Файл: В. Б. Кравченко (директор Института информационных наук и технологий безопасности Российского государственного гуманитарного университета).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Кадровое обеспечение
функционирования комплексной
системы защиты информации
13.1. Специфика персонала предприятия
как объекта защиты
Персонал предприятия считается одним из наиболее важных объектов защиты, так как является не только носителем инфор
мации с ограниченным доступом, но и источником создания та
кой информации. Сложность персонала как объекта защиты за
ключается не только в отсутствии возможности постоянного кон
троля за его действиями, особенно в неслужебное (нерабочее) вре
мя, но и в его уязвимости, обусловленной, например, возможно
стью подкупа, преследования им корыстных целей, воздействия на сотрудников и членов их семей с целью шантажа, возможно
стью похищения и т.п. Сложность реализации мер защиты в от
ношении персонала предприятия обусловливает необходимость постоянного внимания этой задаче.
Рассмотрим основные направления работы с персоналом в плане защиты информации с ограниченным доступом.
Подбор и расстановка кадров осуществляются из двух источ
ников — внутренних перестановок и за счет найма на рынке труда.
Основные методы изучения и отбора персонала:
• тестирование;
• изучение личных документов, документов об образовании, трудовой деятельности на предыдущих местах работы, рекомен
даций, характеристик; проверка подлинности личных документов и документов об образовании; изучение и подтверждение полно
ты и точности сведений, изложенных в анкетных материалах и автобиографии;
• проведение конкурсов на замещение вакансий;
• аттестование сотрудников предприятия в целях подтвержде
ния профессиональной квалификации, возможного выдвижения на более высокие должности, для создания резерва кандидатов на продвижение по службе;
• проверка с использованием баз учета органов внутренних дел
(наличие судимости, нахождение под следствием, в розыске и т.п.);
• проверка финансового состояния и кредитной истории.
К основным группам качеств для сравнения кандидатов отно
сятся: профессиональные, образовательные, организационные и личные. Основным требованием при отборе является тщательное изучение деловых, моральных и этических данных каждого кан
дидата путем глубокого изучения его трудового прошлого.
Юридическое обеспечение — заключение контракта и получе
ние у сотрудника добровольного согласия на соблюдение требо
ваний, регламентирующих режим безопасности и сохранения ком
мерческой и других тайн, в том числе:
• обязанности сохранять в тайне информацию ограниченного доступа, полученную в ходе трудовой деятельности и после пре
кращения трудовых отношений;
• права собственности предприятия на результаты интеллекту
альной деятельности работника, созданные в рамках выполнения трудового договора;
• обязанности работника возвратить полученные в ходе трудо
вой деятельности носители информации ограниченного доступа;
• обязанность не использовать сведения, составляющие ком
мерческую тайну предприятия, после смены места работы в ходе трудовой деятельности на других предприятиях;
• обязанности выполнять требования по защите информации ограниченного доступа, установленные как законодательством, так внутренними правилами и инструкциями предприятия;
• обязанности использовать технические средства обработки информации и средства связи (телекоммуникации), принадлежа
щие предприятию, только в служебных целях.
Договорные (контрактные) обязательства по вопросам защи
ты государственной тайны определяются в соответствии с «Ин
струкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Рос
сийской Федерации к государственной тайне», утвержденной по
становлением Правительства Российской Федерации 1995 г.
№ 1050.
Изучение персонала службой безопасности осуществляется в рамках Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г.
№ 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Рос
сийской Федерации»*, а также с учетом конституционных прав и свобод граждан.
Обучение осуществляется по двум направлениям — обучение персонала, обеспечивающего защиту информации с ограничен
ным доступом, и обучение персонала, использующего в своей ра
боте такую информацию. Основные формы обучения персонала первой группы — вечерняя и заочная, в учебных заведениях выс
шего и среднего профессионального образования, на курсах под
готовки, переподготовки и повышения квалификации, на рабо
* Ведомости СНД РФ и ВС РФ от 23.04.1992 г. № 17. Ст. 888.
