Файл: Тема Введение в теорию баз данных Вопрос Основные понятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В лабораторном практикуме №1 осуществляется первый этап проектирования любой базы данных: семантическое моделирование данных –
моделирование предметной области с учетом смысла данных, результатом которого является структура проектируемой базы данных. В качестве инструмента семантического моделирования применяется наиболее часто используемая на практике модель «Сущность-Связь» (Entity-Relationship),
сокращенно ER-модель или ER-диаграмма.
Процесс моделирования разделен на две задачи: анализ предметной области и построение ER-модели. Семантическое моделирование осуществляется в MS Office Visio (2007 или 2010).
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторного практикума №1.
1.
Провести анализ предметной области: дать краткую словесную характеристику по выбранной теме, выделить сущности (не менее 5) и их атрибуты,
выявить отношения между сущностями (письменно, в формате MS Office Word).
2.
Создать ER-модель с обязательным определением типов отношений между сущностями, идентификационных, обязательных и необязательных,
множественных атрибутов.
3.
Предоставить на проверку ER-модель (MS Office Visio) и описание предметной области (в формате MS Office Word).
В лабораторном практикуме №2 необходимо создать базу данных в MS SQL Server 2008, используя ER-модель, построенную в ходе выполнения лабораторного практикума №1. Процесс создания разделён на две задачи: реализация ER-модели в MS SQL Server 2008 с приведением к 3-й нормальной форме с указанием типов связей между отношениями и внесение данных (не менее 10 записей для каждого отношения). Вносимые данные должны иметь смысл.
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторного практикума №2.
1.
Создать ER-модель в 3-й нормальной форме (MS SQL Server 2008) с обязательным определением типов связей между отношениями.
2.
Внести данные по выбранной теме.
3.
Предоставить на проверку базу данных и доказать, что она находится в 3-й нормальной форме.
Лабораторные практикумы №3, 4, 5 направлены на выработку практических навыков работы с базой данных и формирования умения составления запросов на выборку, на модифицирование данных, определения ограничений целостности.
В лабораторных практикумах использованы стандартные конструкции SQL, которые остаются неизменными в той или иной СУБД, что делает их универсальными и независимыми от используемого программного продукта.
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторных практикумов №3, 4, 5.
1.
Реализовать все указанные запросы (см. табл. 18) в разработанной базе данных (см. л./пр. №2) со смысловым значением для рассматриваемой предметной области.
2.
Продемонстрировать работоспособность всех запросов, входящих в практикум и уметь написать любой тип запроса по заданным преподавателем условиям.
В лабораторном практикуме №6 необходимо составить отчет - словесное описание созданной базы данных в MS SQL Server 2008 с приведением скриншотов (ER-модели, содержания таблиц), реализованных в ней запросов с приведением полного текста запроса и пояснением того, что делает каждый из них.
Отчет должен состоять из введения, описания предметной области, описания построения запросов, заключения и списка литературы. Наличие ссылок в тексте на использованную литературу обязательно. Отчет должен представлять собой связанное описание пройденного лабораторного практикума,
начиная с характеристики предварительно созданной базы данных (по выбранной теме) и разработанных запросов и заканчивая анализом проделанной работы.
Ниже приведена структура отчета с краткими комментариями к каждой части.
1.
Введение.
Краткая постановка задачи (формулирование цели создания БД и подзадач, реализуемых в БД).
2.
Описание предметной области.
Обязательно должны быть представлены описания всех сущностей и их взаимосвязи, ER-модель (MS Office Visio)
[24]
, описания таблиц (с указанием типов данных и ограничений) и ER-модель в 3-й нормальной форме (MS SQL Server 2008)
[25]
3.
Проектирование запросов.
[26]
1)
Однотабличные запросы.
2)
Многотабличные запросы на выборку.
3)
Запросы с условием (сравнение).
4)
Запросы с условием (диапазон).
5)
Запросы с условием (принадлежность множеству).
6)
Запросы с условием (соответствие шаблону).
7)
Запросы с построением вычисляемых полей.
8)
Запросы с использованием итоговых (агрегатных функций).
