Файл: В. Б. Кравченко (директор Института информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 695
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан».
4.2.2. Решение задачи 2
Информация, составляющая государственную тайну (далее употребляется термин, принятый в законодательстве о государ
ственной тайне — «сведения, составляющие государственную тайну»), на предприятии может быть условно разделена на две группы:
первая группа — сведения, составляющие государственную тай
ну, полученные от других предприятий (органов государственной власти);
вторая группа — сведения, составляющие государственную тай
ну, полученные в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности предприятия.
Определение сведений, относящихся к первой группе, затруд
нений не вызывает, так как носители таких сведений соответству
ющим образом обозначены в тех организациях, от которых они получены. Исключение составляют случаи, когда степень секрет
ности полученных носителей сведений определена неверно. По
рядок действий в таких случаях определен правовыми актами Рос
сийской Федерации, которые в нашем учебнике рассматриваться не будут.
Что касается второй группы, то их определение осуществляет
ся на предприятии на основе развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, предусмотренных ст. 9 Закона Рос
сийской Федерации «О государственной тайне».
Участие предприятия в формировании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, ограничено подготовкой предложений по их содержанию. Рассмотрим систему законода
тельных актов Российской Федерации, регламентирующих эту работу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть четвертая ст. 29) перечень сведений, отнесенных к государствен
ной тайне (далее — Перечень), определяется Федеральным за
коном от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
(ст. 5). Согласно Перечню, государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, докумен
тов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному разверты
ванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федераль
ным законом Российской Федерации «Об обороне», об их боевой
4.2.2. Решение задачи 2
Информация, составляющая государственную тайну (далее употребляется термин, принятый в законодательстве о государ
ственной тайне — «сведения, составляющие государственную тайну»), на предприятии может быть условно разделена на две группы:
первая группа — сведения, составляющие государственную тай
ну, полученные от других предприятий (органов государственной власти);
вторая группа — сведения, составляющие государственную тай
ну, полученные в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности предприятия.
Определение сведений, относящихся к первой группе, затруд
нений не вызывает, так как носители таких сведений соответству
ющим образом обозначены в тех организациях, от которых они получены. Исключение составляют случаи, когда степень секрет
ности полученных носителей сведений определена неверно. По
рядок действий в таких случаях определен правовыми актами Рос
сийской Федерации, которые в нашем учебнике рассматриваться не будут.
Что касается второй группы, то их определение осуществляет
ся на предприятии на основе развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, предусмотренных ст. 9 Закона Рос
сийской Федерации «О государственной тайне».
Участие предприятия в формировании развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, ограничено подготовкой предложений по их содержанию. Рассмотрим систему законода
тельных актов Российской Федерации, регламентирующих эту работу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть четвертая ст. 29) перечень сведений, отнесенных к государствен
ной тайне (далее — Перечень), определяется Федеральным за
коном от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»
(ст. 5). Согласно Перечню, государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, докумен
тов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному разверты
ванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федераль
ным законом Российской Федерации «Об обороне», об их боевой
и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Феде
рации, других войск Российской Федерации, о направлениях раз
вития вооружения и военной техники, о содержании и результа
тах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации об
разцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производ
ства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их состав
ных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядер
ных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защи
ты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических уста
новках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях бое
вого применения образцов вооружения и военной техники, о свой
ствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ра
кетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенно
сти режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организа
ционной структуре, о вооружении, численности войск и состоя
нии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и
(или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобили
зационных мощностях промышленности по изготовлению и ре
монту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государ
ства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, пред
назначении и степени защищенности объектов административ
ного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федера
ции в целях обеспечения безопасности государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном вы
ражении) вооружения, военной техники и другой оборонной про
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Феде
рации, других войск Российской Федерации, о направлениях раз
вития вооружения и военной техники, о содержании и результа
тах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации об
разцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производ
ства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их состав
ных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядер
ных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защи
ты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических уста
новках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях бое
вого применения образцов вооружения и военной техники, о свой
ствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ра
кетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенно
сти режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организа
ционной структуре, о вооружении, численности войск и состоя
нии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и
(или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобили
зационных мощностях промышленности по изготовлению и ре
монту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государ
ства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, пред
назначении и степени защищенности объектов административ
ного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федера
ции в целях обеспечения безопасности государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном вы
ражении) вооружения, военной техники и другой оборонной про
дукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изго
товителях указанных вооружений, военной техники и другой обо
ронной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влия
