Файл: Лабораторная работа 6 Исследование окислительновосстановительных реакций студент гр. Гг212 Соловьёв Н. Ю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Санкт-Петербургский горный университет
Кафедра общей химии
ОТЧЕТ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Исследование окислительно-восстановительных реакций
Выполнил: студент гр. ГГ-21-2 Соловьёв Н.Ю.
(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)
Проверил:
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2022
Цель работы: познакомиться с наиболее распространенными окислителями и восстановителями, с продуктами их взаимодействия между собой и научиться составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Общие сведения
Окислительно-восстановительными называют реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов.
Степень окисления – это гипотетический заряд, который был бы на атомах данного элемента, если бы соединение было построено из ионов.
Высшая степень окисления элемента равна номеру группы периодической системы, в которой данный элемент расположен. Низшая отрицательная степень окисления равна числу электронов, которое может принять данный элемент на застраивающийся np-подуровень: zmin = N – 8, где N – номер группы. Например, у серы высшая степень окисления равна 6, а низшая: 6 – 8 = −2. В простых веществах степень окисления равна нулю. Многие элементы проявляют в соединениях постоянные значения степени окисления: фтор −1; кислород −2, кроме пероксидов, в которых степень окисления кислорода −1; щелочные металлы +1; щелочноземельные металлы +2; водород, кроме гидридов и органических соединений, +1.
Степени окисления переменновалентных элементов рассчитывают по правилу баланса зарядов: «сумма степеней окисления всех элементов в соединении равна нулю, а в многоатомном ионе – заряду иона».
Например, в дихромате калия K2Cr2O7 согласно балансу зарядов 2
zK + 2zCr + 7zO = 0, следовательно, подставив zK = 1 и zO = −2, получаем zCr = +6; в перманганат-ионе zMn + 4zO = −1, следовательно, zMn = +7.
Окислителем называют элемент, который в ходе реакции понижает степень окисления, а восстановителем – элемент, который повышает степень окисления. Окислитель при этом принимает электроны на валентную оболочку, а восстановитель отдает электроны.
Правила составления уравнений окислительно-восстановительных реакций следующие. Возьмем в качестве примера восстановление перманганата нитритом калия в нейтральной среде:
KMnO4 + KNO2 + H2O =
Определяют степени окисления переменновалентных элементов, окислитель и восстановитель. Калий, кислород и водород имеют постоянные значения степеней окисления, указанные выше. По балансам зарядов вычисляем zMn = +7, zN = +3. Поскольку марганец в высшей степени окисления, равной номеру группы, он является окислителем. Азот может повысить степень окисления до номера группы +5, поэтому он является восстановителем.
Составляют ионные уравнения полуреакций окисления и восстановления. Для уравнивания числа атомов кислорода добавляют воду и ионы: H+ в кислой среде или ОН в щелочной среде.
Восстановление: .
Окисление: .
Приводят число электронов к наименьшему общему кратному, в примере к 6. Для этого уравнения полуреакций домножают на соответствующие коэффициенты, в примере на 2 и 3. Суммируют уравнения полуреакций, сокращая одинаковые члены в левой и правой частях и учитывая нейтрализацию Н+ + ОН = Н2О. В результате получают ионное уравнение реакции:
.
Составляют молекулярное уравнение реакции путем добавления к ионам имеющихся в растворе противоионов:
2KMnO4 + 3KNO2 + H2O = 2MnO2 + 3KNO3 + 2KOH.
Глубина восстановления перманганата зависит от кислотности среды. В кислой среде перманганат восстанавливается до степени окисления +2 согласно полуреакции:
.
В нейтральной среде, ввиду недостатка ионов Н+, восстановление идет до MnO2 по приведенной в примере полуреакции. В щелочной среде восстановление заканчивается уже на стадии образования Mn(6+) в форме манганат-иона . Уравнение полуреакции:
.
От кислотности среды зависит также состояние в растворе хрома (VI) вследствие протекания реакций:
.
Cогласно принципу Ле-Шателье, в кислой среде, при избытке ионов Н+, равновесие смещается влево, и хром находится в растворе в форме оранжевого дихромата. В щелочной среде, когда ионы Н+ в недостатке, равновесие смещено вправо, и хром переходит в форму желтого хромата. Окислительная способность хрома (VI) выше в кислой среде. Дихромат – сильный окислитель, восстанавливающийся по полуреакции:
.
Хромат – слабый окислитель, поэтому хром (VI) получают обычно окислением хрома (3+) в щелочной среде по полуреакции:
.
Протокол лабораторной работы:
1 Опыт: Окислительные св-ва перекиси водорода.