Приведенные примеры только из двух правовых актов показы
вают, что реализация всего комплекса функций по защите ин
формации ограниченного доступа на предприятии (с учетом ее объемов) требует наличия специального подразделения (или под
разделений, например, по видам информации ограниченного до
ступа). Задача руководителя предприятия в этом процессе должна заключаться в принятии управленческих решений, контролю их выполнения и, при наличии необходимости, применению управ
ленческих воздействий, направленных на достижение поставлен
ных в решениях задач.
13.2.2. Функции службы защиты информации
Учитывая разнообразие видов тайн, специфику нормативных требований по защите каждой из них, под службой ЗИ в общем виде будем понимать структурные подразделения предприятия, специально созданные для выполнения задач защиты информа
ции (независимо от ее вида).
Функции службы ЗИ (изложены в общем виде, без привязки к виду защищаемой информации):
• организация планирования, разработки и проведения меро
приятий по защите информации ограниченного доступа при про
ведении работ с ее носителями;
• координация деятельности структурных подразделений пред
приятия по вопросам защиты информации ограниченного досту
па, контроль выполнения ими нормативных документов по защи
те такой информации;
• анализ деятельности предприятия по защите информации огра
ниченного доступа, выявление возможных каналов ее утечки и подготовка предложений по их закрытию;
• учет и анализ нарушений режима обеспечения сохранности информации ограниченного доступа;
• участие в работе по отнесению сведений к различным катего
риям информации ограниченного доступа, разработке перечней такой информации, нормативно-методических документов по обеспечению ее защиты;
• участие в проведении служебных расследований в случае утра
ты либо хищения носителей информации ограниченного доступа, других нарушений режима обеспечения сохранности такой ин
формации, а также по фактам ее разглашения;
• организация проведения профилактической работы с работ
никами предприятия по соблюдению режима обеспечения сохран
ности информации ограниченного доступа;
• разработка перечней должностей работников, подлежащих допуску к информации ограниченного доступа;
• контроль разработки и осуществление мероприятий по защи
те информации ограниченного доступа;
• осуществление мероприятий, обеспечивающих доступ к ин
формации ограниченного доступа только тех работников, кото
рым она необходима для выполнения должностных обязанно
стей;
• проведение инструктажа работников, допущенных к инфор
мации ограниченного доступа, контроль знания ими требований нормативных документов по режиму обеспечения ее сохранно
сти;
• ведение учета осведомленности работников в информации ограниченного доступа;
• участие в обеспечении пропускного режима, охраны пред
приятия и режимных территорий, контроле несения службы охраной;
• участие в определении эффективности инженерно-техниче- ских средств охраны и разработке предложений по их совершен
ствованию;
• организация и ведение учета носителей информации ограни
ченного доступа;
• контроль соблюдения установленного порядка работы с но
сителями информации ограниченного доступа.
13.2.3. Функции специальных комиссий
Использование различных видов информации ограниченного доступа в управленческой и производственной деятельности пред
приятия является сложным процессом, тонкости которого не мо
гут быть в полном объеме известны специалистам службы зашиты информации ввиду необходимости узко-специальных знаний, тех
нической сложности и разнообразия производственных процес
сов. Вместе с тем знание таких «тонкостей» является важнейшим условием принятия эффективных решений по защите информа
ции ограниченного доступа, начиная со стадии отнесения инфор
мации к таковой и заканчивая внедрением сложных технических средств защиты информации.
Учитывая изложенное, рядом нормативных документов, а так
же исходя из практики деятельности по защите информации, на предприятиях предусматривается создание целого ряда комиссий, являющихся нештатными рабочими органами руководителя пред
приятия, призванными обеспечить принятие эффективных реше
ний по защите информации.
