ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эксперимент бывает следующих типов:
лабораторный эксперимент
естественный эксперимент
Вспомогательные методы исследования в психологии развития и возрастной психологии:
метод изучения продуктов деятельности
метод беседы
кросс-культурный метод
метод социометрии
Исследователи, использовавшие метод наблюдения в получении психологических фактов:
Ж. Пиаже
А. Н. Гвоздев
В.С. Мухина
Недостатки метода наблюдения:
чрезвычайная трудоемкость и большие временные затраты
высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они слиты со множеством попутных явлений
опасность субъективности при сборе, обработке и интерпретации результатов
пассивная позиция исследователя
Исследователь, высказавший данное утверждение: «Острый психологический глаз важнее глупого эксперимента»:
Д. Б. Эльконин
При организации, какой стратегии исследователь не только описывает и измеряет определенное психическое явление, но и старается его активно сформировать:
формирующая стратегия
Виды эксперимента, используемые в одном исследовании:
контрольный эксперимент
констатирующий эксперимент
формирующий эксперимент
При организации, какой стратегии исследования, подбираются однородные группы испытуемых, отличающих по какому-либо существенному признаку, и далее они сравниваются по уровню развития определенного качества:
стратегия «поперечных» срезов
Расположите виды эксперимента, используемые в логической последовательности при проведении классического исследования:
констатирующий эксперимент
формирующий эксперимент
контрольный эксперимент
К сравнительным методам исследования относятся:
кросс-культурный метод
близнецовый метод
биографический метод
Достоинства метода наблюдения:
не имеет возрастных ограничений
получить предварительные факты и первично сориентироваться в проблеме исследования
позволяет увидеть личность в целом, а каждый фиксируемый факт воспринимать как ее часть
Метод исследования представляет систему специально подобранных заданий и предлагается в строго определенной последовательности испытуемому:
метод тестов
Теория, характеризующая психическое развитие как последовательное созревание и взаимодействие трех уровней психики: либидо, эго и суперэго
психоаналитическая теория
Типы научения в теории бихевиоризма:
научение посредством наблюдения
классическое обуславливание
Компонент в структуре личности следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения:
«Эго»
Стадии (периоды) интеллектуального развития согласно теории Ж. Пиаже:
период конкретных операций
сенсомоторный период
период формальных операций
репрезентативный период
Возрастная стадия по Э. Эриксону – человек проявляет заботу о молодом поколении, реализует себя в продуктивной профессиональной деятельности:
период зрелости
Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола З. Фрейд назвал:
Эдипов комплекс
комплекс Электры
Возрастная стадия по Э. Эриксону – ребенок проверяет силу своих новых возможностей, отстаивает чувство независимости и самостоятельности:
период раннего детства
Возрастная стадия по Э. Эриксону – люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах:
период старости
Движущие силы или факторы психического развития человека:
социальная среда
наследственность
На какой возрастной стадии психосексуального развития родитель противоположного пола становится сексуально привлекательным для ребенка:
фаллическая стадия
Положения, принадлежавшие Ж. Пиаже относительно проблемы обучения и развития:
обучение следует за развитием, используя достижения последнего
развитие выступает как стихийный, неуправляемый процесс и подчиняется скрытым законам
обучение бессильно, что-либо изменить в развитии
Идеи, принадлежавшие Л.С. Выготскому:
принципиально новый, культурно-исторический подход в понимании движущих сил и источников психического развития
закон развития высших психических функций
анализ механизма влияния обучения на развитие
Автор, выделивший следующие закономерности в психическом развитии - цикличность, неравномерность, «метаморфозы», сочетание процессов эволюции и инволюции:
Л.С. Выготский
По мнению Л.С. Выготского социальная среда понимается:
как источник индивидуального психического развития
как аккумулированный общечеловеческий опыт
как «пространство» существования идеальных форм
Положения, высказанные Л.С. Выготским относительно проблемы обучения и развития:
темпы обучения и развития не совпадают
обучение и развитие не совершаются равномерно и параллельно друг другу
обучение не только определяет развитие, но и зависит от него, от тех условий развития, которые уже сложились к моменту обучения
обучение забегает вперед развития и ведет его за собой
Автор, включивший в науку понятие сензитивного периода:
Де Фриз
Содержание понятия «зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому:
расхождение между возможностями решения задачи и возможностями решения совместно с другим человеком, с его помощью
К высшим психическим функциям по Л.С. Выготскому относятся:
произвольное внимание
рисунок
язык
число
письмо
логическое мышление
Понятие: «- это то, что у ребенка уже созрело на сегодняшний день, уже сложившиеся психические процессы, формы поведения»
уровень актуального развития
В отечественной психологии соотношение процессов обучения и развития понимается:
обучение ведет за собой развитие, опираясь на его достигнутый уровень
Автор, высказавший положение: «обучение в широком смысле слова – есть процесс овладения культурой»
