Файл: Неравенство доходов и его особенности в Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, речь о которой более предметно пойдет в следующем параграфе.
2.3. Анализ финансово-кредитного регулирования доходов и сбережений населения в России
Государственное регулирование денежных доходов и сбережений домохозяйств следует рассматривать как опорную часть социальной политики и политики экономического роста, основными направлениями которых являются увеличение уровня и качества жизни населения страны. В данном контексте государственное регулирование доходов и сбережений населения включает следующие функции:
- регулирующая (направлена на получение (формирование) доходов субъектов экономики). Данная функция относится ко всем социальным группам домохозяйств. Посредством правовых и экономических механизмов государственные органы устанавливают и гарантируют выплату минимального размера оплаты труда, основываясь на стоимости потребительской корзины и динамике инфляции, регулярно производят индексацию доходов;
- стимулирующая, основанная на поддержке предпринимательской инициативы и увеличении предпринимательского дохода. Домохозяйства представляют собой своеобразную форму аккумулирования, преумножения и потребления доходов членов семьи, поскольку, несмотря на вид источника возникновения доходов членов семьи, в конечном счете, они соединяются в общей сумме доходов домохозяйств. Государственные меры стимулирования роста доходов домохозяйств должны быть направлены на активизацию экономической активности населения и побуждение их к самообеспечению;
- достижение приемлемого уровня дифференциации доходов населения. Дифференциация доходов между наемными работниками и бизнесом, доходов в различных регионах и отраслях является отражением неэффективной государственной политики в области регулирования доходов. Набор инструментов, которые выбирает государство с целью регулирования уровня жизни населения, определяется темпами и масштабами дифференциации доходов. В качестве основной целевой установки государственной политики в области доходов определено следующее соотношение: нижний уровень дифференциации должен быть выше физиологического минимума, а при существовании большой доли среднего класса необходима активизация предпринимательской и трудовой деятельности населения, что обеспечивает наращивание его доходов. Государство регулирует ситуацию с дифференциацией доходов домохозяйств с помощью оказания социальной и финансовой поддержки малообеспеченным слоям населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам);
- перераспределительная, содержание которой состоит в сдерживании бедности. Данная функция активно используется в то время, когда происходит существенное и продолжительное снижение доходов значительной части домохозяйств. Она характеризуется ростом дефицита бюджета, увеличением внешнего и внутреннего долга государства. Особенно актуальной данная функция государственной политики становится в переходный трансформационный период экономического развития.
В виду сложившейся экономической ситуации в России проблема регулирования денежных доходов и сбережений различных групп населения продолжает оставаться одной из актуальных проблем государственной политики. Возникшее в период экономических реформ глубокое расслоение общества продолжает усиливаться по причине неэффективной политики регулирования доходов. Неравенство в распределении доходов между группами населения России вызвало увеличение масштабов бедности и прочих острых социальных и экономических проблем. Усиление социального расслоения общества может привести к социальной и политической нестабильности и сформировать условия для сокращения объемов инвестирования и экономического роста.
В современных экономических условиях в России именно индексация является самым распространенным инструментом регулирования денежных доходов населения. Однако необходимо отметить, что индексация доходов, во-первых, производится неравномерно по различным видам доходов, во-вторых, всегда осуществляется с определенным опозданием, как ответная реакция на инфляционный прирост цен и, в-третьих, в качестве результата имеет рост доходов населения, который не всегда покрывает сформированный уровень цен.
Таким образом, осуществляя регулирование денежных доходов и сбережений населения, государство применяет разнообразные рычаги, которые определяются конкретными социально-экономическими условиями, а также финансовыми возможностями государства и домохозяйств
Глава 3. Проблемы и перспективные направления преодоления неравенства доходов населения РФ
На сегодняшний день принято выделять ряд проблем, которые негативно сказываются на уровне доходов и социальной политике в целом:
- падение уровня доходов населения;
- введенные санкции в отношении РФ;
- рост курса иностранных валют и снижение курса рубля;
- нецелевое использование средств различных социальных фондов и т.д.
