Файл: В. Г. Тимирясова (иэуп) Факультет психологии и педагогики Кафедра педагогической психологии и педагогики Курсовая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Школяр Л.В. предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:

Высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развёрнутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

Средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

Низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).


Рис.1. Уровни эстетического воспитания
В целом, в 3 «Г» и в 3 «В» классах преобладает средний и низкий уровни эстетического воспитания, что представлено на диаграмме (рис.1).



    1. Разработка и реализация комплекса приёмов в процессе художественно-творческой деятельности младших школьников

В процессе исследования были посещены уроки музыки и изобразительного искусства в начальной школе, в ходе которых было замечено, что уровень эстетического воспитания у учащихся ниже, чем должен быть. Причиной этого может являться то, что учителя начальных классов в практике не применяют приёмы работы над развитием эстетического воспитания младших школьников в комплексе.

На первый взгляд, комплексное использование приёмов по формированию эстетического воспитания у младших школьников позволяет качественно повысить уровень исследуемого качества. Разработанный комплекс приёмов представим в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс приёмов эстетического воспитания младших школьников



Приёмы

Содержание

Материалы

Формируемые компоненты эстетического воспитания

1.

«Путешествие в волшебный лес»

Учащиеся закрывают глаза и представляют себя в лесу, обращая внимание не только на происходящее вокруг, но и на свои ощущения.

Мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Развитие эмоциональной сферы учащегося, его чувств и переживаний
















2.

«Абсолютно злых волшебников не бывает»

Педагог предлагает детям пожалеть злого волшебника, посочувствовать ему: подумать, почему волшебник стал злым, найти в его образе что-то хорошее и за это похвалить волшебника – раскрасить этот элемент соответствующим цветом.

Нераскрашенные силуэты волшебников, цветные карандаши.

Расширение рамок стереотипного мышления

3.

«Если в лесу сидеть тихо-тихо»

Детям предлагается послушать фрагмент литературного произведения, в котором участниками событий являются человек и животные. Например, отрывок из книги С. Бялковской «…если в лесу сидеть тихо-тихо». После чего учащиеся должны описать и нарисовать свои наблюдения за жизнью леса, при этом постараться обращать внимание на настроение растений и животных.

Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Формирование эстетических знаний, впечатлений. Развитие эмоциональной сферы учащихся

4.

«Овощ с настроением»

Педагог даёт детям задание нарисовать морковь по представлению так, как будто она живая, чувствующая и может радоваться, грустить, иметь своё отношение к происходящему вокруг неё и пр.
Когда задание выполнено, все вместе рассматривают рисунки: находят признаки, характерные для обычной моркови, и элементы творчества.

Бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Понимание чувств других людей, классификация эмоций и чувств.

5.

«Музыкальная пауза»

Во время выполнения творческих заданий учитель включает детям для прослушивания классическую музыку с разными оттенками настроения.

ПК, диск с произведениями

Воспитание эстетического отношения к музыке. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

6.

«Каждый – художник»

Учащимся предоставляется возможность почувствовать себя в роли художника. Каждый должен нарисовать свою картину природы, после чего учителем организуется выставка со всеми работами, на которой учащиеся должны определить задумку, эмоциональное состояние и настроение картины.

Холсты, краски

Способность выражать свои чувства и эмоции и понимать их у других людей. Расширение знаний о чувствах и эмоциях. Эстетическое воздействие на каждого учащегося. Формирование эстетических знаний. Развитие творческих способностей

7.

«Прилетит вдруг волшебник…»

Дети бросают друг другу мячик и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо»; «Я дарю тебе солнечное настроение»; «Я дарю тебе звонкое журчание весеннего ручейка», «Я дарю тебе сладкий запах и т.п. В конце игры детям предлагается изготовить открытку с волшебными, добрыми пожеланиями в подарок сверстникам

Бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры, предмет (мячик или игрушка), который дети будут передавать друг другу.

Формирование социально – психологических качеств человека, которые осуществляют возможность эмоционально переживать и оценивать эстетические предметы и явления



Работа с данным комплексом приёмов активно проводилась в течение 7 месяцев в МБОУ СОШ №174 г. Казань в экспериментальном 3 «Г» классе. В большей мере комплекс реализовывался на уроках изобразительного искусства и музыки

Дети с большим энтузиазмом принимали участие в новом формате обучения и положительно реагировали на новые приёмы работы.

Если применять созданный комплекс упражнений, то можно достигнуть больших, продуктивных результатов в развитии творческого мышления младших школьников. Самый продуктивный вид развития творческого мышления и эстетического развития ребёнка вообще – это свободное творчество или творчество по собственному замыслу. Ребёнок должен создать замысел будущего продукта деятельности, для чего необходима очень сложная преобразующая деятельность детского мышления и воображения, носящая творческий характер [23].

Приведём некоторые фрагменты уроков с данным комплексом несколько приёмов эстетического воспитания.

Таблица 2

Приём «Овощ с настроением»

Самостоятельная работа учащихся

Инструктаж

Постановка учебной задачи


Деятельность участников процесса




Учитель предлагает представить, какими эмоциями могли бы обладать овощи и фрукты. Предлагает описать их и нарисовать

- Ребята, а какие вы знаете овощи? (капуста, помидоры, лук, чеснок, репа, свёкла, картошка, редиска, топинамбур(сер груши), огурцы, кабачки, тыквы, патиссоны, баклажаны, сладкий перец, морковь, чеснок)

- А какие овощи вы сажаете дома? (Ответы детей)

- Когда сажают овощи? (Весной)

- Когда собирают фрукты? (Ответы детей)

-А какие из них растут дома?

