Файл: I. Теоретические аспекты формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагогическое взаимодействие согласно работам В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и других - это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе воспитательно- образовательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Понятие компетентности рассматривалось в трудах Ф. Зеер, Г. Селевко, В.Д, Шадрикова, А.В Хуторского. Компетентность - это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение специалистом необходимыми для успешной педагогической деятельности знаниями и опытом.



Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию естественной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста

На основании анализа психолого-педагогической литературы по изученной проблеме, были определены следующие критерии

сформированности самооценки (таблица 2):

Таблица 2 Критерии сформированности самооценки

Критерии

Показатели

Уровни

Готовность

родителей к

становлению

самооценки

Тревожность, базовое

доверие к миру

Высокий: Родители всегда готовы помочь своему ребенку, не зависимо от того заняты они в данный момент или

нет. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками. Дети растут самостоятельными, активными, любознательными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

Средний: Дети, которые всегда находятся, под гнетом своих родителей с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений воспитателя. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезнет, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей.

Низкий: Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования не выполняются. Вследствие чего ребенок растет эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

Микроклимат в группе

Взаимоотношения

Высокий: Спокойствие, вера, доброжелательность, и любовь к себе и ко всем окружающим. Активное взаимодействие друг с другом всех воспитанников группы. Между детьми

возникают чувства сопереживания и сочувствия.


Средний: Возникновение мелких конфликтов с быстрым его устранением. Редкие взаимодействия друг с другом воспитанников группы. Не исключены мелкие обиды.

Низкий: Возникают конфликтные ситуации между детьми. Ябедничество, ссоры, без примирения, обиды, плач. Приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Педагогическое

взаимодействие

Эмоциональное

благополучие

Высокий: Воспитателю присуще преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Дети в такой группе чувствую эмоциональную поддержку воспитателя.

Средний: Педагоги редко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от

характера сложившейся ситуации.

Низкий: Воспитатель характеризуется

негативным отношением к своей педагогической деятельности. Всем своим поведением как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Часто создает в группе атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения.



Данное эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка» городского поселения «Рбочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края в три этапа:

- констатирующий этап эксперимента (проводилось изучение исходного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста);

- формирующий этап эксперимента (проводилась апробация предложенных условий в становлении самооценки у детей старшего дошкольного возраста);

- контрольный этап эксперимента (проводилась повторная диагностика становления самооценки у детей контрольной и экспериментальной групп с целью определения результативности проведенного исследования).

Общий объем выборки составил 30 детей старшего дошкольного возраста (от 5 - 6 и 6 - 7 лет), из них 15 детей - контрольная группа (дети 5-6 лет), 15 детей - экспериментальная группа (дети 6-7 лет). (Приложение № 1)

Психодиагностический инструментарий.

Был использован метод в соответствии с системным подходом, который был направлен на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Психологические особенности проявления самооценки определялись при помощи методики «Лесенка», В.Г. Шур. (Приложение № 2)

Изучение сформированности уровня самооценки у детей в контрольной группе показало, что детей 5-6 лет с низкой самооценкой-2, заниженной самооценкой-2, возрастной нормой-9, завышенной-2. (Протокол №1, Приложение 2)

Рисунок 1. Результаты сформированности уровня самооценки детей контрольной группы



Результаты сформированности уровня самооценки у детей в контрольной группе показало, что детей 6-7 лет с низкой самооценкой-0, заниженной самооценкой-5, возрастной нормой-6, завышенной-4. (Протокол №2, Приложение 4)

Рисунок 2. Результаты сформированности уровня самооценки детей экспериментальной группы



Результаты данного эксперимента говорят о том, что дети в данном возрасте имеют потребность в общении со сверстниками и взрослыми, но очень часто такое взаимодействие может плохо сказаться на становлении самооценки. Следовательно с учетом полученных результатов и выводов, мы должны выбрать и провести ряд мероприятий:


-Различные упражнения и игры на формирование самооценки

- Подобрать оптимальные рекомендации для родителей и воспитателей на повышении уровня их компетенций.

Таким образом, констатирующий эксперимент позволил выявить уровень самооценки ребенка в группе сверстников.

2.2. Описание психолого-педагогического проекта по формированию самооценки старших дошкольников

Результаты исследования характеристик сформированности самооценки у старших дошкольников показало, что у детей на данном возрастном этапе уровень самооценки находится на высоком уровне. Потому, мы решили, взять за основу игры для детей и консультации для педагогов и родителей на формирование самооценки у детей.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной самооценки у ребенка.

Для формирования позитивной самооценки старшего дошкольника мы разработали для воспитателя ряд игр цели которых:

- Формирование позитивной самооценки у детей дошкольного возраста.

- Формировать самоуважение, доверие к самому себе.

- Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Задачи:

Создать положительный эмоциональный настрой.

Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать положительное отношение к сверстнику.
Ожидаемый результат:

Сформирована адекватная самооценка, уважение к себе и к окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям.

Игра 1. «Хочу быть счастливым»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий рассказывает детям сказку:

«Жил был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и поэтому часто спрашивал у своей мамы:

-Мам! Я стану счастливым?

-Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю,- отвечала мама.

-  А кто знает? — допытывался котенок.
Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее,- отвечала мама улыбаясь.


И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:

- Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!

И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:

- Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым!»

После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».
Игра 2. «Я очень хороший».

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Возраст: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Форма работы: групповая
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход игры: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!».Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».
Игра 3. «Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Возраст: дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Форма работы: групповая 
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход игры: «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. «Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».