Файл: Практическое задание 4, Модуль Нарушения темпа речи и заикание слушатель Антонова Дарина Сергеевна Преподаватель Минеева Оксана Александровна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620) new
Дисциплина: Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
Практическое задание 4, Модуль 4. Нарушения темпа речи и заикание
Выполнил:
слушатель Антонова Дарина Сергеевна
Преподаватель:
Минеева Оксана Александровна
г. Москва - 2023
Цель: сформировать умение анализировать механизм и структуру дефекта при нарушениях темпа речи и заикании, дифференцировать основные характеристики заикания, как речевого нарушения; составлять рекомендации для родителей детей с заиканием.
Задание 1. На основе изученного материала лекций, Приложений и дополнительных источников заполните таблицу «Основные характеристики заикания»:
№ п/п | Характеристики | Содержание |
1. | Определение | Заикание-нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата |
2. | Формы (клинические) | Функциональное и органическое. Органическое заикание возникает только при органических поражениях ЦНС, встречается довольно редко и может проявиться в любом возрасте. Функциональное-без органических поражений ЦНС, возникает внезапно в результате психической травмы у легковозбудимых детей. |
3. | Причины (предрасполагающие, провоцирующие) | Внутренние причины 1) Патология во время беременности и родов. 2) Неблагоприятная наследственность. 3) Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции. 4) Болезни органов речи (гортань, нос, глотка). Внешние причины: Заиканию подвержен определённый тип нервной системы, который не выдержит определённых нагрузок, стрессов. 1) Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. 2) Заикание у детей может быть как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. 3) Заикание может возникнуть из-за диссонанса между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. 4) Заикание может возникнуть по подражанию заикающемуся члену семьи или другому ребёнку. 5) Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Иногда носит сезонный характер, то есть проявляется только весной и осенью. 6) Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают. |
4. | Механизм возникновения | Механизм заикания вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. |
5. | Виды судорог (по форме) | Тонические, клонические, смешанные |
6. | Степени | 3 степени заикания: лёгкая, средняя, тяжёлая |
7. | Типы течения | Постоянный-возникает постоянно в различных формах речи, ситуациях; волнообразный-заикание то усиливается, то ослабевает, но не исчезает; рецидивирующий-то возникает, то исчезает. |
Задание 2. Решите ситуационную задачу:
Вы работаете логопедом в развивающем центре. К Вам на консультацию пришла мама с мальчиком 5 лет. Ребенок астеничный, гиперактивный, беспокойный. Речевое развитие соответствует возрасту. В речи наблюдаются запинки. Со слов мамы, ее сын очень любит смотреть телевизор и играть в мобильные игры. Дома и детском саду часто впадает в истерики, кричит, дерется.
Задание:
1) Предположите форму заикания у данного ребенка. Обоснуйте свой ответ.
2) Составьте план первичной беседы с мамой ребенка. Укажите перечень вопросов, которые необходимо включить в беседу.
3) Составьте рекомендации для родителей данного ребенка.
-
Функциональное заикание лёгкой степени.
Ребёнок с легковозбудимой нервной системой, повышенной агрессией, испытывает дефицит общения со сверстниками, а точнее не умеет с ними общаться так как в свободное время «общается» с телефоном и телевизором. Спазм происходит в результате нервного перевозбуждения.
-
Беседа с мамой
-
Анкетные данные. -
Анамнез
Сведения о семье
Мать_______________
Отец_______________
Наследственные заболевания____________________________________ Характеристика речи окружающих ребенка людей___________
Материально-бытовые условия в семье _______
Общий анамнез
Какая по счету беременность _____
Особенности протекания беременности_______
Особенности течения родов________________________
Вес и рост ребенка при рождении_________________
После выписки из родильного дома:
Особенности сна___________________________________
Особенности бодрствования _______________________
Особенности грудного вскармливания ___________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:
до одного года________________________________
после одного года______________
-
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей,) __________________ -
Индивидуально-психологические особенности ребенка.
1. Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений _____________________
2. Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________
3. Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
-
активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) ______________ -
устойчивость и преобладающий фон настроения____________________ -
степень эмоциональной возбудимости__________________________
5. Другие особенности: __________
6. Другие нарушения речи________
Вопросы для беседы с мамой: (вопросы будут направлены на исследование эмоциональной сферы в семье, ее микроклимата, чтобы понять, откуда у ребёнка агрессивное отношение к окружающим)
- Полная семья или нет;
- Кто занимается воспитанием ребёнка?
- Работаете вы или нет?
- Как проводите вечера? Выходные?
- Какие отношения у ребёнка с отцом? Достаточно ли внимания уделяет отец
ребёнку?
- Есть ли младший ребёнок?
- Рассказывает ли ребёнок, как прошёл день? Что ему запомнилось? Что понравилось, что расстроило?
-
Рекомендации для родителей:
Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно.
Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.
Создайте дома зону психологического комфорта, следите за манерой общения с супругом и другими членами семьи, ведь ребёнок очень часто перенимает манеру общения, подражает взрослым. Отвлеките ребёнка от телефона и телевизора, организовав совместную деятельность. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить. Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку. Самое главное: показывайте позитивный жизненный настрой.
Составьте режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
Ходите в гости, где есть сверстники вашего ребёнка и приглашайте гостей к себе. Привлекайте ребёнка к ожиданию гостей (испечём печенье, подготовим игры). Читайте вместе книги, беседуйте, обсуждайте прочитанное.
Запишите ребёнка в студию хорового пения.
Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения,
которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.