Л.С. Выготский
Сензитивный период характеризуется:
как наиболее благоприятный период, для определенных воздействий, таких как обучение
Признаки, характеризующие высшие психические функции:
формируются прижизненно
опосредованы, произвольны, систематичны
складываются путем интериоризации образцов
Практическое применение понятия «зоны ближайшего развития»:
позволяет сделать научно обоснованный прогноз о потенциальных возможностях развития человека
как показатель индивидуальных различий детей
является критерием в диагностике умственного развития
при решении вопроса оптимальных сроков обучения
Виды деятельности, где происходит интенсивная ориентация в смыслах человеческой деятельности, мотивах и нормах отношений между людьми:
ролевая игра
интимно-личностное общение подростка со сверстниками
Виды деятельности, где происходит усвоение общественно-выработанных способов действий с предметами:
учебная деятельность
учебно-профессиональная деятельность
Автор высказывания: «одни виды деятельности на данном этапе имеют большее значение для психического развития, другие – меньшее; одни играют главную роль, другие – подчиненную»
А.Н. Леонтьев
Периодизация, не раскрывающая закономерностей психического развития:
П.П. Блонский
Ступень развития субъектности: «человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает ответственность за свое будущее, уточняет границы внутри совместного бытия»
персонализация
Л.С. Выготский при анализе проблемы периодизации психического развития в качестве критериев выделял:
внешний критерий
несколько критериев
один внутренний критерий
Ступень развития субъектности: «партнером человека становится человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов»
индивидуализация
Автор высказывания: «за периодами, где происходит развитие мотивационно-потребностной сферы, следуют периоды, формирования операционально-технических возможностей»
Д.Б. Эльконин
П.П. Блонский при разработке проблемы периодизации психического развития предложил критерий:
развитие костных тканей
Автор, использовавший в качестве критерия при построении периодизации психического развития – психосексуальное чувство:
З. Фрейд
Автор, разработавший периодизацию развития субъективной реальности (субъектности):
В.И. Слободчиков
Автор, использовавший при построении собственной периодизации психического развития в качестве критерия – психосоциальное чувство:
Э. Эриксон
Авторы, использовавшие при разработке периодизации психического развития один субъективный критерий:
П.П. Блонский
З. Фрейд
Ж. Пиаже
Ступень развития субъектности: «ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений»
Одушевление
Виды депривации бывают:
социальная депривация
двигательная депривация
эмоциональная депривация
Симптом кризиса: «ребенок не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых»
негативизм
Симптомы кризиса трех лет:
упрямство
негативизм
протест-бунт
строптивость
симптом обесценивания
Дефицит общения младенца со взрослым приводит к такому явлению как:
госпитализм
К новообразованиям в период раннего возраста относятся:
речь
предметно-манипулятивная деятельность
возникновение личного сознания
Возрастные границы периода младенчества:
от 2 месяцев до 1 года
Симптомы кризиса одного года:
гипертрофированная привязанность ребенка к маме
повышенная эмоциональная возбудимость и капризность, если что-то не так как ему хочется
на запретные действия родителей ребенок обижается, проявляет агрессию
применяют новые формы поведения и отмечают, как на это реагируют их родители
К центральным новообразованиям в период младенчества относятся:
первые слова
ходьба
У новорожденного малое число врожденных форм поведения – это свидетельствует:
безграничные возможности приобретения новых форм поведения (усвоения опыта)
о силе ребенка
Ведущая деятельность в период раннего возраста:
предметно-манипулятивная деятельность
Характеристика возрастного периода: «период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка»
период новорожденности
Значение акта хватания для психического развития ребенка:
расширяются возможности манипулирования с предметом
хватание стимулирует возникновения сидения
хватание, способствует «перестройки» характера общения в младенчестве
благодаря хватанию возникает пространство вытянутой руки
благодаря хватанию развивается рука
Характеристика ведущего типа деятельности: «- предметом данной деятельности является взрослый человек, который удовлетворяет основные потребности, и только развиваясь рядом с ним, можно стать человеком»
эмоционально-непосредственное общение ребенка со взрослым
Основные симптомы кризиса 7 лет:
«потеря детской непосредственности»
«симптом «горькой конфеты»»
«манерничанье»
Характеристика ведущего типа деятельности: «- это символико-моделирующий тип деятельности, в котором операционально-техническая сторона представлена минимальна»
сюжетно-ролевая игра
К новообразованиям в период дошкольного возраста относятся:
произвольность поведения
возникновение этических инстанций
соподчинение мотивов
развитие воображения
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:
содержание
правила
игровые действия
сюжет
роль
Характеристика ведущего типа деятельности: « - это эмоционально насыщенная деятельность, которая захватывает целиком; мотив данной деятельности лежит в самом процессе».
сюжетно-ролевая игра
Возрастной кризис: «ребенок начинает манерничать, капризничать, в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и клоунада»