Файл: Практическое задание Нейропсихология Дайте развёрнутый ответ на вопрос что изучает нейропсихология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание «Нейропсихология»
-
Дайте развёрнутый ответ на вопрос «что изучает нейропсихология»?
Нейропсихология является одной из научных дисциплин, исследующих соотношение мозга и психики. В связи с этим она может быть причислена к ряду нейронаук – дисциплин, ориентированных на изучение мозга (таких как нейробиология, неврология, нейрофизиология и другие) и базирующихся на естественнонаучной парадигме. Основным здесь является исследование фундаментальной проблемы: как работает мозг, если его рассматривать в качестве аппарата, продуцирующего психику. Но в то же время отечественная нейропсихология сформировалась на основе принципиально новой теоретической гипотезы о взаимодействии мозга и психики, сформулированной в рамках культурно-исторического подхода с обращением к методологии гуманитарной парадигмы и привлечением знаний из общей и возрастной психологии, психоанализа, философии, лингвистики.
Что изучает нейропсихология
1.Нейропсихология изучает психологическую структуру, мозговую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.
2. Нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости
3. Нарушения речевой и других ВПФ в зависимости поражения мозга - локального, диффузного, межзональных связей проводниково-нервных путей).
Направления нейропсихологии:
1. клиническая нейропсихология – изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга; в рамках этого направления введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональной системы;
2. экспериментальная нейропсихология – изучает различные формы нарушений психических процессов (восприятия, речи, памяти и др.) при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС;
3. психофизиологическое направление нейропсихологии – изучает физиологические механизмы нарушений ВПФ, возникающих вследствие поражения отдельных мозговых структур (по сути, это продолжение экспериментальной нейропсихологии методами психофизиологии);
4. реабилитационное направление – посвящено разработке принципов и методов восстановления ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга;
5. нейропсихология детского возраста - изучает особенности мозговых механизмов ВПФ у детей, закономерности их развития и особенности нарушения (здесь зачастую речь идет не только о локальном поражении мозга, но и о локальной функциональной слабости тех или иных его отделов, которые имеют возможности активизации и/или компенсации в детском возрасте); в практической сфере ведется разработка методов нейропсихологической диагностики детей и методов нейропсихологической коррекции отклонений развития психических функций;
6.нейропсихология старческого возраста (нейрогеронтопсихология) - изучает особенности ВПФ при нормальном и патологическом старении, исследует изменение функционирования мозга, вызванное возрастными перестройками (при физиологическом старении) или болезненными процессами атрофического, сосудистого или смешанного генеза (при деменциях позднего возраста);
7. нейропсихология индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология) – изучает мозговую организацию психических процессов и состояний у здоровых лиц (например, варианты межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, определяющие индивидуальную вариабельность психического функционирования);
8. нейропсихология пограничных состояний ЦНС – исследует изменения мозговой организации ВПФ при невротических состояниях, различных заболеваниях мозга, при радиационном облучении, под влиянием психофармакологических препаратов и др.
-
Заполните таблицу «История создания нейропсихологии».
Учёный | Вклад в нейропсихологию |
Гиппократ | определил взаимосвязь умственной деятельности с функционированием головного мозга. Мозг – вместилище разума, сердце – вместилище чувств. |
Гален, в I в. н.э. | Выявил, что головной и спиной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности», что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным ни единого чувства». Первым заметил, что при повреждении спинного мозга нарушаются двигательные функции. А также он говорил о том, что мозг управляет движениями, чувствами и эмоциями. |
Франц Галль | Объединил свои взгляды в науку – френологию. Создана карта мозга Галля. Форма черепа меняется от размера мозга. Заложил основы течения локализационизма, психоморфологического подхода. |
Брока | Сделал вывод о том, что задняя часть лобной извилины играет роль в речевой моторике. Термин – афазия Брока |
Вернике | При поражении верхней височной извилины в левом полушарии – нарушение сенсорных образов слов. Афазия Вернике |
Фред Клайт | Составил локализационистскую карту мозга. Ввел термин - агнозия |
А.Р. Лурия | Его труды определили становление отечественной нейропсихологической школы. |
Л.С. Выгодский в 1920-е гг. |
|
Э.Г. Симерницкая | Ее разработки и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга. Они приводят к нарушениям тех высших психических функций, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого. |
Б.В. Зейгарник | Занималась нарушениями мышления у пациентов с локальными и общими органическими поражениями ГМ. |
Д.Н. Узнадзе | Исследовал особенности фиксированной установки при общих и локальных пораженях ГМ |
Б.Г Ананьев | Изучал проблемы взаимодействия полушарий ГМ |
Г.В. Гершуни | Исследовал слуховую систему, на основе чего создал работы, позволившие рассмотреть симптомы поражения височных отделов КПБ с новых позиций. |
П.К. Анохин | Концепция о функциональных системах, а также их роли в разъяснении целесообразного поведения животных использовалась А.Р. Лурия для создания теории системной динамической локализации ВПФ человека |
Е.Н. Соколов | Изучал ориентировочный рефлекс. Его работы были интегрированы нейропсихологией для создания общей схемы работы головного мозга как субстрата психических процессов |
Н.Н. Трауготт | Изучала высшую нервную деятельность человека в норме и в патологии |
| |