Исследуем динамику прироста/ убыли населения РФ за последние годы. Данные представим на рисунке 3.1
Рис 3.1. Динамика прироста/убыли населения РФ в %
Данные рисунка 3.1 наглядно показывают, что за последние годы наблюдается прибыль населения РФ. По последним данным она составляет менее 1%.
Исследуем динамику продолжительности жизни населения РФ за последние годы, динамика которых отображена на рисунке 3.2
Рис 3.2. Динамика продолжительности жизни населения РФ в годах
Далее исследуем соотношение городского и сельского населения в РФ. Данные отобразим на 3.3
Рис 3.3. Соотношение городского и сельского населения в РФ в %
В качестве мероприятий, направленных на преодоление неравенства доходов населения РФ, можно отметить: 15
1.Ужесточение действующего законодательства в социально-экономической сфере. Суть данного направления заключается в том, что при нарушении суммы выплат и иных нарушений в области заработных плат, для работодателей предусмотреть соответствующие санкции;
2. Проведение налоговой реформы и введением прогрессивной шкалы налогообложения, но принимая во внимание менталитет российского населения следует отметить что эффективность введения прогрессивной шкалы налогообложения оценить крайне затруднительно в силу выше указанных причин (сокрытию доходов и уклонения от налогов).
3.Активная поддержка различных отраслей малого и среднего бизнеса и т.д.. 16
Для того, чтобы улучшить социальную политику в РФ необходимо применять комплекс мер, которые схематично представим на рисунке 3.4
Рис 3.4 Направления социальной политики РФ
Основываясь на вышеназванных направлениях увеличения доходов населения и развития социальной политики в РФ, спрогнозируем ключевые показатели социально-экономической политики населения на ближайшие годы.
Рис 3.5. Прогноз уровень МРОТ в РФ в тыс. руб.
Данные рисунка 3.5. наглядно показывают, что в ближайшей перспективе могут увеличиться показатели МРОТ до отметки в 13500 рублей.
Аналогичный рост можно прогнозировать относительно величины прожиточного минимума (рис 3.6)
Рис 3.6 Прогноз величины прожиточного минимума в РФ в тыс. руб.
Данные рисунка 3.6 показывают, что на ближайшие годы при реализации раннее указанных мер социальной политики можно ожидать рост прожиточного минимума до отметки в 13 000 рублей.
Рис 3.7. Прогноз величины социальных выплат по беременности и родам в тыс. руб.
Подобный прогнозируемый рост можно ожидать и относительно величин выплат по беременности и уходу за ребенком (рис 3.7 и 3.8)
Рис 3.8. Прогноз выплат при рождении ребенка и по уходу за ребенком в тыс. руб.
Таким образом, подводя итог важно отметить, что с целью развития социальной политики, необходимо устранять имеющиеся проблемы и активно следить, и контролировать расход средств.
Заключение
В настоящее время в мировом хозяйстве одним из самых отсталых участков реформирования экономики страны является социально-экономическая область взаимоотношений работников с работодателями, в частности сфера оплаты труда наемных работников
Важно отметить, что руководитель не вправе устанавливать максимально низкий уровень заработной платы для своих сотрудников, ведь данный аспект, а именно уровень минимального размера оплаты труда, как и ряд условий трудового взаимодействия между работником и работодателем, имеет нормативно-правовую базу, в частности Трудовой Кодекс.
Ключевыми элементами организации оплаты труда можно назвать:
1.Техническое нормирование труда. В данном аспекте речь идет об тех нормативах, которые устанавливаются в ходе трудовой деятельности сотрудников.
2.Тарифное нормирование труда. В данном аспекте, речь идет о совокупности условий, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности сотрудников.
3.Формы и системы оплаты труда. В данном аспекте речь идет о совокупности денежных выплат, предусмотренных по установленной руководством форме за выполнение определенных задач.
