Файл: I. Теоретические аспекты формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогическое взаимодействие согласно работам В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и других - это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе воспитательно- образовательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Понятие компетентности рассматривалось в трудах Ф. Зеер, Г. Селевко, В.Д, Шадрикова, А.В Хуторского. Компетентность - это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение специалистом необходимыми для успешной педагогической деятельности знаниями и опытом.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию естественной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста
На основании анализа психолого-педагогической литературы по изученной проблеме, были определены следующие критерии
сформированности самооценки (таблица 2):
Таблица 2 Критерии сформированности самооценки
Критерии | Показатели | Уровни |
Готовность родителей к становлению самооценки | Тревожность, базовое доверие к миру | Высокий: Родители всегда готовы помочь своему ребенку, не зависимо от того заняты они в данный момент или нет. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками. Дети растут самостоятельными, активными, любознательными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей. |
Средний: Дети, которые всегда находятся, под гнетом своих родителей с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений воспитателя. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезнет, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. | ||
Низкий: Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования не выполняются. Вследствие чего ребенок растет эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми. | ||
Микроклимат в группе | Взаимоотношения | Высокий: Спокойствие, вера, доброжелательность, и любовь к себе и ко всем окружающим. Активное взаимодействие друг с другом всех воспитанников группы. Между детьми возникают чувства сопереживания и сочувствия. |
Средний: Возникновение мелких конфликтов с быстрым его устранением. Редкие взаимодействия друг с другом воспитанников группы. Не исключены мелкие обиды. | ||
Низкий: Возникают конфликтные ситуации между детьми. Ябедничество, ссоры, без примирения, обиды, плач. Приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. | ||
Педагогическое взаимодействие | Эмоциональное благополучие | Высокий: Воспитателю присуще преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Дети в такой группе чувствую эмоциональную поддержку воспитателя. |
Средний: Педагоги редко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера сложившейся ситуации. | ||
Низкий: Воспитатель характеризуется негативным отношением к своей педагогической деятельности. Всем своим поведением как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Часто создает в группе атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. |
Данное эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» городского поселения «Рбочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края в три этапа:
- констатирующий этап эксперимента (проводилось изучение исходного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста);
- формирующий этап эксперимента (проводилась апробация предложенных условий в становлении самооценки у детей старшего дошкольного возраста);
- контрольный этап эксперимента (проводилась повторная диагностика становления самооценки у детей контрольной и экспериментальной групп с целью определения результативности проведенного исследования).
Общий объем выборки составил 30 детей старшего дошкольного возраста (от 5 - 6 и 6 - 7 лет), из них 15 детей - контрольная группа (дети 5-6 лет), 15 детей - экспериментальная группа (дети 6-7 лет). (Приложение № 1)
Психодиагностический инструментарий.
Был использован метод в соответствии с системным подходом, который был направлен на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Психологические особенности проявления самооценки определялись при помощи методики «Лесенка», В.Г. Шур. (Приложение № 2)
Изучение сформированности уровня самооценки у детей в контрольной группе показало, что детей 5-6 лет с низкой самооценкой-2, заниженной самооценкой-2, возрастной нормой-9, завышенной-2. (Протокол №1, Приложение 2)
Рисунок 1. Результаты сформированности уровня самооценки детей контрольной группы
Результаты сформированности уровня самооценки у детей в контрольной группе показало, что детей 6-7 лет с низкой самооценкой-0, заниженной самооценкой-5, возрастной нормой-6, завышенной-4. (Протокол №2, Приложение 4)
Рисунок 2. Результаты сформированности уровня самооценки детей экспериментальной группы
Результаты данного эксперимента говорят о том, что дети в данном возрасте имеют потребность в общении со сверстниками и взрослыми, но очень часто такое взаимодействие может плохо сказаться на становлении самооценки. Следовательно с учетом полученных результатов и выводов, мы должны выбрать и провести ряд мероприятий:
-Различные упражнения и игры на формирование самооценки
- Подобрать оптимальные рекомендации для родителей и воспитателей на повышении уровня их компетенций.
Таким образом, констатирующий эксперимент позволил выявить уровень самооценки ребенка в группе сверстников.
2.2. Описание психолого-педагогического проекта по формированию самооценки старших дошкольников
Результаты исследования характеристик сформированности самооценки у старших дошкольников показало, что у детей на данном возрастном этапе уровень самооценки находится на высоком уровне. Потому, мы решили, взять за основу игры для детей и консультации для педагогов и родителей на формирование самооценки у детей.
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной самооценки у ребенка.
Для формирования позитивной самооценки старшего дошкольника мы разработали для воспитателя ряд игр цели которых:
- Формирование позитивной самооценки у детей дошкольного возраста.
- Формировать самоуважение, доверие к самому себе.
- Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Формировать положительное отношение к сверстнику.
Ожидаемый результат:
Сформирована адекватная самооценка, уважение к себе и к окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям.
Игра 1. «Хочу быть счастливым»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий рассказывает детям сказку:
«Жил был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и поэтому часто спрашивал у своей мамы:
-Мам! Я стану счастливым?
-Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю,- отвечала мама.
- А кто знает? — допытывался котенок.
Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее,- отвечала мама улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:
- Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
- Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым!»
После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».
Игра 2. «Я очень хороший».
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Возраст: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Форма работы: групповая
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход игры: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!».Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
Игра 3. «Клеевой дождик»
Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.
Возраст: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Форма работы: групповая
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход игры: «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. «Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».