ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Тема 5. Память
Основные вопросы
1. Память, процессы памяти.
2. Виды памяти.
3. Мнемические методы.
1. Память, процессы памяти
Память
–
психический процесс, характеру психической активности, преобладающей в деятельности. 1) Двигательная (или моторная) память">заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека, а также в развитии и существовании его как субъекта и личности.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. При этом сама память немыслима вне других психических функций. Память связывает прошлое человека с настоящим, делает его таким, какой он есть. Это касается приобретения жизненного опыта, накопления знаний, памяти чувств.
В греческой мифологии существовала богиня памяти Мнемозина (от гр. воспоминание), именно поэтому процессы, связанные с памятью, в психологии называют мнемическими.
Работа памяти как психического познавательного механизма осуществляется за счет слаженной работы четырех процессов: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Процессы памяти
1. Запоминание
–
процесс запечатления информации, представленной в форме ощущений, движений. Основная функция данного процесса состоит в накоплении и расширении жизненного опыта человека.
2. Сохранение
–
процесс удержания полученного жизненного опыта, в том числе и личности от распада. Функция
–
преобразование информации.
3. Воспроизведение
–
актуализация закрепленного ранее опыта. Формы воспроизведения: узнавание, припоминание и собственно воспроизведение.
4. Забывание
–
освобождение человека от ненужного жизненного опыта. Функция
–
освобождение оперативной памяти.
Индивидуально-типологические особенности памяти
1. Ведущий вид памяти – тип анализатора, через который проще всего осуществляются мнемические действия (зрительная
–
человеку легче запомнить материал после его прочтения, слуховая
–
материал усваивается через проговаривания, двигательная
– при заучивание необходимо постоянно перемещаться в пространстве);
2. Быстрота запоминания
–
скорость усвоения информации при ее непосредственном восприятии.
3. Прочность сохранения
–
способность в течение длительных периодов без дополнительной установки удерживать информацию в памяти.
4. Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению
–
способность воспроизводить информацию вне зависимости от уровня стрессированности окружающей среды.
5. Суггестивность
–
уверенность в процессе воспроизведения информации.
6. Профессиональная направленность
–
развитие определенного типа памяти в зависимости от вида профессиональной деятельности.
2
2. Виды памяти
Память многолика и разнообразна, ее классификация достаточно обширна. При этом отдельные виды памяти группируется по основным критериям:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,
(двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память);
2) по ведущему анализатору (зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая);
3) по характеру целей деятельности
(
непроизвольная и произвольная);
4) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности)
–
кратковременная, долговременная и оперативная.
Рассмотрим подробнее некоторые виды памяти.
Двигательная память
–
это память на различные движения и их системы; она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Особое значение данная память имеет в профессиональной деятельности балерины, спортсмена, акробата и др.
Эмоциональная память
–
это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоциональные состояния выступают как сигналы, побуждающие к действию либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Данный вид памяти преобладает у людей творческих профессий – художников, артистов. Во многом эффективность их работы зависит от умения воспроизводить различные эмоциональные состояния.
Образная память
–
эта память, связанная с типом сенсорного восприятия информации. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
Словесно-логическая память
–
умение удерживать в памяти словами, фразы, мысли.Это специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным.
Непроизвольная память - информация запоминается сама собой без специальной установки на заучивание. Данный вид памяти доминирует в детстве, у взрослых ослабевает.
Процесс работы непроизвольной памяти связан с таким понятием, как интерес (то, что интересно человеку, запоминается с минимум усилий).
Произвольная память
–
информация запоминается под воздействием специальной установки и при помощи различных приемов.
Эффективность произвольной памяти зависит:
от целей запоминания (насколько прочно, надолго человек хочет запомнить),
от приемов заучивания (как идет запоминание материала).
Мгновенная (иконическая) память
–
длительность хранения информации
– от 0,1 до
0,5 с.