К таким специальным комиссиям относятся:
а) в области защиты государственной тайны — экспертные комиссии, предусмотренные ст. 14 Закона РФ «О государствен
функционирования комплексной
системы защиты информации
13.1. Специфика персонала предприятия
как объекта защиты
Персонал предприятия считается одним из наиболее важных объектов защиты, так как является не только носителем инфор
мации с ограниченным доступом, но и источником создания та
кой информации. Сложность персонала как объекта защиты за
ключается не только в отсутствии возможности постоянного кон
троля за его действиями, особенно в неслужебное (нерабочее) вре
мя, но и в его уязвимости, обусловленной, например, возможно
стью подкупа, преследования им корыстных целей, воздействия на сотрудников и членов их семей с целью шантажа, возможно
стью похищения и т.п. Сложность реализации мер защиты в от
ношении персонала предприятия обусловливает необходимость постоянного внимания этой задаче.
Рассмотрим основные направления работы с персоналом в плане защиты информации с ограниченным доступом.
Подбор и расстановка кадров осуществляются из двух источ
ников — внутренних перестановок и за счет найма на рынке труда.
Основные методы изучения и отбора персонала:
• тестирование;
• изучение личных документов, документов об образовании, трудовой деятельности на предыдущих местах работы, рекомен
даций, характеристик; проверка подлинности личных документов и документов об образовании; изучение и подтверждение полно
ты и точности сведений, изложенных в анкетных материалах и автобиографии;
• проведение конкурсов на замещение вакансий;
• аттестование сотрудников предприятия в целях подтвержде
ния профессиональной квалификации, возможного выдвижения на более высокие должности, для создания резерва кандидатов на продвижение по службе;
• проверка с использованием баз учета органов внутренних дел
(наличие судимости, нахождение под следствием, в розыске и т.п.);
• проверка финансового состояния и кредитной истории.
К основным группам качеств для сравнения кандидатов отно
сятся: профессиональные, образовательные, организационные и личные. Основным требованием при отборе является тщательное изучение деловых, моральных и этических данных каждого кан
дидата путем глубокого изучения его трудового прошлого.
Юридическое обеспечение — заключение контракта и получе
ние у сотрудника добровольного согласия на соблюдение требо
ваний, регламентирующих режим безопасности и сохранения ком
мерческой и других тайн, в том числе:
• обязанности сохранять в тайне информацию ограниченного доступа, полученную в ходе трудовой деятельности и после пре
кращения трудовых отношений;
• права собственности предприятия на результаты интеллекту
альной деятельности работника, созданные в рамках выполнения трудового договора;
• обязанности работника возвратить полученные в ходе трудо
вой деятельности носители информации ограниченного доступа;
• обязанность не использовать сведения, составляющие ком
мерческую тайну предприятия, после смены места работы в ходе трудовой деятельности на других предприятиях;
• обязанности выполнять требования по защите информации ограниченного доступа, установленные как законодательством, так внутренними правилами и инструкциями предприятия;
• обязанности использовать технические средства обработки информации и средства связи (телекоммуникации), принадлежа
щие предприятию, только в служебных целях.
Договорные (контрактные) обязательства по вопросам защи
ты государственной тайны определяются в соответствии с «Ин
струкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Рос
сийской Федерации к государственной тайне», утвержденной по
становлением Правительства Российской Федерации 1995 г.
№ 1050.
Изучение персонала службой безопасности осуществляется в рамках Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г.
№ 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Рос
сийской Федерации»*, а также с учетом конституционных прав и свобод граждан.
Обучение осуществляется по двум направлениям — обучение персонала, обеспечивающего защиту информации с ограничен
ным доступом, и обучение персонала, использующего в своей ра
боте такую информацию. Основные формы обучения персонала первой группы — вечерняя и заочная, в учебных заведениях выс
шего и среднего профессионального образования, на курсах под
готовки, переподготовки и повышения квалификации, на рабо
* Ведомости СНД РФ и ВС РФ от 23.04.1992 г. № 17. Ст. 888.
