Файл: В. Г. Тимирясова (иэуп) Факультет психологии и педагогики Кафедра педагогической психологии и педагогики Курсовая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Школяр Л.В. предлагает следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:
Высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развёрнутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
Средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
Низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).
Рис.1. Уровни эстетического воспитания
В целом, в 3 «Г» и в 3 «В» классах преобладает средний и низкий уровни эстетического воспитания, что представлено на диаграмме (рис.1).
-
Разработка и реализация комплекса приёмов в процессе художественно-творческой деятельности младших школьников
В процессе исследования были посещены уроки музыки и изобразительного искусства в начальной школе, в ходе которых было замечено, что уровень эстетического воспитания у учащихся ниже, чем должен быть. Причиной этого может являться то, что учителя начальных классов в практике не применяют приёмы работы над развитием эстетического воспитания младших школьников в комплексе.
На первый взгляд, комплексное использование приёмов по формированию эстетического воспитания у младших школьников позволяет качественно повысить уровень исследуемого качества. Разработанный комплекс приёмов представим в таблице 1.
Таблица 1
Комплекс приёмов эстетического воспитания младших школьников
№ | Приёмы | Содержание | Материалы | Формируемые компоненты эстетического воспитания |
1. | «Путешествие в волшебный лес» | Учащиеся закрывают глаза и представляют себя в лесу, обращая внимание не только на происходящее вокруг, но и на свои ощущения. | Мультимедийная аппаратура, специальные серии музыкальных произведений («Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и т.п.), бумага, цветные карандаши или фломастеры. | Развитие эмоциональной сферы учащегося, его чувств и переживаний |
| | | | |
2. | «Абсолютно злых волшебников не бывает» | Педагог предлагает детям пожалеть злого волшебника, посочувствовать ему: подумать, почему волшебник стал злым, найти в его образе что-то хорошее и за это похвалить волшебника – раскрасить этот элемент соответствующим цветом. | Нераскрашенные силуэты волшебников, цветные карандаши. | Расширение рамок стереотипного мышления |
3. | «Если в лесу сидеть тихо-тихо» | Детям предлагается послушать фрагмент литературного произведения, в котором участниками событий являются человек и животные. Например, отрывок из книги С. Бялковской «…если в лесу сидеть тихо-тихо». После чего учащиеся должны описать и нарисовать свои наблюдения за жизнью леса, при этом постараться обращать внимание на настроение растений и животных. | Бумага, цветные карандаши, фломастеры. | Формирование эстетических знаний, впечатлений. Развитие эмоциональной сферы учащихся |
4. | «Овощ с настроением» | Педагог даёт детям задание нарисовать морковь по представлению так, как будто она живая, чувствующая и может радоваться, грустить, иметь своё отношение к происходящему вокруг неё и пр. Когда задание выполнено, все вместе рассматривают рисунки: находят признаки, характерные для обычной моркови, и элементы творчества. | Бумага, цветные карандаши или фломастеры. | Понимание чувств других людей, классификация эмоций и чувств. |
5. | «Музыкальная пауза» | Во время выполнения творческих заданий учитель включает детям для прослушивания классическую музыку с разными оттенками настроения. | ПК, диск с произведениями | Воспитание эстетического отношения к музыке. Развитие эмоциональной сферы учащихся. |
6. | «Каждый – художник» | Учащимся предоставляется возможность почувствовать себя в роли художника. Каждый должен нарисовать свою картину природы, после чего учителем организуется выставка со всеми работами, на которой учащиеся должны определить задумку, эмоциональное состояние и настроение картины. | Холсты, краски | Способность выражать свои чувства и эмоции и понимать их у других людей. Расширение знаний о чувствах и эмоциях. Эстетическое воздействие на каждого учащегося. Формирование эстетических знаний. Развитие творческих способностей |
7. | «Прилетит вдруг волшебник…» | Дети бросают друг другу мячик и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо»; «Я дарю тебе солнечное настроение»; «Я дарю тебе звонкое журчание весеннего ручейка», «Я дарю тебе сладкий запах и т.п. В конце игры детям предлагается изготовить открытку с волшебными, добрыми пожеланиями в подарок сверстникам | Бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры, предмет (мячик или игрушка), который дети будут передавать друг другу. | Формирование социально – психологических качеств человека, которые осуществляют возможность эмоционально переживать и оценивать эстетические предметы и явления |
Работа с данным комплексом приёмов активно проводилась в течение 7 месяцев в МБОУ СОШ №174 г. Казань в экспериментальном 3 «Г» классе. В большей мере комплекс реализовывался на уроках изобразительного искусства и музыки
Дети с большим энтузиазмом принимали участие в новом формате обучения и положительно реагировали на новые приёмы работы.
Если применять созданный комплекс упражнений, то можно достигнуть больших, продуктивных результатов в развитии творческого мышления младших школьников. Самый продуктивный вид развития творческого мышления и эстетического развития ребёнка вообще – это свободное творчество или творчество по собственному замыслу. Ребёнок должен создать замысел будущего продукта деятельности, для чего необходима очень сложная преобразующая деятельность детского мышления и воображения, носящая творческий характер [23].
Приведём некоторые фрагменты уроков с данным комплексом несколько приёмов эстетического воспитания.
