Файл: В. Г. Тимирясова (иэуп) Факультет психологии и педагогики Кафедра педагогической психологии и педагогики Курсовая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогической
психологии и педагогики
Курсовая работа
Взаимодействие семьи и школы в эстетическом воспитании младших школьников (подростков, старшеклассников)
Выполнил: Гайнутдинова Аделина Данилевна
Обучающийся гр. 2311
Руководитель: старший преподаватель
Мифтахова Исламия Ильдаровна
Казань-2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………......3
-
Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников………………...............................................................................6-
Анализ психолого–педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников…..……..……...…….6 -
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте...…………………………………………………………………10 -
Приёмы эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности……………………………...13
-
-
Экспериментальная работа по развитию эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности...………………….....................................................................16-
Диагностика уровня эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………..……..16 -
Разработка и реализация комплекса приёмов по эстетическому воспитанию младших школьников в художественно-творческой деятельности……………..……………………..………………...……...19 -
Динамика уровня эстетического воспитания младших школьников………………………………………..……………………..30
-
Заключение……………………………………………………………..……….33
Список использованной литературы…………………………….…………35
ВВЕДЕНИЕ
Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.
Свободно и непринуждённо чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает значительным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей.
Современная духовная культура общества располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.
Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, самому себе.
Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями национальной и мировой культуры, иначе отдавать будет просто нечего.
Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему.
Таким образом, эстетическое воспитание детей – это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.
Актуальность исследования заключается в потребности учителей начальной школы в эффективных приёмах работы по эстетическому воспитанию младших школьников;
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников;
Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности;
Гипотеза исследования: возможно, уровень эстетического воспитания младших школьников повысится, если систематически использовать разработанный комплекс приемов эстетического воспитания в процессе художественно-творческой деятельности;
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме; эмпирические – естественный педагогический эксперимент, тестирование, анализ деятельности детей; математические – анализ результатов исследования;
Цель исследования: разработать комплекс приёмов эстетического воспитания в процессе художественно-творческой деятельности и экспериментальным и путём проверить его эффективность;
Задачи исследования:
– провести анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования;
– выявить уровень эстетического воспитания младших школьников;
– разработать и апробировать комплекс приёмов эстетического воспитания младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности.;
Методологическая основа исследования заключается в совместном выполнении специально разработанных для совместного творчества домашних проектов, описании экспонатов художественных музеев в вопросительно-ответной форме, использовании игр-лото по материалам музейных коллекций, организации внеучебной деятельности;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что воспитанием ребёнка должна заниматься на только школа, но и семья. Она закладывает основной фундамент в процессе эстетического воспитания младшего школьника. Под влиянием родителей у ребёнка формируются эстетические вкусы, развивается интерес к различным видам искусства;
Практическая значимость исследования заключается в анализе опыта использования метода взаимодействия семьи и школы на уроках в начальной школе и выявлении условий, при которых будет развивать эстетическое воспитание и творческая активность младших школьников
База исследования: МБОУ СОШ №174 г. Казань. 3 «В» класс (32 человека); 3 «Г» класс (31 человек). Всего 63 учащихся.
-
Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников
1.1 Анализ психолого–педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников
Понятие эстетическое воспитание связано с понятием эстетика, которое определяется как наука о прекрасном. Значение слова «эстетика» уходит своими корнями в древний греческий язык. С греческого эстетика – это ощущение, чувство, исходя из этого, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Прекрасное в эстетике связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное.
Б. М. Неменский выделил особенности эстетического воспитания для эффективного воздействия системы эстетического воспитания на ребёнка «Система эстетического воспитания должна быть, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».
Идея эстетического воспитания зародилась в глубокой древности. Сущность, задачи, цели эстетического воспитания развивались на протяжении тысячелетий. Эти изменения связаны с развитием эстетики как наука и пониманием сущности её предмета.
Что же такое эстетическое воспитание? Существует множество определений «эстетического воспитания». Российский и советский педагог Валентина Николаевна Шацкая дает такую формулировку эстетическому воспитанию «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».[5]
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусству».
Б. Т. Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение данное К. Марксом «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни, в искусстве, жить и творить «по законам красоты» (4,51) В данном термине автор определяет ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка.
Рассмотрев некоторые определения «эстетического воспитания» можно выделить его сущность: процесс целенаправленного воздействия, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её, формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Исходя из понимания сущности эстетического воспитания различны и подходы к его целям. В. Н. Шацкая определяет цель эстетического воспитания «Служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде». Автор отводит важное место искусству.
Л. П. Печко видит цель эстетического воспитания в «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического». Главное – воспитать, развивать способности, которые позволяют быть творцом эстетических ценностей.[3]
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его знания об окружающем мире, природе. Творческие занятия способствуют развитию психических процессов, организованности, дисциплинированности. Более полно и точно цель эстетического воспитания отразил М. М. Рукавицын: «Конечная цель – гармоничная личность, всестороннее развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства».
Цель не может рассматриваться без задач. Педагоги выделяют три основные задачи эстетического воспитания:
- формирование эстетических знаний, впечатлений, без них не может возникнуть интерес к эстетическим предметам и явлениям. Благодаря данной задачи будет формироваться чувственно – эмоциональный опыт у школьников;
-формирование социально – психологических качеств человека, они осуществляют возможность эмоционально переживать и оценивать эстетические предметы и явления. Данные способности развиваются на основе раннее полученных знаний;
-формирование творческой способности у школьников. Необходимо развивать такие качества, потребности и способности школьника, которые прекращают его из пассивного слушателя в активного творца эстетических ценностей;
Рассмотрим психологические подходы к пониманию эстетического воспитания. В процессе эстетического воспитания у школьника развивается эстетическое сознание. Эстетическое сознание делится на категории, в которых отражается психологическая сущность эстетического воспитания. Данные категории позволяют говорить о уровне эстетической культуры воспитанника. Выделяют такие категории, как: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки.
Российский педагог Борис Тимофеевич Лихачёв выделил дополнительные категории эстетического воспитания. А именно: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетическое суждение, эстетическое восприятие.
Эстетическое явление действительности и искусства, если оно осознается школьниками, то у них возникает эмоциональный отклик. По мнению Бориса Тимофеевича, эмоциональный отклик является основой эмоционального чувства. Лихачёв так же отмечает, что испытывая такие эмоции как: наслаждение или отвращение; переживание или ужас; страх или смех, постоянно, то в школьнике будет формироваться эстетическая потребность.