ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема №2: «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП».
Методы исследования психологии больших групп
Структура психологии больших организованных групп
Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики:
Общая характеристика и типы стихийных групп
Структура толпы: формируется кольцеобразно
Поведение человека в больших неорганизованных группах
Тема №2: «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП».
План лекции
- Понятие «группы» в социальной психологии.
- Общая классификация социальных групп (Большие социальные группы).
- Методы исследования психологии больших социальных групп.
- Структура психологии больших организованных групп.
- Общая характеристика и типы стихийных групп.
- Поведение человека в больших неорганизованных группах.
ПОНЯТИЕ «ГРУППА»
Значение слова Группа по Ефремовой:
ГРУППА –
- Несколько человек, животных, растений, предметов, находящихся вместе, близко друг от друга.
- Совокупность лиц, объединенных общей профессией, деятельностью, общностью интересов, взглядов и т.п. // Объединение нескольких лиц для совместных занятий.
- Совокупность тех или иных веществ, предметов, явлений, объединенных общностью признаков, свойств.
ГРУППА (СОЦИАЛЬНАЯ) — объединения людей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами
- взаимодействие
- членство
- единство
Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодейст-вующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других
«ГРУППА» В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ
ОБЩНОСТЬ | ||||
взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели | (Шерковин, 1975) | которая объективно выступает как субъект действия |
ГРУППЫ
УСЛОВНЫЕ
РЕАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
БОЛЬШИЕ
МАЛЫЕ
СТИХИЙНЫЕ
УСТОЙЧИВЫЕ
СТАНОВЯЩИЕСЯ
РАЗВИТЫЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП
группа условная
—
ГРУППА УСЛОВНАЯ | ГРУППЫ | ГРУППА РЕАЛЬНАЯ | ||
ОБЪЕДИНЕННАЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ПРЯМЫХ ИЛИ КОСВЕННЫХ ОБЪЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДРУГ С ДРУГОМ | РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЩНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ ОГРАНИЧЕННАЯ в размерах НАХОДЯЩАЯСЯ в общем пространстве и времени, ОБЪЕДИНЕННАЯ реальными отношениями (например, школьный класс, воинское подразделение, семья и т. д.) |
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП
БОЛЬШИЕ | ЕСТЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ | МАЛЫЕ | ||
совокупность людей, существующая в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др. | немногочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены совместной деятельностью, общими целями, интересами и находятся в непосредственной личном общении |
ЛАБОРАТОРНЫЕ | ГРУППЫ РЕАЛЬНЫЕ | ЕСТЕСТВЕННЫЕ | ||
группы, созданные в интересах их научного изучения | группа, реально существующая и изучаемая в естественном окружении |
Виды больших групп
- Стихийные группы – случайно возникшие достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория).
- Собственно социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие место в системе общественных отношений (социальные классы, этнические, профессиональные, половозрастные группы).
Методы исследования психологии больших групп
- Методы этнографии, культурантропологии:
- анализ продуктов культуры;
- сравнительные исследования.
- Методы социологии:
- статистический анализ, корреляционные исследования.
- Методы языкознания:
- анализ знаковых систем.
- Французская психологическая школа (С. Московичи):
- анализ социальных представлений.
Структура психологии больших организованных групп
Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики:
- Когнитивная (коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание).
- Потребностно-мотивационная (мотивация, групповые потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы).
- Аффективная (чувства, эмоции, настроения).
- Регуляторно-волевая (коллективная деятельность, групповое поведение)
Общая характеристика и типы стихийных групп
- Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия.
Толпа
Виды:
- Окказиональная (от англ. occasion - случайность). Скопление людей, собравшихся поглазеть на происшествие.
- Конвенциональная (от англ. convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события.
- Экспрессивная толпа (от англ. expression - выражение), ритмически выражающая эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и др. Экстремальная форма – экстатическая.
- Действующая толпа (active) - политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения.
Толпа – множество людей, не объединенных общностью целей и единой структурой, но связанных сходством эмоционального состояния и общим центром внимания (А.П. Назаретян).
Структура толпы: формируется кольцеобразно
ЯДРО
ПЕРИФЕРИЙНЫЕ СЛОИ
ВЕЛИЧИНА ТОЛПЫ
ПЛОТНОСТЬ ТОЛПЫ
АКТИВНОСТЬ ТОЛПЫ
ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА:
пол, возраст, статус, род занятий,
интересы, ценности и т.п.
Масса
Масса – это довольно стабильное образование с нечеткими границами. Некоторые слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.
- Выше, чем в толпе, роль организаторов, они известны заранее.
- Более продуманы конечные цели и тактика поведения.
Публика
Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Элемент стихийности публики слабее, чем у толпы.
- В замкнутых помещениях (например, в лекционных залах) публику называют аудиторией.
Поведение человека в больших неорганизованных группах
Психические особенности поведения человека:
- низкий самоконтроль
- утрата индивидуального поведения
- неспособность удерживать внимание
- снижение интеллектуальных качеств
- повышенная внушаемость
- повышенная физическая и психическая активность
- не типичность и непредсказуемость поведения Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких феноменов, как толпа, сборище, панические настроения, мания, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, массовые увлечения, социальные движения, революции.
Заражение
- Когда заражение действует в толпе, происходит многократное взаимное усиление эмоциональных воздействий общающихся людей.
Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
При заражении передается эмоциональное состояние или «психический настрой». Происходит сопереживание большой массой людей общего психического состояния.
Внушение как вид воздействия
Специфика | ||
Внушение | Целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Сознание объекта пассивно. Средства:
| |
Убеждение | Информационное воздействие, формирующее или изменяющее установки, а через них – мнения, взгляды, отношения. Возникает в силу способности к рациональному мышлению. Средства:
|
Подражание
Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Теория подражания Г. Тарда: подражание – фундаментальный принцип развития и существования общества.
Необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура). Три способа следовать поведению модели:
- При наблюдении поведения модели возникают новые реакции;
- Наказание / поощрение модели ослабляет / усиливает поведение наблюдателя;
- Наблюдение модели актуализирует уже известные образцы поведения.
Паника
- «Психологический момент» - первое мгновение после шока. Масса замирает, а потом начинает следовать за первым примером. Это лучший момент, чтобы взять руководство.
Превалирующая эмоция панической толпы – ужас; цель панической толпы – спастись.
Развитие паники: (1) шокирующий стимул; (2) индивидуальный страх (крик, плач); (3) цепная реакция; (4) поведение, которое кажется спасительным.