чем месте под руководством более опытного работника, при ста
жировке в однопрофильных организациях, инструктажи, конфе
ренции и т. п. Основная форма обучения персонала второй груп
пы — проведение занятий и инструктажи — вводный, на рабочем месте, по отдельным вопросам, при выявлении нарушений.
Стимулирование труда применяется для поощрения добро
совестности и бдительности персонала при выполнении обязан
ностей по защите информации ограниченного доступа. Основные формы поощрения: материальное, финансовое, моральное, про
движение по службе.
Применение мер дисциплинарной, административной и ма
териальной ответственности в виде дисциплинарных взыска
ний, административных штрафов, возмещения материального ущерба, увольнения.
Контроль действий персонала по подчиненности; периоди
ческий и внезапный контроль подразделением защиты информа
ции, в том числе через доверенных лиц, контроль переговоров по служебным средствам связи, с использованием средств контроля доступа, администрирования, видеонаблюдения. Проводится так
же контроль обученности персонала вопросам защиты информа
ции.
Оценка деятельности тесно связана с контролем, стимулиро
ванием труда и применением дисциплинарных, административ
ных и других мер воздействия.
Организационно-правовое обеспечение — разработка внутрен
них нормативных актов по защите информации ограниченного доступа и изучение ее с персоналом; анализ и оценка эффектив
ности и достаточности принимаемых мер защиты информации.
Обмен информацией о кадрах с близкими по профилю орга
низациями и контрагентами осуществляется службой безопас
ности предприятия с санкции его руководителя и с учетом зако
нодательства о персональных данных. Сотрудники должны быть убеждены, что при наличии нарушений информация о них может быть направлена по новому месту работы.
Материально-техническое обеспечение персонала по вопро
сам защиты информации заключается в обеспеченности персо
нала техническими средствами обработки и хранения информа
ции, соответствующими установленным требованиям, наличии не
обходимого оборудования, расходных материалов, защищенных средств связи и т. п.
Ротация кадров является необходимым условием уменьше
ния рисков, связанных со сговорами и круговой порукой, могу
щими привести к хищению информации ограниченного доступа или сокрытию фактов ее утраты.
Безопасность персонала включает принятие мер по защите наиболее привлекательных с точки зрения противоправных ак
жировке в однопрофильных организациях, инструктажи, конфе
ренции и т. п. Основная форма обучения персонала второй груп
пы — проведение занятий и инструктажи — вводный, на рабочем месте, по отдельным вопросам, при выявлении нарушений.
Стимулирование труда применяется для поощрения добро
совестности и бдительности персонала при выполнении обязан
ностей по защите информации ограниченного доступа. Основные формы поощрения: материальное, финансовое, моральное, про
движение по службе.
Применение мер дисциплинарной, административной и ма
териальной ответственности в виде дисциплинарных взыска
ний, административных штрафов, возмещения материального ущерба, увольнения.
Контроль действий персонала по подчиненности; периоди
ческий и внезапный контроль подразделением защиты информа
ции, в том числе через доверенных лиц, контроль переговоров по служебным средствам связи, с использованием средств контроля доступа, администрирования, видеонаблюдения. Проводится так
же контроль обученности персонала вопросам защиты информа
ции.
Оценка деятельности тесно связана с контролем, стимулиро
ванием труда и применением дисциплинарных, административ
ных и других мер воздействия.
Организационно-правовое обеспечение — разработка внутрен
них нормативных актов по защите информации ограниченного доступа и изучение ее с персоналом; анализ и оценка эффектив
ности и достаточности принимаемых мер защиты информации.
Обмен информацией о кадрах с близкими по профилю орга
низациями и контрагентами осуществляется службой безопас
ности предприятия с санкции его руководителя и с учетом зако
нодательства о персональных данных. Сотрудники должны быть убеждены, что при наличии нарушений информация о них может быть направлена по новому месту работы.