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов
На сегодняшний день принято выделять ряд проблем, которые негативно сказываются на уровне доходов и социальной политике в целом:
- падение уровня доходов населения;
- введенные санкции в отношении РФ;
- рост курса иностранных валют и снижение курса рубля;
- нецелевое использование средств различных социальных фондов и т.д.
Для улучшения жизненного уровня населения необходимо:
1.совершенствование политики в области оплаты труда;
2.совершенствование политики доходов;
3.повышение уровня прожиточного минимума;
4.совершенствование потребительской корзины;
5.разработать и реализовать мероприятия по снижению социальных напряжений.
Активная реализация вышеназванных направлений позволит существенно улучшить показатели уровня доходов и благосостояния населения РФ.
Список использованных источников
1.Асалиев А. М. Экономика труда: Учебное пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, Л.И. Сланченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2014. - 171 с
2.Баринов А.Д. Экономика труда и социально-трудовые отношения // Научное обеспечение устойчивого развития АПК. - 2016. - С. 35-63.
3.Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник / Б.М. Генкин. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 135с.
4.Заработная плата в России: эволюция и дифференциация: монография/под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ. -2014.- 90с.
5.Кабашова Е. В. Статистическое моделирование в исследовании благосостояния населения // Современные технологии управления – 2014. - С. 356–364.
6.Кабашова Е. В. Исследование доходов населения: философский аспект // Научное обеспечение устойчивого развития АПК. - 2015. - С. 355-363.
7.Каморцев Р.А. Куджева А.А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт и российская практика // НАУКАПАРК. - 2015 - №8(28). -91с
8.Капелюк С.Д. Региональная минимальная заработная плата в России: эконометрический анализ // Вестник НГУЭУ. -2015.- №1. – С.16-19
9.Кашин В. А. Стратегическое управление финансами: как добиться личного финансового благополучия / В.А. Кашин, В.В. Панков, В.И. Перов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М. - 2015. – 99с.
10.Макроэкономика. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 464 c.
11.Марыганова Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: Гостехиздат, 2017. – 296 c.
12 Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: СИНТЕГ, 2017. – 409 c.
13. Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5 – 30.
2.3. Анализ финансово-кредитного регулирования доходов и сбережений населения в России
Государственное регулирование денежных доходов и сбережений домохозяйств следует рассматривать как опорную часть социальной политики и политики экономического роста, основными направлениями которых являются увеличение уровня и качества жизни населения страны. В данном контексте государственное регулирование доходов и сбережений населения включает следующие функции:
- регулирующая (направлена на получение (формирование) доходов субъектов экономики). Данная функция относится ко всем социальным группам домохозяйств. Посредством правовых и экономических механизмов государственные органы устанавливают и гарантируют выплату минимального размера оплаты труда, основываясь на стоимости потребительской корзины и динамике инфляции, регулярно производят индексацию доходов;
- стимулирующая, основанная на поддержке предпринимательской инициативы и увеличении предпринимательского дохода. Домохозяйства представляют собой своеобразную форму аккумулирования, преумножения и потребления доходов членов семьи, поскольку, несмотря на вид источника возникновения доходов членов семьи, в конечном счете, они соединяются в общей сумме доходов домохозяйств. Государственные меры стимулирования роста доходов домохозяйств должны быть направлены на активизацию экономической активности населения и побуждение их к самообеспечению;
- достижение приемлемого уровня дифференциации доходов населения. Дифференциация доходов между наемными работниками и бизнесом, доходов в различных регионах и отраслях является отражением неэффективной государственной политики в области регулирования доходов. Набор инструментов, которые выбирает государство с целью регулирования уровня жизни населения, определяется темпами и масштабами дифференциации доходов. В качестве основной целевой установки государственной политики в области доходов определено следующее соотношение: нижний уровень дифференциации должен быть выше физиологического минимума, а при существовании большой доли среднего класса необходима активизация предпринимательской и трудовой деятельности населения, что обеспечивает наращивание его доходов. Государство регулирует ситуацию с дифференциацией доходов домохозяйств с помощью оказания социальной и финансовой поддержки малообеспеченным слоям населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам);
- перераспределительная, содержание которой состоит в сдерживании бедности. Данная функция активно используется в то время, когда происходит существенное и продолжительное снижение доходов значительной части домохозяйств. Она характеризуется ростом дефицита бюджета, увеличением внешнего и внутреннего долга государства. Особенно актуальной данная функция государственной политики становится в переходный трансформационный период экономического развития.
