Файл: Урок русского языка на тему "Неопределенные местоимения".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка на тему "Неопределенные местоимения".
Учитель: Баланюк Елена Васильевна (учитель начальных классов)
Разделы: Русский язык
Класс: 6
Тип урока: урок изучения нового материала - «открытие новых знаний».
Цель: ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений – неопределённые местоимения.
Задачи:
1) обучающая: дать сведения об отличительных признаках неопределённых местоимений и их образовании;
2) развивающая: сформировать умения извлекать нужную информацию из различных источников,
3) воспитывающая: воспитание внимательного отношения к языку, культуры работы в группе, интереса к предмету «Русский язык».
Используемые технологии: технологии разноуровневого обучения, технологии обучения на основе опорных схем, здоровьесберегающие технологии, развитие критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.
Методы и приёмы: беседа – приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы, метод иллюстраций – приём показа, обсуждение увиденного, игровые приёмы, метод самостоятельной работы.
Формы работы: устная, письменная, индивидуальная, работа в группах, фронтальная.
Оборудование: учебник русского языка под ред. М.М. Разумовская для 6 класса, карточки, презентация, проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап актуализации знаний и мотивации учебной деятельности учащихся. 1. Актуализация знаний. 2.Постановка учебной задачи. | Здравствуйте, ребята. -Какую часть речи изучаем? -Что вы знаете о местоимениях? - Чтобы вспомнить изученный материал предлагаю сыграть в игру «Верю, не верю»!
(Текст записан на доске или распечатан на каждого ученика) - Прочитайте текст. Проанализируйте и определите значение подчеркнутых слов. Несколько учеников одного класса решили перед праздником убрать пришкольную территорию. Кое-кто из них захотел ускорить работу. Кто-то предложил выйти на уборку, не известив никого. (Учитель задает вопросы) - Можно ли определить, сколько учеников принимало решение убрать пришкольную территорию? - Кто конкретно хотел ускорить уборку? - Кто предложил выйти на уборку без согласования с другими ребятами? - К какой части речи относятся подчеркнутые слова? -Какие разряды местоимений вы знаете? -Указывают ли подчеркнутые местоимения точно на количество, признак или предмет? -Определите, какие местоимения вы будете сегодня изучать? -Зачем вам это нужно? | -Ответы учащихся…(фронтально) Взаимопроверка. Ответы: да, нет, да, да, нет. Условие: если все плюсы «5», если один минус «4», если два минуса «3», если больше минусов «2» соответственно. Поднимите руки, у кого нет минусов! Молодцы! У кого одна ошибка? – Хорошо! У кого два минуса? Понятно! У кого больше ошибок? Хорошо, порадовали, это ваши первые оценки за урок! Ребята, кто допустил ошибки, Вам необходимо перечитать следующие параграфы дома 55-63. (Учащиеся работают в группах: анализируют подчеркнутые слова и определяют их значение) (Ответы предварительно обсуждают в группах) - Невозможно определить… - Конкретно ответить не можем… - Тоже невозможно определить… Перечисляют известные разряды местоимений (личные, возвратные, вопросительные, относительные и т.д.) -Эти местоимения не указывают ни на количество, ни на признак, ни на предмет. -Мы будем изучать неопределенные местоимения. -Чтобы правильно писать и употреблять их в речи. Самооценка |
II Операционно-исполнительский этап 1. Решение учебной задачи. Задание №1. Задание №2. Задание №3. Задание №4. Задание №5. Задание №6. Задание №7. Задание №8. Задание №9. Задание №10. Задание №11. | - Местоимения, написанные на доске, запишите в четыре столбика. Проанализируйте их. Некто, что-то, кое-кто, нечто, кое-что, кое у кого, какой-то, какой-либо, кое-кем, кое с кем, несколько, что-либо, сколько-нибудь, кое-чем, некоторый, кто-нибудь, кое-какой. -Первая группа, произнесите вслух слова первого столбика и сделайте вывод о том, как они произносятся, как пишутся, на что указывают. (Обращение ко всему классу) - Проговорите шепотом этот вывод соседу, потом про себя. Оцените свою работу. -Вторая группа, произнесите вслух местоимения