Материально-техническое обеспечение персонала по вопро
сам защиты информации заключается в обеспеченности персо
нала техническими средствами обработки и хранения информа
ции, соответствующими установленным требованиям, наличии не
обходимого оборудования, расходных материалов, защищенных средств связи и т. п.
Ротация кадров является необходимым условием уменьше
ния рисков, связанных со сговорами и круговой порукой, могу
щими привести к хищению информации ограниченного доступа или сокрытию фактов ее утраты.
Безопасность персонала включает принятие мер по защите наиболее привлекательных с точки зрения противоправных ак
ций сотрудников предприятия (руководителей и их заместителей, лиц с широкими правами доступа на объекты зашиты и к инфор
мации, осуществляющих хранение информации и т.п.). Может осуществляться как службой безопасности предприятия (в рамках
Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1
«О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации»), так и специализированными охранными фирмами.
13.2. Распределение функций по защите
информации
13.2.1. Функции руководства предприятия
Функции руководства предприятия по защите информации зависят от ряда факторов, основными из которых являются:
• виды тайн, используемых на предприятии (государственная, коммерческая, служебная, персональные данные и т.д.);
• форма собственности и организационно-правовая форма пред
приятия;
• подчиненность (подведомственность) предприятия (для пред
приятий государственной формы собственности);
• сфера деятельности.
Эти функции в самом общем виде определяются в уставных и внутренних распорядительных документах организации. Вместе с тем они могут быть возложены на руководителей непосредствен
но нормативными правовыми актами. Так, на руководителей пред
приятий, использующих в своей деятельности сведения, состав
ляющие государственную тайну, законодательство возлагает опре
деленные функции, права и обязанности.
1.
Законом РФ «О государственной тайне» [20] на руководите
ля возлагаются:
• обоснование необходимости отнесения к государственной тай
не сведений, полученных (разработанных) на предприятии (ст. 9);
• передача в собственность государства сведений, составляю
щих государственную тайну, полученных (разработанных) на пред
приятии (ст. 10);
• получение разрешения на передачу сведений, составляющих государственную тайну, в другие организации, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся све
дения (ст. 16);
• создание условий по защите сведений, составляющих госу
дарственную тайну, полученных от других организаций (ст. 16);
• контроль наличия лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тай
мации, осуществляющих хранение информации и т.п.). Может осуществляться как службой безопасности предприятия (в рамках
Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1
«О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации»), так и специализированными охранными фирмами.
13.2. Распределение функций по защите
информации
13.2.1. Функции руководства предприятия
Функции руководства предприятия по защите информации зависят от ряда факторов, основными из которых являются:
• виды тайн, используемых на предприятии (государственная, коммерческая, служебная, персональные данные и т.д.);
• форма собственности и организационно-правовая форма пред
приятия;
• подчиненность (подведомственность) предприятия (для пред
приятий государственной формы собственности);
• сфера деятельности.
Эти функции в самом общем виде определяются в уставных и внутренних распорядительных документах организации. Вместе с тем они могут быть возложены на руководителей непосредствен
но нормативными правовыми актами. Так, на руководителей пред
приятий, использующих в своей деятельности сведения, состав
ляющие государственную тайну, законодательство возлагает опре
деленные функции, права и обязанности.
1.