9)
Запросы с использованием итоговых функций (+ GROUP BY).
10)
Запросы с использованием итоговых функций (+ HAVING).
11)
Подзапросы, возвращающие единичное значение.
12)
Подзапросы, возвращающие множество значений (IN и NOT IN).
13)
Подзапросы, возвращающие множество значений (ANY и ALL).
14)
Подзапросы, возвращающие множество значений (EXISTS и NOT EXISTS).
15)
Запросы на обновление (UPDATE).
16)
Запросы на добавление (INSERT INTO).
17)
Запросы на удаление (DELETE).
18)
Запросы на объединение (UNION).
19)
Запросы на создание таблицы.
20)
Запросы на удаление таблицы.
21)
Запросы на добавление столбца в таблицу (с атрибутом NULL и NOT NULL).
22)
Запросы на удаление столбца таблицы.
23)
Запросы на задание для столбца значения по умолчанию.
24)
Запросы на отмену для столбца значения по умолчанию.
25)
Запросы на добавление в определение таблицы нового ограничения.
26)
Запросы на удаление из определения таблицы существующего ограничения.
На каждый пункт необходимо создать два различных запроса, имеющих смысловую нагрузку. Привести для каждого запроса формулировку, текст запроса, пояснения (если необходимо), скриншот выполненного запроса.
Пример описания запроса № 2 из л./пр. №3:
Запрос 3.2. Вывести ФИО клиентов, сделавших заказ.
Информация о клиентах хранится в таблице «Клиент», а информация о заказе – в таблице «Заказ», данные таблицы имеют один общий по смыслу столбец «КодКлиента» (названия столбцов в обеих таблицах совпадает, это допустимо). Составляем запрос, объединяя данные таблицы по столбцу
«КодКлиента»:
SELECT Клиент.Фамилия, Клиент.Имя, Клиент.Отчество
FROM Клиент INNER JOIN Заказ ON Клиент.КодКлиента = Заказ.КодКлиента;
В результате выполнения запроса (рис. 59) получили таблицу, содержащую повторяющиеся строки.
Рис. 59. Клиенты, сделавшие заказ
4.
Заключение.
Краткая сводка всех полученных результатов. Вывод. Дальнейшее развитие базы данных.
5.
Литература.
Список использованной литературы.
[1]
Определения понятий «Первичный ключ», «Внешний ключ», «Домен» приведены по учебнику: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[2]
Материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/databases/2/1.html
[3]
Теоретические материалы главы приведены из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[4]
Материал параграфа приведен по учебнику: Грекул В. И. Проектирование информационных систем. [Электронный ресурс] // Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005.–Режим доступа:
http://www.intuit.ru/department/se/devis/
[5]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[6]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[7]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[8]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[9]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[10]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[11]
В математических дисциплинах понятию «таблица» соответствует понятие «отношение» (relation). Отсюда и произошло название модели – реляционная. Т.е., применительно к базам данных понятия «реляционная БД»
и «табличная БД» по существу являются синонимами.
[12]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[13]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[14]
Теоретический материал главы приведен из учебника: Полякова Л. Н. Основы SQL. [Электронный ресурс] // Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2004.–Режим доступа:
http://www.intuit.ru/department/database/sql/
[15]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Полякова Л. Н. Основы SQL. [Электронный ресурс] // Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2004.–Режим доступа:
http://www.intuit.ru/department/database/sql/
[16]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника:
http://www.intuit.ru/department/database/databases/10/
[17]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/olap/2/
[18]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/olap/2/
[19]
Теоретический материал параграфа приведен по материалам интернет-источника: http://www.eduhmao.ru/info/1/3611/22384/
[20]
Теоретический материал параграфа приведен по материалам интернет-источников: http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/sabir/axd_2/index.html?S_TACT=105AGX99&S_CMP=GR01
и http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/sabir/axd_3/index.html.
[21]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/graphics/compression/6/3.html.
[22]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/databases/
[23]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/databases/14/
[24]
По лабораторному практикуму №1.
[25]
По лабораторному практикуму №2.
[26]
По лабораторным практикумам №3, 4, 5.