В виду сложившейся экономической ситуации в России проблема регулирования денежных доходов и сбережений различных групп населения продолжает оставаться одной из актуальных проблем государственной политики. Возникшее в период экономических реформ глубокое расслоение общества продолжает усиливаться по причине неэффективной политики регулирования доходов. Неравенство в распределении доходов между группами населения России вызвало увеличение масштабов бедности и прочих острых социальных и экономических проблем. Усиление социального расслоения общества может привести к социальной и политической нестабильности и сформировать условия для сокращения объемов инвестирования и экономического роста.
В современных экономических условиях в России именно индексация является самым распространенным инструментом регулирования денежных доходов населения. Однако необходимо отметить, что индексация доходов, во-первых, производится неравномерно по различным видам доходов, во-вторых, всегда осуществляется с определенным опозданием, как ответная реакция на инфляционный прирост цен и, в-третьих, в качестве результата имеет рост доходов населения, который не всегда покрывает сформированный уровень цен.
Таким образом, осуществляя регулирование денежных доходов и сбережений населения, государство применяет разнообразные рычаги, которые определяются конкретными социально-экономическими условиями, а также финансовыми возможностями государства и домохозяйств
Глава 3. Проблемы и перспективные направления преодоления неравенства доходов населения РФ
На сегодняшний день принято выделять ряд проблем, которые негативно сказываются на уровне доходов и социальной политике в целом:
- падение уровня доходов населения;
- введенные санкции в отношении РФ;
- рост курса иностранных валют и снижение курса рубля;
- нецелевое использование средств различных социальных фондов и т.д.
Исследуем динамику прироста/ убыли населения РФ за последние годы. Данные представим на рисунке 3.1
Рис 3.1. Динамика прироста/убыли населения РФ в %
Данные рисунка 3.1 наглядно показывают, что за последние годы наблюдается прибыль населения РФ. По последним данным она составляет менее 1%.
Исследуем динамику продолжительности жизни населения РФ за последние годы, динамика которых отображена на рисунке 3.2
Рис 3.2. Динамика продолжительности жизни населения РФ в годах
Далее исследуем соотношение городского и сельского населения в РФ. Данные отобразим на 3.3
Рис 3.3. Соотношение городского и сельского населения в РФ в %
В качестве мероприятий, направленных на преодоление неравенства доходов населения РФ, можно отметить: 15
1.Ужесточение действующего законодательства в социально-экономической сфере. Суть данного направления заключается в том, что при нарушении суммы выплат и иных нарушений в области заработных плат, для работодателей предусмотреть соответствующие санкции;
2. Проведение налоговой реформы и введением прогрессивной шкалы налогообложения, но принимая во внимание менталитет российского населения следует отметить что эффективность введения прогрессивной шкалы налогообложения оценить крайне затруднительно в силу выше указанных причин (сокрытию доходов и уклонения от налогов).
3.Активная поддержка различных отраслей малого и среднего бизнеса и т.д.. 16
Для того, чтобы улучшить социальную политику в РФ необходимо применять комплекс мер, которые схематично представим на рисунке 3.4
Рис 3.4 Направления социальной политики РФ
Основываясь на вышеназванных направлениях увеличения доходов населения и развития социальной политики в РФ, спрогнозируем ключевые показатели социально-экономической политики населения на ближайшие годы.
Рис 3.5. Прогноз уровень МРОТ в РФ в тыс. руб.
Данные рисунка 3.5. наглядно показывают, что в ближайшей перспективе могут увеличиться показатели МРОТ до отметки в 13500 рублей.