второго столбика. Определите, на что они указывают, как пишутся. - Третья группа, произнесите вслух местоимения третьего столбика. Определите, на что они указывают, найдите закономерность в их правописании. - Четвертая группа, произнесите вслух местоимения четвертого столбика. Найдите закономерность в их правописании. -Ребята, а теперь посоветуйтесь и дайте определение, что такое неопределенные местоимения. Выполнить упр. 707, стр. 289. -Графически смоделируйте ваши знания о значении неопределенных местоимений. Представьте схему всему классу, выберите лучшую. -Сформулируйте алгоритм (порядок) нахождения и анализа неопределенных местоимений. -Просклоняйте неопределенные местоимения: несколько, кто-нибудь, что-либо, некто, нечто. -Сделайте вывод об изменении неопределенных местоимений по падежам. -Выполнить по учебнику упр.708 на стр. 289 и провести взаимопроверку и взаимооценку в группах. | (Работа проходит в группах) Самооценка Вывод №1. (произносят хором) - Местоимения некто, некоторый, нечто, несколько –указывают на неопределенные лица, предметы, количество. Приставка не - всегда находится под ударением и пишется слитно. Проговаривание Самооценка Вывод№2. (произносят хором) - Местоимения сколько-нибудь, что-то, какой-то, какой-либо, кто-нибудь указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Эти местоимения имеют суффиксы – то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис. Проговаривание Самооценка Вывод№3. (произносят хором) - Местоимения кое-кто, кое-что, кое-какой, кое-кому указывают на неопределенные предметы и признаки. Эти неопределенные местоимения имеют приставку кое- и пишутся с ней через дефис. Проговаривание Самооценка Вывод№4. (произносят хором) - Местоимения кое у кого, кое к кому, кое с чем указывают на неопределенные предметы. Приставка кое- отделена от местоимения предлогом, поэтому пишется отдельно. Проговаривание Самооценка (Задание выполняется в группах) Вывод (учащиеся формулируют правило) Местоимения, которые указывают на неопределенные предметы или лица, признаки или количество, называются неопределенными. Проговаривание Самооценка (Задание выполняется в группах) Представление схем, выбор лучшей схемы. Самооценка АЛГОРИТМ 1.С помощью вопроса найти в предложении слово, которое не называет, но указывает на лицо, предмет, признак или количество, то есть найти местоимение. 2. Выяснить, на что именно оно указывает: на лицо, предмет, признак или количество. 3. Указывает ли данное местоимение на конкретное лицо, предмет, признак или качество. 4. Если местоимение не указывает на конкретное лицо, предмет, признак или количество, то это местоимение – неопределенное. Например, кое-кто, нечто, какой-либо, некто, сколько то. Проговаривание Самооценка (Работа в группах) И.п. – несколько, кто-нибудь, что-либо, некто, нечто. Р.п. – нескольких, кого-нибудь, чего-либо. Некто, нечто. Д.п. – к нескольким, к кому-нибудь, к чему-либо, к некто. К нечто. В.п. –несколько, кто-нибудь, что-либо, некто, нечто. Т.п. – несколькими, кем-нибудь, чем-либо, некто, нечто. П.п. – о нескольком, о ком-нибудь, о чем-либо, о некто, о нечто. Проговаривание Самооценка (Работа в группах) Вывод№5. -Неопределенные местоимения изменяются по падежам, кроме местоимений некто, нечто. Проговаривание Проверка по учебнику стр.287-288 Проговаривание Самооценка Взаимооценка |
III Рефлексивно-оценочный этап Домашнее задание (на выбор) | - Какова была цель урока? -Какие местоимения называются неопределенными? - Каков алгоритм анализа неопределенных местоимений? -Какую графическую модель вы составили? -Какие особенности правописания неопределенных местоимений вы усвоили? -Как изменяются неопределенные местоимения? Итак, ребята, удовлетворены ли Вы своей работой? Может, кто-то желает высказаться? Давайте проверим это игрой «Закончи мысль» Неопределённые местоимения указывают на… Неопределённые местоимения изменяются… Неопределённые местоимения образуются от… Неопределённые местоимения образуются при помощи… - Оцените свой уровень усвоения темы. 1. Написать рассказ, сказку или стихотворение, используя в них неопределенные местоимения. 2. Выполнить упр. 709, стр.289. | Самооценка |