ID:1037312
моделирование предметной области с учетом смысла данных, результатом которого является структура проектируемой базы данных. В качестве инструмента семантического моделирования применяется наиболее часто используемая на практике модель «Сущность-Связь» (Entity-Relationship),
сокращенно ER-модель или ER-диаграмма.
Процесс моделирования разделен на две задачи: анализ предметной области и построение ER-модели. Семантическое моделирование осуществляется в MS Office Visio (2007 или 2010).
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторного практикума №1.
1.
Провести анализ предметной области: дать краткую словесную характеристику по выбранной теме, выделить сущности (не менее 5) и их атрибуты,
выявить отношения между сущностями (письменно, в формате MS Office Word).
2.
Создать ER-модель с обязательным определением типов отношений между сущностями, идентификационных, обязательных и необязательных,
множественных атрибутов.
3.
Предоставить на проверку ER-модель (MS Office Visio) и описание предметной области (в формате MS Office Word).
В лабораторном практикуме №2 необходимо создать базу данных в MS SQL Server 2008, используя ER-модель, построенную в ходе выполнения лабораторного практикума №1. Процесс создания разделён на две задачи: реализация ER-модели в MS SQL Server 2008 с приведением к 3-й нормальной форме с указанием типов связей между отношениями и внесение данных (не менее 10 записей для каждого отношения). Вносимые данные должны иметь смысл.
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторного практикума №2.
1.
Создать ER-модель в 3-й нормальной форме (MS SQL Server 2008) с обязательным определением типов связей между отношениями.
2.
Внести данные по выбранной теме.
3.
Предоставить на проверку базу данных и доказать, что она находится в 3-й нормальной форме.
Лабораторные практикумы №3, 4, 5 направлены на выработку практических навыков работы с базой данных и формирования умения составления запросов на выборку, на модифицирование данных, определения ограничений целостности.
В лабораторных практикумах использованы стандартные конструкции SQL, которые остаются неизменными в той или иной СУБД, что делает их универсальными и независимыми от используемого программного продукта.
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторных практикумов №3, 4, 5.
1.
Реализовать все указанные запросы (см. табл. 18) в разработанной базе данных (см. л./пр. №2) со смысловым значением для рассматриваемой предметной области.
2.
Продемонстрировать работоспособность всех запросов, входящих в практикум и уметь написать любой тип запроса по заданным преподавателем условиям.
В лабораторном практикуме №6 необходимо составить отчет - словесное описание созданной базы данных в MS SQL Server 2008 с приведением скриншотов (ER-модели, содержания таблиц), реализованных в ней запросов с приведением полного текста запроса и пояснением того, что делает каждый из них.
Отчет должен состоять из введения, описания предметной области, описания построения запросов, заключения и списка литературы. Наличие ссылок в тексте на использованную литературу обязательно. Отчет должен представлять собой связанное описание пройденного лабораторного практикума,
начиная с характеристики предварительно созданной базы данных (по выбранной теме) и разработанных запросов и заканчивая анализом проделанной работы.
Ниже приведена структура отчета с краткими комментариями к каждой части.
1.
Введение.
Краткая постановка задачи (формулирование цели создания БД и подзадач, реализуемых в БД).
2.
Описание предметной области.
Обязательно должны быть представлены описания всех сущностей и их взаимосвязи, ER-модель (MS Office Visio)
[24]
, описания таблиц (с указанием типов данных и ограничений) и ER-модель в 3-й нормальной форме (MS SQL Server 2008)
[25]
3.
Проектирование запросов.
[26]
1)
Однотабличные запросы.
2)
Многотабличные запросы на выборку.
3)
Запросы с условием (сравнение).
4)
Запросы с условием (диапазон).
5)
Запросы с условием (принадлежность множеству).
6)
Запросы с условием (соответствие шаблону).
7)
Запросы с построением вычисляемых полей.
8)
Запросы с использованием итоговых (агрегатных функций).
9)
Запросы с использованием итоговых функций (+ GROUP BY).
10)
Запросы с использованием итоговых функций (+ HAVING).
11)
Подзапросы, возвращающие единичное значение.