Таблица 2
Приём «Овощ с настроением»
Самостоятельная работа учащихся | Инструктаж | Постановка учебной задачи | Деятельность участников процесса |
| Учитель предлагает представить, какими эмоциями могли бы обладать овощи и фрукты. Предлагает описать их и нарисовать | - Ребята, а какие вы знаете овощи? (капуста, помидоры, лук, чеснок, репа, свёкла, картошка, редиска, топинамбур(сер груши), огурцы, кабачки, тыквы, патиссоны, баклажаны, сладкий перец, морковь, чеснок) - А какие овощи вы сажаете дома? (Ответы детей) - Когда сажают овощи? (Весной) - Когда собирают фрукты? (Ответы детей) -А какие из них растут дома? -Когда собирают овощи? (осенью) | Учащиеся представляют овощи и рисуют их и обсуждают вместе с учителем. |
Таблица 3
Приём «Музыкальная пауза»
Решение учебной задачи | Инструктаж | Постановка творческой задачи | Деятельность участников процесса |
Пути и средства решения | Учитель рассказывает, что должны сделать учащиеся | - Итак, мы сейчас распределим весь класс на постановку спектаклей по сказкам: 1 ряд- «Буратино» 2 ряд- «Чиполлино» 3 ряд- «Золушка». Важно определить какие герои нам в этой сказке будут нужны при подготовке спектакля. Каждого героя будем выполнять в паре - тройке. Задача - договориться, кто какие детали будет заготовлять. Слушайте командира, выберете его сами! Самостоятельная практическая работа учащихся-25-30мин. - А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы. | Ученики, делая самостоятельную работу, слушают музыку. Так они настраиваются на позитивный лад. |
Таблица 4
Приём «Каждый – художник»
Знакомство с видами пейзажей | Инструктаж | Постановка творческой задачи | Деятельность участников процесса |
Сельский (рисуются поля, деревенские дома) Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.) морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты и другие | Учитель говорит, что нужно достать необходимый материал для рисования | А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос: - Как правильно компоновать пейзаж? (Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше). | Учащиеся рисуют пейзажи, после чего их работы учитель создаёт выставку с их работами |
2.3 Динамика уровня эстетического воспитания младших школьников
На контрольном этапе исследования были поставлены следующие задачи: сделать контрольный срез уровня беглости чтения; полученные данные сравнить с результатами изначального уровня беглости чтения; выявить динамику уровней беглости чтения; доказать или опровергнуть эффективность проделанной работы; обобщить результаты, сделать выводы.
В качестве стимулирующего материала предъявляется тест, который состоит из трёх фрагментов музыкальных произведений:
– А. Лядов Прелюдия d-moll;
– П. Чайковский «Баркарола»;
– Д. Кабалевский «Печальная история»;
Оценка результатов происходила по тем же критериям, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем одно отличается от двух других?
Таблица 5
Результаты работы по эстетическому воспитанию учащихся экспериментального 3 «Г» класса
Уровень | Количество учащихся | % учащихся | ||
На констатирующем этапе | На контрольном этапе | На констатирующем этапе | На контрольном этапе | |
Высокий | 7 | 12 | 25% | 38% |
Средний | 11 | 13 | 34% | 41% |
Низкий | 13 | 6 | 41% | 21% |
При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента над развитием эстетического воспитания младших школьников была выявлена положительная динамика.
Большинство учащихся экспериментального 3 «Г» класса смогли получить высокую оценку по итогам прохождения теста, что приравнивается к высокому уровню эстетического воспитания. Полученные данные подсчитаны, сравнены с результатами констатирующего этапа и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице 4
Сравним уровни эстетического воспитания контрольного 3 «В» класса на констатирующем тапе эксперимента и экспериментального 3 «Г» класса на контрольном этапе эксперимента.
Таблица 6
Уровни эстетического воспитания в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе эксперимента.
Уровень | 3 «В» класс | 3 «Г» класс |
Высокий | 31% | 38% |
Средний | 39% | 41% |
Низкий | 30% | 21% |
В данной таблице ярко видна разница уровня эстетического воспитания между учащимися контрольного 3 «В» класса и экспериментального 3 «Г» класса.
Разница процентов высокого уровня составляет 7% (преобладают положительные результаты в экспериментальном классе – 3 «Г»)
Разница процентов среднего уровня составляет 2% (преобладают положительные результаты в контрольном классе – 3 «Г»)
Разница процентов низкого уровня составляет 9% (преобладают положительные результаты в контрольном классе – 3 «Г»)
Сравним результаты уровня эстетического воспитания чтения, полученные на контрольном и констатирующем этапе эксперимента в контрольном 3 «В» и экспериментальном 3 «Г» классах (рис. 2).
Рис.2. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента
На данном рисунке видно, что высокий уровень эстетического воспитания стал вышел в экспериментальном классе на 13%, средний вырос на 7%, а низкий уровень стал значительно меньше – на 20%, что говорит об эффективности подобранных и разработанных упражнений для работы над эстетическим воспитанием младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению возможностей уроков изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Проведённое исследование показало, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.
Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в разнообразных формах и видах учебной деятельности. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.
В процессе исследования были проанализированы психолого–педагогические источники по проблеме исследования, из которых было выделено множество определений понятию эстетическое воспитание; были обозначены особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, а также был проанализирован опыт работы учителей–практиков, исходя их которого был приобретён теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы, направленной на формирование и совершенствование эстетического воспитания учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства.
В ходе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников на базе МБОУ СОШ №174 г. Казань в 3 «В» и 3 «Г» классах. Для реализации поставленной цели исследования, был создан и реализован комплекс приёмов по формированию эстетического воспитания младших школьников. Эффективность составленного комплекса упражнений была экспериментально доказана, цель исследования достигнута.
Предложенные в данной работе выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов, а также в процессе профессиональной практической подготовки студентов соответствующей специальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