-Когда собирают овощи? (осенью)

Учащиеся представляют овощи и рисуют их и обсуждают вместе с учителем.

Таблица 3

Приём «Музыкальная пауза»

Решение учебной задачи

Инструктаж

Постановка творческой задачи

Деятельность участников процесса

Пути и средства решения

Учитель рассказывает, что должны сделать учащиеся

- Итак, мы сейчас распределим весь класс на постановку спектаклей по сказкам:

1 ряд- «Буратино» 2 ряд- «Чиполлино» 3 ряд- «Золушка».

Важно определить какие герои нам в этой сказке будут нужны при подготовке спектакля. Каждого героя будем выполнять в паре - тройке.

Задача - договориться, кто какие детали будет заготовлять. Слушайте командира, выберете его сами!

Самостоятельная практическая работа учащихся-25-30мин.

- А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы.

Ученики, делая самостоятельную работу, слушают музыку. Так они настраиваются на позитивный лад.


Таблица 4

Приём «Каждый – художник»

Знакомство с видами пейзажей

Инструктаж

Постановка творческой задачи

Деятельность участников процесса

Сельский (рисуются поля, деревенские дома)

Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)

морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты и другие

Учитель говорит, что нужно достать необходимый материал для рисования

А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:
- Как правильно компоновать пейзаж?

(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

Учащиеся рисуют пейзажи, после чего их работы учитель создаёт выставку с их работами


2.3 Динамика уровня эстетического воспитания младших школьников

На контрольном этапе исследования были поставлены следующие задачи: сделать контрольный срез уровня беглости чтения; полученные данные сравнить с результатами изначального уровня беглости чтения; выявить динамику уровней беглости чтения; доказать или опровергнуть эффективность проделанной работы; обобщить результаты, сделать выводы.

В качестве стимулирующего материала предъявляется тест, который состоит из трёх фрагментов музыкальных произведений:

– А. Лядов Прелюдия d-moll;

– П. Чайковский «Баркарола»;

– Д. Кабалевский «Печальная история»;

Оценка результатов происходила по тем же критериям, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем одно отличается от двух других?

Таблица 5

Результаты работы по эстетическому воспитанию учащихся экспериментального 3 «Г» класса

Уровень

Количество учащихся

% учащихся

На констатирующем этапе

На контрольном этапе

На констатирующем этапе

На контрольном этапе

Высокий

7

12

25%

38%

Средний

11

13

34%

41%

Низкий

13

6

41%

21%



При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента над развитием эстетического воспитания младших школьников была выявлена положительная динамика.

Большинство учащихся экспериментального 3 «Г» класса смогли получить высокую оценку по итогам прохождения теста, что приравнивается к высокому уровню эстетического воспитания. Полученные данные подсчитаны, сравнены с результатами констатирующего этапа и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице 4

Сравним уровни эстетического воспитания контрольного 3 «В» класса на констатирующем тапе эксперимента и экспериментального 3 «Г» класса на контрольном этапе эксперимента.

Таблица 6

Уровни эстетического воспитания в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе эксперимента.

Уровень

3 «В» класс

3 «Г» класс

Высокий

31%

38%

Средний

39%

41%

Низкий

30%

21%


В данной таблице ярко видна разница уровня эстетического воспитания между учащимися контрольного 3 «В» класса и экспериментального 3 «Г» класса.

Разница процентов высокого уровня составляет 7% (преобладают положительные результаты в экспериментальном классе – 3 «Г»)

Разница процентов среднего уровня составляет 2% (преобладают положительные результаты в контрольном классе – 3 «Г»)

Разница процентов низкого уровня составляет 9% (преобладают положительные результаты в контрольном классе – 3 «Г»)

Сравним результаты уровня эстетического воспитания чтения, полученные на контрольном и констатирующем этапе эксперимента в контрольном 3 «В» и экспериментальном 3 «Г» классах (рис. 2).


Рис.2. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

На данном рисунке видно, что высокий уровень эстетического воспитания стал вышел в экспериментальном классе на 13%, средний вырос на 7%, а низкий уровень стал значительно меньше – на 20%, что говорит об эффективности подобранных и разработанных упражнений для работы над эстетическим воспитанием младших школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению возможностей уроков изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Проведённое исследование показало, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в разнообразных формах и видах учебной деятельности. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

В процессе исследования были проанализированы психолого–педагогические источники по проблеме исследования, из которых было выделено множество определений понятию эстетическое воспитание; были обозначены особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, а также был проанализирован опыт работы учителей–практиков, исходя их которого был приобретён теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы, направленной на формирование и совершенствование эстетического воспитания учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства.

В ходе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников на базе МБОУ СОШ №174 г. Казань в 3 «В» и 3 «Г» классах. Для реализации поставленной цели исследования, был создан и реализован комплекс приёмов по формированию эстетического воспитания младших школьников. Эффективность составленного комплекса упражнений была экспериментально доказана, цель исследования достигнута.

Предложенные в данной работе выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов, а также в процессе профессиональной практической подготовки студентов соответствующей специальности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