Законом РФ «О государственной тайне» [20] на руководите
ля возлагаются:
• обоснование необходимости отнесения к государственной тай
не сведений, полученных (разработанных) на предприятии (ст. 9);
• передача в собственность государства сведений, составляю
щих государственную тайну, полученных (разработанных) на пред
приятии (ст. 10);
• получение разрешения на передачу сведений, составляющих государственную тайну, в другие организации, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся све
дения (ст. 16);
• создание условий по защите сведений, составляющих госу
дарственную тайну, полученных от других организаций (ст. 16);
• контроль наличия лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тай
ну, у организаций, по отношению к которым предприятие явля
ется заказчиком работ (ст. 17);
• обеспечение защиты государственной тайны при изменении функций, формы собственности, ликвидации предприятия или прекращении работ, связанных с использованием сведений, со
ставляющих государственную тайну (ст. 19);
• ответственность за организацию защиты государственной тай
ны (ст. 20);
• создание структурных подразделений защиты государствен
ной тайны (ст. 20);
• принятие решения о допуске подчиненных лиц к государ
ственной тайне (ст. 21);
• принятие решения об отказе в допуске к государственной тайне подчиненным лицам (ст. 22);
• обязанность и право прекращения допуска к государственной тайне подчиненных лиц в установленных законодательством слу
чаях (ст. 23);
• организация доступа должностных лиц и сотрудников пред
приятия к государственной тайне и персональная ответственность за создание таких условий, при которых они могут ознакомиться только со сведениями, необходимыми для выполнения должно
стных обязанностей (ст. 25);
• получение лицензии на допуск к проведению работ, связан
ных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и прохождение государственной аттестации.
2.
Согласно «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», ут
вержденной постановлением Правительства РФ 1995 г. № 1050, на руководителя возлагается:
• персональная ответственность за подбор лиц, допускаемых к государственной тайне (п. 3);
• контроль за соответствием формы допуска фактической сте
пени секретности сведений, с которыми ознакамливаются работ
ники (п. 6);
• определение перечня должностей сотрудников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (п. 13);
• прекращение допуска к государственной тайне в установлен
ных случаях (п. 15);
• допуск к секретным сведениям без проведения проверочных мероприятий, в том числе руководителей организаций, в отноше
нии которых предприятие является заказчиком (п. 23);
• персональная ответственность за обеспечение режима сек
ретности допущенными к секретным сведениям лицами, не до
стигшими 16-летнего возраста (п. 28);
• обеспечение разграничения доступа к государственной тайне при приеме командированных лиц (п. 39).
ется заказчиком работ (ст. 17);
• обеспечение защиты государственной тайны при изменении функций, формы собственности, ликвидации предприятия или прекращении работ, связанных с использованием сведений, со
ставляющих государственную тайну (ст. 19);
• ответственность за организацию защиты государственной тай
ны (ст. 20);
• создание структурных подразделений защиты государствен
ной тайны (ст. 20);
• принятие решения о допуске подчиненных лиц к государ
ственной тайне (ст. 21);
• принятие решения об отказе в допуске к государственной тайне подчиненным лицам (ст. 22);
• обязанность и право прекращения допуска к государственной тайне подчиненных лиц в установленных законодательством слу
чаях (ст. 23);
• организация доступа должностных лиц и сотрудников пред
приятия к государственной тайне и персональная ответственность за создание таких условий, при которых они могут ознакомиться только со сведениями, необходимыми для выполнения должно
стных обязанностей (ст. 25);
• получение лицензии на допуск к проведению работ, связан
ных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и прохождение государственной аттестации.
2.
Согласно «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», ут
вержденной постановлением Правительства РФ 1995 г. № 1050, на руководителя возлагается:
• персональная ответственность за подбор лиц, допускаемых к государственной тайне (п. 3);
• контроль за соответствием формы допуска фактической сте
пени секретности сведений, с которыми ознакамливаются работ
ники (п. 6);
• определение перечня должностей сотрудников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (п. 13);
• прекращение допуска к государственной тайне в установлен
ных случаях (п. 15);
• допуск к секретным сведениям без проведения проверочных мероприятий, в том числе руководителей организаций, в отноше
нии которых предприятие является заказчиком (п. 23);
• персональная ответственность за обеспечение режима сек
ретности допущенными к секретным сведениям лицами, не до
стигшими 16-летнего возраста (п. 28);
• обеспечение разграничения доступа к государственной тайне при приеме командированных лиц (п. 39).
