд патентов на электробуры

итокоподвод к ним. Так, например, выдан патент на устройство для глубокого вращательного бурения, подвешенное на канате и приводимое в действие при помощи электричества. Верхняя часть устройства прижимается к стенке скважины при помощи ради­ ально движущегося упора, нижняя часть, несущая бурильную го­ ловку, выдвигается в направлении бурения относительно верхней части. Для управления упорами предусмотрен электрический гиро­ скоп, который посредством распределительного диска и коммута­ ционного гидравлического аппарата осуществляет привод упоров агрегата. Причем в одной из модификаций в нижней части агре­ гата предусмотрены оптика и.телевизионный аппарат для наблю­ дения за бурголовкой [94].

Патент выдан на электробур для глубокого бурения, предусмат­ ривающий особую систему гидравлической защиты полости элект­ робура, заполненной маслом [92].

В ФРГ выданы и другие патенты на технические средства для электробурения, в том числе на токоподвод в бурильных трубах с накидными муфтами. Токоподвод смещен к периферии и этим обеспечивается пропуск торпеды.

На промысле в ФРГ акционерным обществом по добыче и пе­ реработке нефти был успешно применен электробур, разработан­ ный фирмами «AEG» и «ITG, Celle». Электробур имел асинхрон­ ный трехфазный двигатель (54 кВт, 660 В, частота тока 8—16 Гц, скорость вращения вала 150—330 об/мин). Номинальный момент 175 кгс-м, максимальный 315 кгс-м. Общая длина, включая ком­ пенсатор и головку электробура, 18,6 м, наружный диаметр 254 мм. Двигатель заполнен маслом. Расход масла пополняется компенсатором, одновременно передающим давление внешней среды внутрь машины [93].

10


Токоподвод — трехжильный, смонтирован отрезками по длине свечи (18 м). Контактные соединения выполнены подобно токопод­ воду, применявшемуся до 1960 г. в советском электробуре. Отли­ чием является применение О-образных уплотнительных колец для уплотнения соединений. Этим электробуром был успешно пройден интервал 208—771 м.

В США помимо электробура Форестера и Арутюнова в послед­

нее

время разрабатывается

и испытывается

(в процессе бурения

промышленных скважин

в

Техасе

близ

Марбл

Фоллз)

буро­

вая

установка с гибким

кабель-шлангом, на конце

которой

укре­

плен электробур.

Для

быстрого и

непрерывного

подъема

гиб­

кого

шланга (со

скоростью

45 м/мин) применяется специальный

ретрэктор, состоящий из бесконечной цепи гидравлических зажи­ мов. При бурении в твердых гранитах у Марбл Фоллз механиче­ ские скорости достигают l,5-f-3 м/ч [95].

Основным преимуществом нового армированного шланга явля­ ется высокий предел прочности его на разрыв, роль которого будет возрастать при бурении глубоких скважин. При подъеме гибкого шланга для смены долота может работать один человек. Мощный забойный усовершенствованный двигатель фирмы «Реда» управ­ ляется с поверхности. Через кабель-шланг, укладываемый по мере прохождения через ретрэктор в большую корзину, буровой рас­ твор циркулирует даже во время спуско-подъема.

Над электробуром на шланго-кабеле работают во Франции. Установка смонтирована на судне и предназначена для бурения на море. Спуско-подъем осуществляется лебедкой.

Много фирм и организаций работает над созданием различных систем электробуров, что обусловлено прогрессивностью приме­ нения электродвигателя для бурения.


Р А З Д Е Л I О С Н О В Ы

КОНСТРУИРОВАНИЯ

ЭЛЕКТРОБУРОВ

ГЛАВА 1

УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОБУРОВ

Условия работы электробура предопреде­ лили уникальную конструкцию его двигателя и шпинделя. Эти условия характеризуются:

небольшим диаметром скважины; работой в потоке промывочной жидкости —

бурового раствора — под высоким гидроста­ тическим давлением;

высокой температурой окружающей среды; передачей через электробур на долото зна­ чительной части веса колонны бурильных труб; сильными вибрациями с соответствующей

динамикой осевой нагрузки; большими значениями потребного вращаю­

щего момента и мощности с частыми пере­ грузками и пиками нагрузки при значитель­ ном удалении источника питания от двига­ теля.

Рассмотрим влияние каждого из указан­ ных факторов на конструкцию электробура.

Диаметр скважины и электробура

В зависимости от конкретных геологиче­ ских условий, глубины и конструкции сква­ жины применяют различные долота и забой­ ные машины, размерный ряд которых приве­ ден в табл. 1.

Указанные в табл. 1 зазоры для долот диаметрами 161—346 мм являются минималь­ ными с технологической точки зрения. Они устанавливаются главным образом, исходя из условий предотвращения прихвата электро-

12

 

Размерный

ряд электробуров (размеры в мм)

 

 

Радиальный

 

 

Диаметр

Диаметр

зазор между

Диаметр

Диаметр

долота

электробура

электробуром

долота

электробура

и стенкой

скважины

Таблица 1

Радиальный зазор между электробуром и стенкой скважины

490

290

100

269

240

14,5

445

290

77,5

243

215

14

394

290

52

214

185

14,5

370

290

40

212

185

13,5

346

290

28

190

170

10

320

250

35

188

164

12

295

250

22,5

161

140

10,5

бура в скважине. В осложненных геологических условиях, обус­ ловливающих затяжки и прихваты бурильной колонны, прихо­ дится применять электробуры с большими зазорами, например, электробур диаметром 215 мм с 269-мм долотом. Небольшой на­ ружный диаметр электробура обусловливает большую его длину, превышающую диаметр в 30—50 раз.

Работа в буровом растворе

В буровом растворе могут содержаться различные химические реагенты и соли (в %):

Н е ф т ь ........................................................................................

До

20

Каустическая сода NaOH ......................................................

До

0,8

Кальцинированная сода Na2C03 ..........................................

До

1,5

Жидкое стекло Na2SiC> 3 .........................................................

До

3—4

Сульфит-спиртовая барда ( С С Б ) ......................................

До

2—3*

Углещелочной реагент (бурый уголь с каустической

 

*

содой) ................................................................................

 

1,5—2*

Соли NaCl, KCl, MgCl2, СаС12, поступающие с пласто­

 

0,5—30

вой жидкостью и с выбуренной породой...................

 

Гипан, метас . . . ' . .............................................................

 

1,5*

Окзил ........................................................................................

 

2—3 *

Смад ........................................................................................

 

3—6 *

Н итролигнин............................................................................

1,5—2*

* В пересчете на сухое вещество.

 

 

Буровой раствор представляет собой щелочную

среду с рН =

= 8-4-12. Раствор может быть утяжелен баритом, гематитом, маг­ незитом до удельного веса 2,3, кроме того, при неудовлетворитель­ ной очистке в нем содержатся частицы выбуренной горной породы.

В ряде случаев при соответствующих геологических условиях для промывки применяется вода.

Электробур в процессе работы подвергается действию давления промывочной жидкости, заполняющей скважину. Так, при глубине

13