H2O2+H2SO4+2KI = I2↓+K2SO4+2H2O
O2-1 + 2e → 2O2- 1 – окислитель; восстановление
2I+1 – 2e → 2I01 – восстановитель; окисление
В ходе реакции раствор стал коричневого цвета, после добавления крахмала – почернел.
3 Опыт: Восстановительные свойства сульфидов.
8KMnO4 + 12H2SO4 + 5N = 12H2O + 4K2SO4 + 8MnSO4 + 5N
Mn7+ + 5e → Mn2+ 2 – окислитель; восстановление
S-2 – 2e → S0 5 – восстановитель; окисление
В ходе реакции раствор обесцветился.
5 Опыт: Восстановительные свойства сернистой кислоты
I2 + H2SO3 + H2O = H2SO4 + 2HI
S+4 -2e → S+6 2 – восстановитель; окисление
2I0 + 2e → 2I-1 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор окрасился в желтый цвет, а затем обесцветился.
6 Опыт: Окислительные и восстановительные свойства нитритов.
KI + H2SO4 + 2NaNO2 = H2O + K2SO4 + NO↑ + I2 + Na2SO4
2I-1 – 2e → 2I0 2 – восстановитель; окисление
2N+3 + 2e → 2N+2 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции произошла бурная хим. реакция с выделением NOи изменением цвета на тёмно-зеленый.
2NO + I2 + K2SO4 + Na2SO4 + 2H2O + C6H10O5 = K2SO4 + Na2SO4 + 2NO + 2H2O + C6H10O5I2
7 Опыт.
2KMnO4 + 5NaNO2 + 2H2SO4 = 2MnSO4 + 5NaNO3 + K2SO4 + 3H2O
N+3 – 2e → N+5 5 – восстановитель; окисление
Mn+7 + 5e → Mn+2 2 – окислитель; восстановление
Сначала раствор имел розовый оттенок, а после добавления раствора натрия – обесцветился.
8 Опыт.
-
K2Cr2O7 + 4H2SO4 + 3Na2SO3 = 4H2O + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 3Na2SO3
3S+4 -3*2e → 3S+6 3 – восстановитель; окисление
Cr+6 + 2*3e → Cr+3 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор окрасился в темно-зелёный цвет.
-
K2Cr2O7 + 4H2SO4 + 3Na2SO3 = 4H2O + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 3Na2SO4
I-1 – e → I0 3 – восстановитель; окисление
Cr+6 + 3e → Cr+3 1 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор помутнел, S выпала в осадок.
-
K2Cr2O7 + 7H2SO4 + 6FeSO4 = 7H2O + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 3Fe2(SO4)3
3Fe+2 – 3*2e → 3Fe+3 3 – восстановитель; окисление
Cr+6 + 2*3e → Cr+3 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор окрасился в оранжевый цвет.
9 Опыт.
(А) 1) 2KMnO4 + 8H2SO4 + 10KI = 8H2O + 6K2SO4 +2MnSO4 + 5I2
2I-1 – 2e → 2I0 5 – восстановитель; окисление
Mn+2 + 5e → Mn+2 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор окрасился в желтый цвет, наблюдался осадок I2
-
2KMnO4 + 3H2SO4 + 5Na2SO3 = 3H2O + K2SO4 +2MnSO4 + 5Na2SO4
5S+4 – 10e → 5S+6 5 – восстановитель; окисление
2Mn+7 + 10e → 2Mn+2 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор обесцветился.
3) 2KMnO4 + 8H2SO4 + 10FeSO4 = 8H2O + K2SO4 +2MnSO4 + 5Fe2(SO4)3
10Fe+2 – 2e → 10Fe+3 10 – восстановитель; окисление
2Mn+7 + 10e → 2Mn+2 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор приобрел светло-желтый цвет.
(Б) 1) 2KMnO4 + 3Na2SO3 +H2O = 2MnO2↓ + 3Na2SO4 +2 KOH
3S+4 -6e → 3S+6 10 – восстановитель; окисление
2Mn+7 +10e → 2Mn+2 6 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор приобрел темно-желтый цвет, выпал коричневый осадок.
2) 2KMnO4 + 3MnSO4 + 4H2O = 5Mn02↓ + 3H2SO4 + 2KOH
Mn+2 – 2e → Mn+4 3 – восстановитель; окисление
Mn+7 + 3e → Mn+4 2 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор приобрел коричневый цвет.
(В) 6KMnO4 + KI + 6KOH = 6K2MnO4 + KIO3+ 3H2O
I-1 – 6e → I+5 6 – восстановитель; окисление
6Mn+7 + 6e → 6Mn+6 6 – окислитель; восстановление
В ходе реакции раствор позеленел.
Вывод: познакомилась с наиболее распространенными окислителями и восстановителями, с продуктами их взаимодействия между собой и научилась составлять уравнения ОВР.