Приведенные примеры только из двух правовых актов показы
вают, что реализация всего комплекса функций по защите ин
формации ограниченного доступа на предприятии (с учетом ее объемов) требует наличия специального подразделения (или под
разделений, например, по видам информации ограниченного до
ступа). Задача руководителя предприятия в этом процессе должна заключаться в принятии управленческих решений, контролю их выполнения и, при наличии необходимости, применению управ
ленческих воздействий, направленных на достижение поставлен
ных в решениях задач.
13.2.2. Функции службы защиты информации
Учитывая разнообразие видов тайн, специфику нормативных требований по защите каждой из них, под службой ЗИ в общем виде будем понимать структурные подразделения предприятия, специально созданные для выполнения задач защиты информа
ции (независимо от ее вида).
Функции службы ЗИ (изложены в общем виде, без привязки к виду защищаемой информации):
• организация планирования, разработки и проведения меро
приятий по защите информации ограниченного доступа при про
ведении работ с ее носителями;
• координация деятельности структурных подразделений пред
приятия по вопросам защиты информации ограниченного досту
па, контроль выполнения ими нормативных документов по защи
те такой информации;
• анализ деятельности предприятия по защите информации огра
ниченного доступа, выявление возможных каналов ее утечки и подготовка предложений по их закрытию;
• учет и анализ нарушений режима обеспечения сохранности информации ограниченного доступа;
• участие в работе по отнесению сведений к различным катего
риям информации ограниченного доступа, разработке перечней такой информации, нормативно-методических документов по обеспечению ее защиты;
• участие в проведении служебных расследований в случае утра
ты либо хищения носителей информации ограниченного доступа, других нарушений режима обеспечения сохранности такой ин
формации, а также по фактам ее разглашения;
• организация проведения профилактической работы с работ
никами предприятия по соблюдению режима обеспечения сохран
ности информации ограниченного доступа;
• разработка перечней должностей работников, подлежащих допуску к информации ограниченного доступа;
• контроль разработки и осуществление мероприятий по защи
те информации ограниченного доступа;
• осуществление мероприятий, обеспечивающих доступ к ин
формации ограниченного доступа только тех работников, кото
рым она необходима для выполнения должностных обязанно
стей;
• проведение инструктажа работников, допущенных к инфор
мации ограниченного доступа, контроль знания ими требований нормативных документов по режиму обеспечения ее сохранно
сти;
• ведение учета осведомленности работников в информации ограниченного доступа;
• участие в обеспечении пропускного режима, охраны пред
приятия и режимных территорий, контроле несения службы охраной;
• участие в определении эффективности инженерно-техниче- ских средств охраны и разработке предложений по их совершен
ствованию;
• организация и ведение учета носителей информации ограни
ченного доступа;
• контроль соблюдения установленного порядка работы с но
сителями информации ограниченного доступа.
13.2.3. Функции специальных комиссий
Использование различных видов информации ограниченного доступа в управленческой и производственной деятельности пред
приятия является сложным процессом, тонкости которого не мо
гут быть в полном объеме известны специалистам службы зашиты информации ввиду необходимости узко-специальных знаний, тех
нической сложности и разнообразия производственных процес
сов. Вместе с тем знание таких «тонкостей» является важнейшим условием принятия эффективных решений по защите информа
ции ограниченного доступа, начиная со стадии отнесения инфор
мации к таковой и заканчивая внедрением сложных технических средств защиты информации.
Учитывая изложенное, рядом нормативных документов, а так
же исходя из практики деятельности по защите информации, на предприятиях предусматривается создание целого ряда комиссий, являющихся нештатными рабочими органами руководителя пред
приятия, призванными обеспечить принятие эффективных реше
ний по защите информации.