ющих на безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драго
ценных камней Российской Федерации, Центральном банке Рос
сийской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добы
чи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому
Правительством Российской Федерации);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации, преждевременное распространение ко
торых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств
(за исключением обобщенных показателей по внешней задолжен
ности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятель
ности, преждевременное распространение которых может нанес
ти ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведыватель
ной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и резуль
татах разведывательной, контрразведывательной и оперативно
розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведе
ния;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиден
циальной основе с органами, осуществляющими разведыватель
ную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятель
ность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения без
опасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрыва
ют перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, их разработке, изготовлении и обеспечении ими, о методах и сред
ствах анализа шифровальных средств и средств специальной за
щиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
о методах и средствах защиты секретной информации;
товителях указанных вооружений, военной техники и другой обо
ронной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влия
ющих на безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драго
ценных камней Российской Федерации, Центральном банке Рос
сийской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добы
чи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому
Правительством Российской Федерации);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации, преждевременное распространение ко
торых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств
(за исключением обобщенных показателей по внешней задолжен
ности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятель
ности, преждевременное распространение которых может нанес
ти ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведыватель
ной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и резуль
татах разведывательной, контрразведывательной и оперативно
розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведе
ния;
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиден
циальной основе с органами, осуществляющими разведыватель
ную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятель
ность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения без
опасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрыва
ют перечисленные сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, их разработке, изготовлении и обеспечении ими, о методах и сред
ствах анализа шифровальных средств и средств специальной за
щиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
о методах и средствах защиты секретной информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государ
ственной тайны;
о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шель
фа Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной дея
тельности в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводи
мые в целях обеспечения безопасности государства.
Анализируя Перечень, можно легко увидеть, что он определя
ет только области деятельности и наиболее общие категории све
дений в этих областях, которые могут составлять государствен
ную тайну. На практике Перечень в основном используется феде
ральными органами исполнительной власти, руководители кото
рых наделены полномочиями по отнесению сведений к государ
ственной тайне, при подготовке предложений в Перечень, пред
усмотренный абзацем четвертым ст. 9 Закона «О государственной тайне».
Документ, называемый «Правила разработки перечня сведе
ний, отнесенных к государственной тайне» (далее — Правила), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 г. № 443.
В соответствии с Правилами:
«2. Органы государственной власти, руководители которых на
делены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, представляют в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны предложения о включении сведений в проект перечня в соответствии со своей компетенцией, перечнем сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен
ным ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тай
не», и методическими рекомендациями Межведомственной ко
миссии по защите государственной тайны.
Разработка указанных предложений осуществляется с учетом экспертной оценки экономических и иных последствий отнесе
ния сведений к государственной тайне.
3. Проект перечня формируется Межведомственной комисси
ей по защите государственной тайны и вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. В проекте пе
речня указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в проекте перечня.
4. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны осуществляет координацию деятельности органов государ
ственной власти по подготовке предложений о включении сведе
ний в проект перечня».
ственной тайны;
о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шель
фа Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной дея
тельности в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводи
мые в целях обеспечения безопасности государства.
Анализируя Перечень, можно легко увидеть, что он определя
ет только области деятельности и наиболее общие категории све
дений в этих областях, которые могут составлять государствен
ную тайну. На практике Перечень в основном используется феде
ральными органами исполнительной власти, руководители кото
рых наделены полномочиями по отнесению сведений к государ
ственной тайне, при подготовке предложений в Перечень, пред
усмотренный абзацем четвертым ст. 9 Закона «О государственной тайне».
Документ, называемый «Правила разработки перечня сведе
ний, отнесенных к государственной тайне» (далее — Правила), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 г. № 443.
В соответствии с Правилами:
«2. Органы государственной власти, руководители которых на
делены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, представляют в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны предложения о включении сведений в проект перечня в соответствии со своей компетенцией, перечнем сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрен
ным ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тай
не», и методическими рекомендациями Межведомственной ко
миссии по защите государственной тайны.
Разработка указанных предложений осуществляется с учетом экспертной оценки экономических и иных последствий отнесе
ния сведений к государственной тайне.
3. Проект перечня формируется Межведомственной комисси
ей по защите государственной тайны и вносится в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. В проекте пе
речня указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в проекте перечня.
4. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны осуществляет координацию деятельности органов государ
ственной власти по подготовке предложений о включении сведе
ний в проект перечня».
Форма «Перечня сведений, отнесенных к государственной тай
не», приведена ниже.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 41