Файл: Тема Информационные системы и бизнесориентированные информационные платформы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджмент в информационно-
коммуникационных технологиях
Тема 3. Информационные системы
и бизнес-ориентированные
информационные платформы
Цели изучения темы:
- исследование возможностей информационных систем и бизнес- ориентированных информационных платформ;
- освоение информационных систем и бизнес-ориентированных информационных платформ.
Задачи изучения темы:

Изучить возможности и функции информационных систем. Выполнить классификацию информационных систем.

Изучить информационное, программное и техническое обеспечения информационных систем. Выполнить обзор существующих информационных систем.

Изучить инфраструктуру “MS Azure», «Apache Spark», «Google clou d». Исследовать критерии выбора платформы
(масштабируемость, инструментарий, гибкость, многопользовательские возможности и пр.).

Исследовать типовые интеграции информационных платформ.
В результате изучения данной темы Вы будете
знать:

основные понятия информационных систем и бизнес- ориентированных информационных платформ;

возможности и функции возможностей информационных систем и бизнес-ориентированных информационных платформ.
уметь:

выполнить классификацию информационных систем;

применить информационные системы и бизнес-ориентированные информационные платформы.
Учебные вопросы темы:
1. Информационные системы. Классификация ИС. Обзор существующих информационных систем.
2. Информационные платформы. Критерии выбора информационной платформы. Типовые интеграции информационных платформ.
3. Обзор инфраструктуры MS Azure. Критерии выбора и интеграции платформы.

4. Обзор инфраструктуры Apache Spark. Критерии выбора и интеграции платформы.
5. Обзор инфраструктуры Google cloud. Критерии выбора и интеграции платформы.
Основные термины и понятия, которые Вам предстоит изучить:
1. Информационные системы.
2. Классификация ИС.
3. Информационные системы.
4. Информационное обеспечение информационных систем.
5. Программное обеспечение информационных систем.
6. Аппаратное обеспечение информационных систем.
7. Инфраструктуры информационных платформ.
8. Информационная платформа MS Azure,
9. Информационная платформа Apache Spark,
10. Информационная платформа Google cloud.
11. Масштабируемость информационных платформ.
12. Инструментарий информационных платформ.
13. Гибкость информационных платформ.
14. Многопользовательские возможности информационных платформ.
15. Интеграции информационных платформ.
Обратите внимание:
1.
Информационное, программное и аппаратное обеспечения информационных систем.
2.
Информационные платформы MS Azure, Apache Spark, Google cloud.
3.
Интеграции информационных платформ.
Вопрос 1. Информационные системы. Классификация ИС. Обзор
существующих информационных систем
Система — это набор объектов и правила взаимодействия между ними.
Давайте вспомним из опыта, какие системы мы знаем: система уравнений
(школа), солнечная система, экономические системы, социальные системы и т.д.
Во всех этих системах есть ключевые объекты, которые мы рассматриваем: например, уравнения, космические тела солнечной системы, люди вокруг нас, как объекты социальной системы; также, есть определенные правила, по которым они взаимодействуют в рамках своих систем: гравитационные силы, социальные, межличностные правила общения и так далее. Все системы объединяет наличие общих элементов — набор объектов и правил, по которым эти объекты связаны друг с другом. Тогда получается, что любой человек, определяя связь между двумя и более объектами во внешнем мире, создает систему.
Разберем для начала, что такое информационная система.
Информационная система — это набор информационных объектов и правила информационного взаимодействия между ними.
Получается, что разница между системой физической и системой информационной в том, какие объекты рассматриваются в этих системах и какие правила взаимодействия между ними выделяют.
Разберем, что такое информационный объект и что такое информационное взаимодействие между этими объектами.


Информационный объект — это информационная модель физического объекта, хранимая в виде информации, и она должна указывать на физический объект.
Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а данные. Поэтому, часто их называют системами обработки данных.
Классификация ИС.
Информационные системы классифицируются:
● по функциональному назначению: производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;
● по объектам управления: информационные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом, фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;
● по характеру использования результатной информации: информационно- поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя; информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений); информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих воздействий.
Классификация ИС на основе программных решений:
1. Прикладные.
Это программные решения, которые каждый сотрудник предприятия использует индивидуально на своем рабочем месте для выполнения каких-то локальных задач.
2. Информационные системы для совместного решения задач.
Эти системы для решения определенных задач, относящихся деятельности предприятия.
3. ERP-системы.
Информационная система для автоматизированного управление бизнес- процессами предприятия и объединения работы подразделений предприятия в единую информационную систему.
4. BPMS - системы (Business Process Management System).
Информационные системы высокого уровня для автоматизированного управления бизнес-процессами предприятия организации труда. Позволяют стандартизировать и упростить организацию процессного подхода к организации труда.
На рисунке 1 представлена классификация информационных систем на основе программных решений.