К таким специальным комиссиям относятся:
а) в области защиты государственной тайны — экспертные комиссии, предусмотренные ст. 14 Закона РФ «О государствен
ной тайне» и постановлением Правительства Российской Феде
рации от 04.09.1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»*, а также постоянно действующие техни
ческие комиссии предприятий по защите государственной тай
ны, создаваемые в соответствии с Положением, утвержденным совместным приказом Гостехкомиссии России и ФСБ России
2001 г. № 309/405;
б) экспертные комиссии, создаваемые в соответствии с Основ
ными правилами работы архивов организаций (одобр. Коллегией
Росархива от 06.02.2002 г.), «Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указа
нием сроков хранения» (утв. Росархивом 06.10.2000 г.), Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах испол
нительной власти (приказ Минкультуры РФ от 08.11.2005 г.
№ 536, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.01.2006 г. № 7418);
в) внутренние проверочные комиссии, назначаемые руководи
телем предприятия для проверки наличия носителей информа
ции ограниченного доступа, соблюдения порядка обращения с ними; аналогичные комиссии, назначаемые для проверок в под
чиненных организациях (дочерних, филиалах и т.п.), ликвидаци
онные комиссии.
В последнее время в практике работы предприятий использу
ются так называемые Советы по безопасности, в числе прочих задач выполняющие функции консультативных органов по защи
те информации ограниченного доступа при руководителе пред
приятия. В состав советов, как правило, включаются:
• специалисты подразделений предприятия, использующих в своей работе информацию ограниченного доступа;
• специалисты службы безопасности (по вопросам охраны, фи
зической защиты объектов и т.п.);
• специалисты подразделений по защите информации;
• представители организаций-заказчиков.
Основной задачей советов по безопасности в области защиты информации является выработка рекомендаций руководству пред
приятия по защите информации ограниченного доступа при ре
шении следующих вопросов:
• отнесении сведений к различным видам информации огра
ниченного доступа, определении степени ее конфиденциально
сти;
• организации методического обеспечения и проведения ана
литической работы по предупреждению несанкционированного распространения информации ограниченного доступа;
* Собрание законодательства РФ от 11.09.1995 г. № 37. — Ст. 3619.
10 Грибунин
289
рации от 04.09.1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»*, а также постоянно действующие техни
ческие комиссии предприятий по защите государственной тай
ны, создаваемые в соответствии с Положением, утвержденным совместным приказом Гостехкомиссии России и ФСБ России
2001 г. № 309/405;
б) экспертные комиссии, создаваемые в соответствии с Основ
ными правилами работы архивов организаций (одобр. Коллегией
Росархива от 06.02.2002 г.), «Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указа
нием сроков хранения» (утв. Росархивом 06.10.2000 г.), Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах испол
нительной власти (приказ Минкультуры РФ от 08.11.2005 г.
№ 536, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.01.2006 г. № 7418);
в) внутренние проверочные комиссии, назначаемые руководи
телем предприятия для проверки наличия носителей информа
ции ограниченного доступа, соблюдения порядка обращения с ними; аналогичные комиссии, назначаемые для проверок в под
чиненных организациях (дочерних, филиалах и т.п.), ликвидаци
онные комиссии.
В последнее время в практике работы предприятий использу
ются так называемые Советы по безопасности, в числе прочих задач выполняющие функции консультативных органов по защи
те информации ограниченного доступа при руководителе пред
приятия. В состав советов, как правило, включаются:
• специалисты подразделений предприятия, использующих в своей работе информацию ограниченного доступа;
• специалисты службы безопасности (по вопросам охраны, фи
зической защиты объектов и т.п.);
• специалисты подразделений по защите информации;
• представители организаций-заказчиков.
Основной задачей советов по безопасности в области защиты информации является выработка рекомендаций руководству пред
приятия по защите информации ограниченного доступа при ре
шении следующих вопросов:
• отнесении сведений к различным видам информации огра
ниченного доступа, определении степени ее конфиденциально
сти;
• организации методического обеспечения и проведения ана
литической работы по предупреждению несанкционированного распространения информации ограниченного доступа;
* Собрание законодательства РФ от 11.09.1995 г. № 37. — Ст. 3619.
10 Грибунин
289