– м инимальное время удержания информации без переработки органами чувств
Данная память нам необходима для совершения повседневных действий: обойти лужу, найти свободное место в метро и др.
Кратковременная память позволяет удерживать информацию до 20 с. Идет сохранение наиболее существенных элементов объекта – обобщенный образ объекта.
Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в нее помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с
3 одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Данный вид памяти мы применяем, когда нужно набрать номер телефона, записанный на лист бумаги.
Оперативная память
–
сохранение до реализации определенной задачи, после воспроизведения может теряться. Иными словами, информация сохраняется в памяти до тех пор, пока не решена определенная задача (например, сдать экзамен), после совершения действия (экзамен сдан) информация тут же начинает забываться.
Долговременная память
–
происходит переработка информации, ее вербализация. Хранение информации не ограничено по времени. Выделяют два подвида долговременной памяти: долговременная память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию), в данном случае речь идет о дате рождения близких, имени, истории своей жизни; долговременная память закрытая (информация «внесена» в бессознательную часть психики, доступ к информации возможен через сны или работу гипнотизера).
3. Мнемические методы
Для эффективного запоминания материала можно воспользоваться ниже перечисленными приемами мнемотехники
1. Группировка
–
деление материала на группы по какому-либо критерию
2. План
–
составление опорных пунктов.
3. Структурирование
–
установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
4. Аналогия
–
установление сходства между предметами или явлениями.
5. Повторение
–
сознательное воспроизведение с целью закрепления.
Рассмотрим некоторые закономерности памяти:
1. Человек использует 15 % своих возможностей в области памяти. Тренировка памяти позволит расширить данный объем.
2. Процесс запоминания находится в прямой зависимости от повторений. Объѐмную информацию стоит заучивать по частям: чем больше объем информации, тем больше повторений.
3. Лучше всего запоминается начало и конец информации (эффект края). Поэтому первым и последним нужно изучать самое сложное.
4. Память имеет определенную пропускную способность, т.е. темпы запоминания ограничены. Бессмысленно пытаться за короткий промежуток времени поместить в память большие объемы информации. Мозг по аналогии с компьютером «зависнет».
5. Повторение материала подряд менее эффективно, чем повторение в течение всего дня.
6. Наиболее интенсивно забывание сразу после заучивания. В течение первого часа забывается 60 %, а через 6 дней остается менее 20 % информации. Поэтому нужно вновь и вновь повторять материал.
7. Эффективность памяти зависит от эмоционального состояния человека. Наиболее высока продуктивность памяти между 8 и 12 часами.
4 8. Правило семантической обработки: легче всего запоминается то, что понятно человеку.
Проще всего запомнить логически связанный текст или фразу (пример из математики
«Биссектриса
–
это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам»).
Нарушения памяти
Нарушения памяти весьма многообразны. Расстройство памяти может наблюдаться при переутомлении, невротических реакциях, воздействии лекарственных средств и алкоголя и других состояниях. Однако, уходят неблагоприятные обстоятельства
–
и способности нашей памяти восстанавливаются.
Формы нарушения памяти многообразны, вот некоторые из них
Нарушения, обусловленные повреждениями мозга. Самое распространенное нарушение
– амнезия
–
нарушение способности воспроизводит хорошо известные события.
Мотивированное забывание, описанное З. Фрейдом
–
вытеснение определенных фактов из сознания в силу их травматичности. Для сохранения целостности личности сознание блокирует доступ к травматическим переживаниям (например, при утрате близкого человека возникает состояние ступора).
Интерференция – искажение информации: последняя информация искажает новое запоминание.
Выводы по теме:
1. Память
–
сложный когнитивный процесс, с помощью которого личность конструирует собственную индивидуальность.
2. Существуют различные виды памяти, каждый из которых несет свою функциональную нагрузку в той или иной ситуации.
3. Знание закономерностей памяти и мнемотехники позволяет оптимизировать процесс работы собственной памяти.