Рис 1. Классификация информационных систем на основе программных решений.
Система программирования

это комплекс средств разработки программного продукта, автоматизирующая процессы составления и отладки программ на конкретном языке программирования. В состав системы входит:
- компилятор программного кода;
- библиотеки стандартных процедур и функций;
- вспомогательные рабочие программы;
- отладчик (средство, помогающее находить и устранять ошибки в программе);
- средство компоновки программных модулей;
- язык ассемблер;
- справочная служба.
Интегрированная среда разработки приложений (Integrated Development
Environment — IDE) включает в себя текстовый редактор, компилятор программного кода, средства автоматизации сборки модулей программного продукта, программу отладки и средства разработки графического интерфейса пользователя.
Аппаратное обеспечение информационной системы:
- сервера (сервер приложений, сервер баз данных, почтовый сервер);
- рабочие станции пользователей;
- периферийные устройства;
- сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы, точки доступа, концентраторы, кабельные системы).
Обеспечение безопасности информационной системы:
- безопасность работы в интернете и в локальной сети предприятия;


- безопасность работы приложений;
- безопасность работы пользователей и пользовательских устройств;
- безопасность работы с данными;
- контроль доступа пользователей к функциям и базам данных информационной системы.
Информационное обеспечение информационной системы – это способы преобразования информации в электронную форму.
Лингвистическое обеспечение информационной системы – языки программирования и языки систем поиска информации.
Математическое обеспечение информационной системы – способы и средства разработки алгоритмов и математических моделей.
Обзор возможностей единого хранилища данных предприятия представлен на рисунке 2.
Рис 2. Возможности единого хранилища данных предприятия
Вопрос 2. Информационные платформы. Критерии выбора
информационной платформы. Типовые интеграции информационных
платформ
Цифровая трансформация

это революционные изменения бизнес- моделей на основе использования цифровых платформ, которые приводят к радикальному росту объемов рынка и конкурентоспособности компаний

Цифровая платформа – ключевой инструмент цифровой трансформации традиционных отраслей и рынков, центральное понятие глобальной цифровой повестки, разграничивающее стратегии цифровизации (цифровой автоматизации) и цифровой трансформации.
Цифровая платформа
(англ. digital platform)
– система алгоритмизированных взаимоотношений значимого количества участников рынка, объединенных единой информационной средой, приводящая к снижению транзакционных издержек, за счет применения пакета цифровых технологий и изменения системы разделения труда.
Задачи платформ:
● Подключение и моделирование всех активов, создание цифровых двойников устройств, систем и процессов.
● Сбор и агрегация всех данных, как собранных автоматически, так и введенных вручную операторами.
● Создание озера данных и витрины данных.
● Self-service инструментарий для созданияи визуализации срезов данных.
● Управление данными (data governance).
● Глубокая аналитика (машинное обучение,потоковая, NLP).
● Low-code инструменты для создания сервисов.
● Корпоративный marketplace цифровых сервисов.
Критерии выбора информационной платформы.
1. Масштабируемость – это возможность замены программного обеспечения или аппаратного обеспечения, не прекращая работу информационной системы.
2. Наличие программных инструментов:
- для быстрого написания программного кода;
- для компиляции и отладки программного кода;
- для сборки программных модулей;
- для настройки компьютерной сети;
- библиотек готовых программ.
3. Гибкость программного обеспечения – это возможность быстрой корректировки информационной системы для управления новыми бизнес- процессами. Наибольшую гибкость имеют информационные системы с сервис- ориентированной архитектурой.
Информационная система с сервис-ориентированной архитектурой (ИС
СОА)

информационная система, которая представляет собой систему Web- сервисов, объединённых связующим программным обеспечением. ИС СОА может применяться как в предприятиях, так и в любых других организациях, не имеющих цель: получение максимальной прибыли.
Цель применения сервис-ориентированной архитектуры — обеспечение гибкости информационной системы для быстрой реализации новых бизнес- процессов и совершенствования существующих. Кроме того, сервис ориентированная архитектура позволяет многократно применять имеющиеся программные компоненты, независимо от их языка программирования.
Бизнес-процесс

цепь событий, решающих конкретную задачу бизнеса.
Сервис

это решение повторяющейся задачи бизнеса.
Web-сервис

это самостоятельная информационная система, решающая повторяющуюся задачу бизнеса и работающая в компьютерной сети по Web- технологии.


