Файл: Особенности внутренней и внешней среды предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ»





Специальность 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦЕПЛИНЕ

«Основы экономики»

на тему: « Особенности внутренней и внешней среды предприятия»

Выполнил студент 3 курса

группы Р-19-01(О)

Коробейникова Ирина Анатольевна

___________________________

(подпись студента)

Руководитель

Вахутина Людмила Михайловна

(Ф.И.О. преподавателя)

____________________________

(оценка)

____________________________

(дата проверки)

____________________________

(подпись преподавателя)

___________________

(Дата регистрации)

Оса 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………..... …3

  1. Внутренняя и внешняя среда предприятия: понятие, характеристика их элементов............................................................................................................................. ..6

  2. Методика исследования внутренней и внешней среды организации..…...….......17

  3. Анализ внутренних и внешних факторов ООО «Лукойл-Пермь»..........................25

Заключение ……………………………………………………………................................30

Список использованной литературы ……………………………………. ……....……....33

Введение

Актуальность темы подчеркивает то, что состояние и развитие любой организации зависит от факторов внутренней и внешней среды. 

В современных условиях обострения конкуренции и нестабильности современной среды основой для создания устойчивого конкурентного преимущества становятся компетенции предприятия, заключенные в технологиях, знаниях, навыках, взаимосвязанных в организационных системах и бизнес-процессах. Соответственно, важнейшей задачей для предприятия становится идентификация ключевых компетенций и выработка путей их дальнейшего развития с учетом изменений системе управления организацией.

Понимание организации и ее среды - обеспечить надлежащее понимание соответствующих внутренних и внешних факторов, которые могут оказать влияние, положительное или отрицательное, на способность организации достигать намеченных результатов ее системы менеджмента качества. Организация должна быть осведомлена о том, какие внутренние и внешние факторы могут изменяться, и, следовательно, в отношении этих факторов должен осуществляться мониторинг и анализ на регулярной основе.


Любое предприятие находится и функционирует в рамках данных сред, которые предопределяют успешность его функционирования, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие предприятия возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Успешность и эффективность управления организацией зависит от уровня стратегии, умения эффективно применять методы и инструменты управления. Данный фактор усиливается и воздействием внешних факторов. Риски в современной внешней среде усиливают необходимость управления внешними факторами предприятия. В таких условиях становится невозможным осуществлять управление путем реакции на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений и эффективного управления внутренней средой предприятия.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Он позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.



Анализ внешней среды  направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружениеанализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Цель работы – изучить особенности внутренней и внешней среды предприятия.

В соответствие с целью работы необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты внутренней и внешней среды предприятия, их элементов;

  2. ознакомиться с методикой исследования внутренней и внешней среды организации.

  3. проанализировать влияние внутренних и внешних факторов ООО «Лукойл-Пермь».

Объектом исследования – особенности внешней и внутренней среды предприятия.

Предметом исследования является влияние внешних и внутренних факторов на развитие предприятия.

Изменения состояния внешней и внутренней среды требуют от организаций своевременной реакции на них путем актуализации своей стратегии поведения на конкурентном рынке.

Перечисленные особенности комплексной задачи стратегического планирования обуславливают необходимость применения систем поддержки принятия решений и экспертных оценок факторов среды организации.

1. Внутренняя и внешняя среда предприятия: понятие, характеристика их элементов

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из трех сфер: общей (или макроокружения), рабочей (или непосредственного окружения) и внутренней. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.


Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Анализ среды функционирования предприятия – это исходный процесс стратегического управления, требующий изучения макроокружения, микроокружения, конкурентной и внутренней среды.

Внутренняя среда организация  — совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку.

Внутренняя среда организации – это ряд составляющих организации, позволяющих обеспечить эффективное функционирование предприятия. При этом внутреннюю среду рассматривают как с позиции статики, так и в динамике. Необходимо учесть как сложившуюся в настоящий момент ситуацию, так и динамические показатели [7, с. 143].

Интересным подходом к формированию внутренней среды организации является подход Д. Бодди и Р. Пэйтона, которые сформировали интегральную модель предприятия, элементы которой представим на рисунке 1.


Бизнес процессы

Технология







Цели



Власть

Люди







Культура

Структура


Рисунок 1. Внутренняя среда предприятия

(Интегральная модель организации Д. Бодди и Р. Пэйтона) [4]

Символично, но в центре модели - цели, на достижение которых направлена деятельность членов организации, их стремление к желаемому состоянию организации в будущем или его части.


С помощью бизнес-процессов, то есть видов деятельности и технологий, индивиды «прокладывают дорогу» к целям (процессы разработки товаров, получения заказов, производства продукта, доставки, оплаты и т. д.).

Технологии используются индивидами для превращения ресурсов в полезный продукт.

Люди - индивиды, являющиеся членами организации, они вносят в достижение ее целей вклад в форме навыков, знаний и участия в процессе труда.

Отношения власти образуют ядро менеджмента, формирование которого протекает по мере обособления управления как особого вида деятельности и его институционализации в организации.

Способом разделения и координации труда в организации является структурой. Формальную структуру дополняют неформальные механизмы, оказывающие не менее существенное влияние на работу организации.

Культура в сравнении с другими элементами организации базирующееся в основном на нематериальных категориях. Сегодня многие менеджеры относятся к организационной культуре как к одному из важнейших инструментов выполнения поставленных задач. Члены организации вырабатывают особые методы труда, которые, в свою очередь, могут оказывать воздействие на способы выполнения рабочих заданий и общение коллег, включая новичков.

В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть.

Ресурсная часть организации — совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности. В состав ресурсной части входят менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.), финансы как ресурс, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал как трудовой ресурс.

Операционная часть организации — совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар. В состав операционной части включаются процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции.

Считаем, что более современным подходом к выделению внутренних переменных, имеющих интегрирующее значение, необходимо признать подход, изложенный в учебнике «Управление организацией» под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина, где отмечено, что внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы [9, с. 38].