Аналогичный рост можно прогнозировать относительно величины прожиточного минимума (рис 3.6)
Рис 3.6 Прогноз величины прожиточного минимума в РФ в тыс. руб.
Данные рисунка 3.6 показывают, что на ближайшие годы при реализации раннее указанных мер социальной политики можно ожидать рост прожиточного минимума до отметки в 13 000 рублей.
Рис 3.7. Прогноз величины социальных выплат по беременности и родам в тыс. руб.
Подобный прогнозируемый рост можно ожидать и относительно величин выплат по беременности и уходу за ребенком (рис 3.7 и 3.8)
Рис 3.8. Прогноз выплат при рождении ребенка и по уходу за ребенком в тыс. руб.
Таким образом, подводя итог важно отметить, что с целью развития социальной политики, необходимо устранять имеющиеся проблемы и активно следить, и контролировать расход средств.
Заключение
В настоящее время в мировом хозяйстве одним из самых отсталых участков реформирования экономики страны является социально-экономическая область взаимоотношений работников с работодателями, в частности сфера оплаты труда наемных работников
Важно отметить, что руководитель не вправе устанавливать максимально низкий уровень заработной платы для своих сотрудников, ведь данный аспект, а именно уровень минимального размера оплаты труда, как и ряд условий трудового взаимодействия между работником и работодателем, имеет нормативно-правовую базу, в частности Трудовой Кодекс.
Ключевыми элементами организации оплаты труда можно назвать:
1.Техническое нормирование труда. В данном аспекте речь идет об тех нормативах, которые устанавливаются в ходе трудовой деятельности сотрудников.
2.Тарифное нормирование труда. В данном аспекте, речь идет о совокупности условий, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности сотрудников.
3.Формы и системы оплаты труда. В данном аспекте речь идет о совокупности денежных выплат, предусмотренных по установленной руководством форме за выполнение определенных задач.
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов
На сегодняшний день принято выделять ряд проблем, которые негативно сказываются на уровне доходов и социальной политике в целом:
- падение уровня доходов населения;
- введенные санкции в отношении РФ;
- рост курса иностранных валют и снижение курса рубля;
- нецелевое использование средств различных социальных фондов и т.д.
Для улучшения жизненного уровня населения необходимо:
1.совершенствование политики в области оплаты труда;
2.совершенствование политики доходов;
3.повышение уровня прожиточного минимума;
4.совершенствование потребительской корзины;
5.разработать и реализовать мероприятия по снижению социальных напряжений.
Активная реализация вышеназванных направлений позволит существенно улучшить показатели уровня доходов и благосостояния населения РФ.
Список использованных источников
1.Асалиев А. М. Экономика труда: Учебное пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, Л.И. Сланченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2014. - 171 с
2.Баринов А.Д. Экономика труда и социально-трудовые отношения // Научное обеспечение устойчивого развития АПК. - 2016. - С. 35-63.
3.Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник / Б.М. Генкин. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 135с.
4.Заработная плата в России: эволюция и дифференциация: монография/под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ. -2014.- 90с.
5.Кабашова Е. В. Статистическое моделирование в исследовании благосостояния населения // Современные технологии управления – 2014. - С. 356–364.
6.Кабашова Е. В. Исследование доходов населения: философский аспект // Научное обеспечение устойчивого развития АПК. - 2015. - С. 355-363.
7.Каморцев Р.А. Куджева А.А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт и российская практика // НАУКАПАРК. - 2015 - №8(28). -91с
8.Капелюк С.Д. Региональная минимальная заработная плата в России: эконометрический анализ // Вестник НГУЭУ. -2015.- №1. – С.16-19
9.Кашин В. А. Стратегическое управление финансами: как добиться личного финансового благополучия / В.А. Кашин, В.В. Панков, В.И. Перов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М. - 2015. – 99с.
10.Макроэкономика. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 464 c.
11.Марыганова Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: Гостехиздат, 2017. – 296 c.
12 Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс. Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. – Москва: СИНТЕГ, 2017. – 409 c.
13. Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5 – 30.