12)
Подзапросы, возвращающие множество значений (IN и NOT IN).
13)
Подзапросы, возвращающие множество значений (ANY и ALL).
14)
Подзапросы, возвращающие множество значений (EXISTS и NOT EXISTS).
15)
Запросы на обновление (UPDATE).
16)
Запросы на добавление (INSERT INTO).
17)
Запросы на удаление (DELETE).
18)
Запросы на объединение (UNION).
19)
Запросы на создание таблицы.
20)
Запросы на удаление таблицы.
21)
Запросы на добавление столбца в таблицу (с атрибутом NULL и NOT NULL).
22)
Запросы на удаление столбца таблицы.
23)
Запросы на задание для столбца значения по умолчанию.
24)
Запросы на отмену для столбца значения по умолчанию.
25)
Запросы на добавление в определение таблицы нового ограничения.
26)
Запросы на удаление из определения таблицы существующего ограничения.
На каждый пункт необходимо создать два различных запроса, имеющих смысловую нагрузку. Привести для каждого запроса формулировку, текст запроса, пояснения (если необходимо), скриншот выполненного запроса.
Пример описания запроса № 2 из л./пр. №3:
Запрос 3.2. Вывести ФИО клиентов, сделавших заказ.
Информация о клиентах хранится в таблице «Клиент», а информация о заказе – в таблице «Заказ», данные таблицы имеют один общий по смыслу столбец «КодКлиента» (названия столбцов в обеих таблицах совпадает, это допустимо). Составляем запрос, объединяя данные таблицы по столбцу
«КодКлиента»:
SELECT Клиент.Фамилия, Клиент.Имя, Клиент.Отчество
FROM Клиент INNER JOIN Заказ ON Клиент.КодКлиента = Заказ.КодКлиента;
В результате выполнения запроса (рис. 59) получили таблицу, содержащую повторяющиеся строки.
Рис. 59. Клиенты, сделавшие заказ
4.
Заключение.
Краткая сводка всех полученных результатов. Вывод. Дальнейшее развитие базы данных.
5.
Литература.
Список использованной литературы.
[1]
Определения понятий «Первичный ключ», «Внешний ключ», «Домен» приведены по учебнику: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[2]
Материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/databases/2/1.html
[3]
Теоретические материалы главы приведены из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[4]
Материал параграфа приведен по учебнику: Грекул В. И. Проектирование информационных систем. [Электронный ресурс] // Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005.–Режим доступа:
http://www.intuit.ru/department/se/devis/
[5]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[6]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[7]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[8]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[9]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[10]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[11]
В математических дисциплинах понятию «таблица» соответствует понятие «отношение» (relation). Отсюда и произошло название модели – реляционная. Т.е., применительно к базам данных понятия «реляционная БД»
и «табличная БД» по существу являются синонимами.
[12]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[13]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.
[14]
Теоретический материал главы приведен из учебника: Полякова Л. Н. Основы SQL. [Электронный ресурс] // Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2004.–Режим доступа:
http://www.intuit.ru/department/database/sql/
[15]
Теоретический материал параграфа приведен из учебника: Полякова Л. Н. Основы SQL. [Электронный ресурс] // Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2004.–Режим доступа:
http://www.intuit.ru/department/database/sql/
[16]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника:
http://www.intuit.ru/department/database/databases/10/
[17]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/olap/2/
[18]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/olap/2/
[19]
Теоретический материал параграфа приведен по материалам интернет-источника: http://www.eduhmao.ru/info/1/3611/22384/
[20]
Теоретический материал параграфа приведен по материалам интернет-источников: http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/sabir/axd_2/index.html?S_TACT=105AGX99&S_CMP=GR01
и http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/sabir/axd_3/index.html.
[21]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/graphics/compression/6/3.html.
[22]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/databases/
[23]
Теоретический материал параграфа приведен из интернет-источника: http://www.intuit.ru/department/database/databases/14/
[24]
По лабораторному практикуму №1.
[25]
По лабораторному практикуму №2.
[26]
По лабораторным практикумам №3, 4, 5.
ID:1037312