Особенности Web-сервиса:

реализует многократно используемые бизнес-функции, которые могут быть использованы несколькими подсистемами, входящими в архитектуру информационной системы;

каждый сервис размещён в одном месте и создаётся только один раз;

интерфейс сервиса реализует только те процессы, которые нужны потребителю сервиса;

интерфейс сервиса не отражает никаких особенностей потребителя Web-сервиса и не зависит от платформы программирования;

сервис не зависит от сетевого протокола и позволяет использовать разные протоколы для доступа к сервису.
Сервис-ориентированная архитектура придаёт информационной системе гибкость, хорошую управляемость, обеспечивает низкую стоимость старта информационной системы и низкую стоимость её эксплуатации.
Рассмотрим подробнее преимущества ИС СОА в сравнении с информационными системами с «жёстким» программным обеспечением (ERP- системами).
1. Высокая гибкость ИС СОА обеспечивается лёгкостью добавления в информационные системы новых Web-сервисов для обслуживания новых бизнес- процессов, что предоставляет предприятию серьёзные конкурентные преимущества благодаря быстрой реакции на изменение рыночных условий.
По свидетельству корпорации IBM «впервые в мире гибкость программного обеспечения информационной системы стала выше гибкости бизнес процессов».
Впервые преодолён разрыв между бизнесом и информационными технологиями. Сервис-ориентированная архитектура легко адаптируется к текущему состоянию бизнеса, легко включает в себя новые базовые информационные технологии при минимальном изменении информационной системы и при минимальных затратах.
2. Хорошая управляемость информационной системы достигается за счёт лёгкости общения Web-сервисов через стандартный WSDL-интерфейс, и за счёт того, что проблемы одного Web-сервиса устраняются, не прерывая работы других
Web-сервисов. Связующее программное обеспечение ИС СОА соединяет Web- сервисы скоростным безопасным каналом в «туннельном режиме».
3. Низкая стоимость разработки информационной системы.
4. Низкая стоимость старта информационной системы достигается за счёт возможности старта с минимально необходимым набором Web-сервисов, а остальные Web-сервисы могут легко включаться в информационную систему по мере их разработки.
5. Низкая стоимость эксплуатации информационной системы обусловлена независимостью работы Web-сервисов и применением стандартного WSDL- интерфейса при их взаимодействии.
Она мало зависит от сложности информационной системы. Это очень важное преимущество, так как в информационных системах с «жёстким» программным обеспечением (ERP- системах) повышение сложности информационной системы существенно повышает расходы на её эксплуатацию.
6. Важным преимуществом ИС СОА является её независимость от языка программирования Web-сервисов и от операционной системы, в которой они работают. Это позволяет взаимодействовать нашей информационной системе с

другими информационными системами независимо от их платформ программирования.
Обеспечивается прозрачность взаимодействия с бизнес-партнёрами, в том числе с поставщиками и покупателями.
7. Лёгкость модернизации информационной системы при организации филиала предприятия, при слиянии с другим предприятием, при вхождении в холдинг.
ИС СОА — это естественная эволюция корпоративных информационных систем, обеспечивающая стратегическое преимущество предприятию. ИС СОА основана на осмысленных и эффективных стандартах информационных технологий, на программных продуктах с открытым программным кодом.
В сфере проектирования корпоративной информационной системы ИС
СОА даёт следующие преимущества: сокращение времени разработки, тестирования и запуска в эксплуатацию информационной системы благодаря использованию уже имеющихся программ, которые оформляются в виде Web-сервисов;

легко автоматизируются транзакции;

легко организовать взаимодействие информационной системы предприятия с информационными системами бизнес-партнёров;

облегчает решение сложных бизнес-проблем путём разделения информационной системы на слои, имеющие относительную независимость.

Конечно, вместе с указанными преимуществами ИС СОА имеют недостатки, над устранением которых работают ведущие корпорации в сфере информационных технологий.
Интеграция программных систем и продуктов

это обмен данными между системами с возможной последующей их обработкой.
Данные, которые пользователь вводит в одну систему, автоматически переносятся в другую.
Этапы интеграции:
1) определяем, какой продукт является источником данных, а какой – приемником;
2) сопоставляем программные объекты между источником и приемником;
3) выбираем сетевой протокол для интеграции;
4) проводим обработку данных после переноса.
Сопоставление программных объектов заключается в согласовании типов передаваемых данных, в согласовании контактных лиц, отправляющих и принимающих данные.
Горизонтальная интеграция платформ.
Используется «промежуточное» (middleware) программное обеспечение - корпоративную сервисную шину.
Взаимодействие между приложениями могут происходить в форме обмена сообщениями или вызова функций в виде Web-сервисов.
Пример горизонтальной интеграции платформ приведён на рисунке 3.