Файл: Практическое задание Нейропсихология Дайте развёрнутый ответ на вопрос что изучает нейропсихология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание «Нейропсихология»


  1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос «что изучает нейропсихология»?

Нейропсихология является одной из научных дисциплин, исследующих соотношение мозга и психики. В связи с этим она может быть причислена к ряду нейронаук – дисциплин, ориентированных на изучение мозга (таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология и другие) и базирующихся на естественнонаучной парадигме. Основным здесь является исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику. Но в то же время отечественная нейропсихология сформировалась на основе принципиально новой теоретической гипотезы о взаимодействии мозга и психики, сформулированной в рамках культурно-исторического подхода с обращением к методологии гуманитарной парадигмы и привлечением знаний из общей и возрастной психологии, психоанализа, философии, лингвистики.

Что изучает нейропсихология

1.Нейропсихология изучает психологическую структуру, мозго­вую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.

2. Нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости

3. Нарушения речевой и других ВПФ в зависимости поражения мозга - локального, диффузного, межзональных связей проводниково-нервных путей).

Направления нейропсихологии:

1. клиническая нейропсихология – изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга; в рамках этого направления введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональной системы;

2. экспериментальная нейропсихология – изучает различные формы нарушений психических процессов (восприятия, речи, памяти и др.) при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС;

3. психофизиологическое направление нейропсихологии – изучает физиологические механизмы нарушений ВПФ, возникающих вследствие поражения отдельных мозговых структур (по сути, это продолжение экспериментальной нейропсихологии методами психофизиологии);


4. реабилитационное направление – посвящено разработке принципов и методов восстановления ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга;

5. нейропсихология детского возраста - изучает особенности мозговых механизмов ВПФ у детей, закономерности их развития и особенности нарушения (здесь зачастую речь идет не только о локальном поражении мозга, но и о локальной функциональной слабости тех или иных его отделов, которые имеют возможности активизации и/или компенсации в детском возрасте); в практической сфере ведется разработка методов нейропсихологической диагностики детей и методов нейропсихологической коррекции отклонений развития психических функций;

6.нейропсихология старческого возраста (нейрогеронтопсихология) - изучает особенности ВПФ при нормальном и патологическом старении, исследует изменение функционирования мозга, вызванное возрастными перестройками (при физиологическом старении) или болезненными процессами атрофического, сосудистого или смешанного генеза (при деменциях позднего возраста);

7. нейропсихология индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология) – изучает мозговую организацию психических процессов и состояний у здоровых лиц (например, варианты межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, определяющие индивидуальную вариабельность психического функционирования);

8. нейропсихология пограничных состояний ЦНС – исследует изменения мозговой организации ВПФ при невротических состояниях, различных заболеваниях мозга, при радиационном облучении, под влиянием психофармакологических препаратов и др.


  1. Заполните таблицу «История создания нейропсихологии».

Учёный

Вклад в нейропсихологию

Гиппократ

определил взаимосвязь умственной деятельности с функционированием головного мозга. Мозг – вместилище разума, сердце – вместилище чувств.

Гален, в I в. н.э.

Выявил, что головной и спиной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности», что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным ни единого чувства». Первым заметил, что при повреждении спинного мозга нарушаются двигательные функции. А также он говорил о том, что мозг управляет движениями, чувствами и эмоциями.

Франц Галль

Объединил свои взгляды в науку – френологию. Создана карта мозга Галля. Форма черепа меняется от размера мозга. Заложил основы течения локализационизма, психоморфологического подхода.

Брока

Сделал вывод о том, что задняя часть лобной извилины играет роль в речевой моторике. Термин – афазия Брока

Вернике

При поражении верхней височной извилины в левом полушарии – нарушение сенсорных образов слов. Афазия Вернике

Фред Клайт

Составил локализационистскую карту мозга. Ввел термин - агнозия

А.Р. Лурия

Его труды определили становление отечественной нейропсихологической школы.

Л.С. Выгодский в 1920-е гг.

  • сформировал положения о развитии высших психических функций, о смысловом и системном строении сознания;

  • начал изучение роли различных отделов головного мозга в осуществлении различных форм психической деятельности;

  • сформулировал принципы локализации высших психических функций, принцип “экстракортикальной” организации психических процессов;

  • наблюдая за детьми, вывел основную закономерность психического развития: последовательность формирования высших психических функций человека и последовательность прижизненного изменения их мозговой организации;

  • сформулировал положение о неодинаковом системном влиянии очаговых поражений мозга на психические функции на различных этапах развития.

Э.Г. Симерницкая

Ее разработки и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга. Они приводят к нарушениям тех высших психических функций, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого.

Б.В. Зейгарник

Занималась нарушениями мышления у пациентов с локальными и общими органическими поражениями ГМ.

Д.Н. Узнадзе

Исследовал особенности фиксированной установки при общих и локальных пораженях ГМ

Б.Г Ананьев

Изучал проблемы взаимодействия полушарий ГМ

Г.В. Гершуни

Исследовал слуховую систему, на основе чего создал работы, позволившие рассмотреть симптомы поражения височных отделов КПБ с новых позиций.

П.К. Анохин

Концепция о функциональных системах, а также их роли в разъяснении целесообразного поведения животных использовалась А.Р. Лурия для создания теории системной динамической локализации ВПФ человека

Е.Н. Соколов

Изучал ориентировочный рефлекс. Его работы были интегрированы нейропсихологией для создания общей схемы работы головного мозга как субстрата психических процессов

Н.Н. Трауготт

Изучала высшую нервную деятельность человека в норме и в патологии