Файл: Практическое задание 4, Модуль Нарушения темпа речи и заикание слушатель Антонова Дарина Сергеевна Преподаватель Минеева Оксана Александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620) new

Дисциплина: Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания

Практическое задание 4, Модуль 4. Нарушения темпа речи и заикание


Выполнил:

слушатель Антонова Дарина Сергеевна

Преподаватель:

Минеева Оксана Александровна

г. Москва - 2023

Цель: сформировать умение анализировать механизм и структуру дефекта при нарушениях темпа речи и заикании, дифференцировать основные характеристики заикания, как речевого нарушения; составлять рекомендации для родителей детей с заиканием.
Задание 1. На основе изученного материала лекций, Приложений и дополнительных источников заполните таблицу «Основные характеристики заикания»:


п/п

Характеристики

Содержание

1.

Определение

 Заикание-нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

2.

Формы (клинические)

 Функциональное и органическое. Органическое заикание возникает только при органических поражениях ЦНС, встречается довольно редко и может проявиться в любом возрасте.

Функциональное-без органических поражений ЦНС, возникает внезапно в результате психической травмы у легковозбудимых детей.

3.

Причины (предрасполагающие, провоцирующие)

Внутренние причины

1) Патология во время беременности и родов.

2) Неблагоприятная наследственность.

3) Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции. 4) Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

Заиканию подвержен определённый тип нервной системы, который не выдержит определённых нагрузок, стрессов.

1) Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье.

2) Заикание у детей может быть как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку.

3) Заикание может возникнуть из-за диссонанса между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу.

4) Заикание может возникнуть по подражанию заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.

5) Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Иногда носит сезонный характер, то есть проявляется только весной и осенью.

6) Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.

4.

Механизм возникновения

 Механизм заикания вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани.

5.

Виды судорог (по форме)

 Тонические, клонические, смешанные

6.

Степени

 3 степени заикания: лёгкая, средняя, тяжёлая

7.

Типы течения

 Постоянный-возникает постоянно в различных формах речи, ситуациях; волнообразный-заикание то усиливается, то ослабевает, но не исчезает; рецидивирующий-то возникает, то исчезает.


 

Задание 2. Решите ситуационную задачу:

Вы работаете логопедом в развивающем центре. К Вам на консультацию пришла мама с мальчиком 5 лет. Ребенок астеничный, гиперактивный, беспокойный. Речевое развитие соответствует возрасту. В речи наблюдаются запинки. Со слов мамы, ее сын очень любит смотреть телевизор и играть в мобильные игры. Дома и детском саду часто впадает в истерики, кричит, дерется.

Задание:

1)     Предположите форму заикания у данного ребенка. Обоснуйте свой ответ.

2)     Составьте план первичной беседы с мамой ребенка. Укажите перечень вопросов, которые необходимо включить в беседу.

3)     Составьте рекомендации для родителей данного ребенка.


  1. Функциональное заикание лёгкой степени.

Ребёнок с легковозбудимой нервной системой, повышенной агрессией, испытывает дефицит общения со сверстниками, а точнее не умеет с ними общаться так как в свободное время «общается» с телефоном и телевизором. Спазм происходит в результате нервного перевозбуждения.


  1. Беседа с мамой

  1. Анкетные данные.

  2. Анамнез

Сведения о семье

Мать_______________

Отец_______________

Наследственные заболевания____________________________________ Характеристика речи окружающих ребенка людей___________

Материально-бытовые условия в семье _______

Общий анамнез

Какая по счету беременность _____

Особенности протекания беременности_______

Особенности течения родов________________________

Вес и рост ребенка при рождении_________________

После выписки из родильного дома:

Особенности сна___________________________________

Особенности бодрствования _______________________

Особенности грудного вскармливания ___________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

до одного года________________________________

после одного года______________

  1. Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей,) __________________

  2. Индивидуально-психологические особенности ребенка.


1. Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений _____________________

2. Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________

3. Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

  • активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) ______________

  • устойчивость и преобладающий фон настроения____________________

  • степень эмоциональной возбудимости__________________________

5. Другие особенности: __________

6. Другие нарушения речи________
Вопросы для беседы с мамой: (вопросы будут направлены на исследование эмоциональной сферы в семье, ее микроклимата, чтобы понять, откуда у ребёнка агрессивное отношение к окружающим)

- Полная семья или нет;

- Кто занимается воспитанием ребёнка?

- Работаете вы или нет?

- Как проводите вечера? Выходные?

- Какие отношения у ребёнка с отцом? Достаточно ли внимания уделяет отец

ребёнку?

- Есть ли младший ребёнок?

- Рассказывает ли ребёнок, как прошёл день? Что ему запомнилось? Что понравилось, что расстроило?



  1. Рекомендации для родителей:

Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно.

Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.

Создайте дома зону психологического комфорта, следите за манерой общения с супругом и другими членами семьи, ведь ребёнок очень часто перенимает манеру общения, подражает взрослым. Отвлеките ребёнка от телефона и телевизора, организовав совместную деятельность. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить. Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку. Самое главное: показывайте позитивный жизненный настрой.

Составьте режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.

Ходите в гости, где есть сверстники вашего ребёнка и приглашайте гостей к себе. Привлекайте ребёнка к ожиданию гостей (испечём печенье, подготовим игры). Читайте вместе книги, беседуйте, обсуждайте прочитанное.

Запишите ребёнка в студию хорового пения.

Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения,
которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.