Файл: Тонкие вопросы Толстые вопросы 1 что обозначает глагол.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1)что обозначает глагол?

1)как ты думаешь, можно ли обойтись без глаголов в речи?

2) как определить вид глагола?

2) что нужно знать, чтобы определить спряжение глагола?

3)какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

3) как не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола?

4) как изменяются глаголы?

4) почему суффикс –л- не входит в основу глагола?




5) Можешь ли ты назвать, какое правило написания глаголов вызывает у тебя трудности и почему?


Задание:

1. Прочитай текст. Подумай, когда происходит действие? Глаголы какого времени употреблены автором? Почему? С помощью чего достигается эффект настоящего времени?

Выпиши глаголы, определи их время, спряжения и обозначь окончания.

Выполни морфологический разбор указанного глагола (работа у доски по вариантам) с взаимопроверкой.
Жили мы на даче, в горах. За садом, шагах в пятидесяти, было озерцо. Над озерцом склонялась скала, и из трещины в ее стене бил довольно мощный родник. Вода была ледяная и прозрачная. На дне сверкали гладкие, пестрые галечки.

И вот как-то разразилась гроза.

Вас когда-нибудь заставала гроза в горах? Нет? Ну и хорошо, что не заставала.

Молнии вспыхивают одна за другой. Дождь льет сплошной стеной. Вода ревет, стекая бурными потоками с гор.

Громовые раскаты кажутся несмолкаемыми. Ведь звук в горах повторяется много раз.

Хозяйка дачи волновалась. Ведь много бед может принести разбушевавшаяся стихия. Случалось, что ливнем смывало целые плантации, огороды, посевы на полях.

(По В. Зенковичу)

разразилась вспыхивают стихало
Задание: Послушайте лингвистическую сказку и сравните с предыдущим текстом.


ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Л. Петрушевская



Беседа по вопросам:

- Какое значение слов мы не можем определить? Почему?

- Какое значение слов нам понятно?

- найдите глаголы по морфологическим признакам: 1) совершенный вид, прошедшее время, множественное число;

2) несовершенный вид, 2 спряжение, 3 лицо, настоящее время.

- морфологический разбор глагола не трямкают.

Задания:

I. Найди ошибку

1. Растекался- глагол несовершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени.

2. заблистает – глагол несовершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.

3.Расколят (дрова) - глагол совершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.

II. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажи свое мнение.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Натоплю пожарче печь, пироги я стану печь.