Файл: Проектирование и реализация базы данных для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 1 – Основные этапы проектирования базы данных

Процесс проектирования базы данных представляет собой процесс переходов от неформального словесного описания информационной структуры предметной области к формализованному описанию объектов предметной области в терминах некоторой модели [20].

Ниже рассмотрим основные этапы проектирования базы данных:

  • Сбор сведений и системный анализ предметной области – это первый и важнейший этап при проектировании базы данных. В нем необходимо провести подробное словесное описание объектов предметной области и реальных связей, присутствующих между реальными объектами. Желательно чтобы в описании определялись взаимосвязи между объектами предметной области.

  • Инфологическое (концептуальное) проектирование построение семантической модели предметной области, а именно информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаѐтся без ориентации на какую-либо конкретную систему управления базы данных и модель данных.

  • На сегодняшний день наиболее широкое распространение получила модель Чена «Сущность-связь», она стала реальным стандартом в инфологическом моделировании, и приобрела название ER модель.

  • Выбор систем управления базой данных реализуется на основании различных требований к базам данных и, в соответствии, возможностей систем управления базой данных, а также в зависимости от имеющегося опыта разработчиков.

  • Даталогическое проектирование — описание базы данных в терминах принятой даталогической модели данных. Даталогическое или логическое проектирование в реляционных базах данных приводит к разработке схемы базы данных, а значит совокупности схем отношений, которые адекватно моделируют семантические связи между объектами и объекты предметной области. Функциональные зависимости между атрибутами базы данных являются основой анализа корректности схемы.


Физическое проектирование — увязка физической среды хранения и логической структуры базы данных для обеспечения наиболее эффективного размещения данных, т.е. отображение логической структуры базы данных в структуру хранения. Решается вопрос выбора эффективных методов доступа к различным компонентам «физической» базе данных, распределения хранимых данных в пространстве памяти, решаются вопросы обеспечения сохранности и безопасности данных.

1.3 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Предметная область информационной системы - это материальная система или система, характеризующая элементы материального мира, информация о которой хранится и обрабатывается[3, с. 19].

С точки зрения проектирования БД в рамках системного анализа, необходимо осуществить первый этап, то есть провести подробное словесное описание объектов предметной области и реальных связей, которые присутствуют между описываемыми объектами. Желательно, чтобы данное описание позволяло корректно определить все взаимосвязи между объектами предметной области. В общем случае существуют два подхода к выбору состава и структуры предметной области: Функциональный подход - он реализует принцип движения «от задач» и применяется тогда, когда заранее известны функции некоторой группы лиц и комплексов задач, для обслуживания информационных потребностей которых создается рассматриваемая БД. В этом случае мы можем четко выделить минимальный необходимый набор объектов предметной области, которые должны быть описаны. Предметный подход - когда информационные потребности будущих пользователей БД жестко не фиксируются. Они могут быть многоаспектными и весьма динамичными. Мы не можем точно выделить минимальный набор объектов предметной области, которые необходимо описывать. В описание предметной области в этом случае включаются такие объекты и взаимосвязи, которые наиболее характерны и наиболее существенны для нее. БД, конструируемая при этом, называется предметной, то есть она может быть использована при решении множества разнообразных, заранее не определенных задач.

Конструирование предметной БД в некотором смысле кажется гораздо более заманчивым, однако трудность всеобщего охвата предметной области с невозможностью конкретизации потребностей пользователей может привести к избыточно сложной схеме БД, которая для конкретных задач будет неэффективной. Чаще всего на практике рекомендуется использовать некоторый компромиссный вариант, который, с одной стороны, ориентирован на конкретные задачи или функциональные потребности пользователей, а с другой стороны, учитывает возможность наращивания новых приложений. Системный анализ должен заканчиваться подробным описанием информации об объектах предметной области, которая требуется для решения конкретных задач и которая должна храниться в БД, формулировкой конкретных задач, которые будут решаться с использованием данной БД с кратким описанием алгоритмов их решения, описанием выходных документов, которые должны генерироваться в системе,
описанием входных документов, которые служат основанием для заполнения данными БД [20, с. 67].

В данной курсовой работе будет реализована база данных для автоматизации бизнес-процесса «оформление заявки на обеспечение консультационных услуг». Исполнителем этого бизнес-процесса является сотрудник отдела работы с клиентами, который будет одним из пользователей проектируемой базы данных. Сотрудники фиксируют каждую заявку. Для контроля выполнения заказа пользователю-сотруднику необходима информация о состоянии выполнения заказа. Далее перечисляются все выходные документы, необходимые менеджеру.

Также в базе данных будет реализован механизм изменения информации о каждом сотруднике. Пользователем данного механизма является сотрудник отдела кадров, не включенный в данную базу данных.


Таблица 1 – Правила базы данных



Определение правила

1

С каждым клиентом работает только один сотрудник

2

Набор услуг может включать более одного наименования.

3

Клиент в одной заявке может иметь несколько услуг

4

Заявка имеет статус «принята» если была оформлена и принята к исполнению.

5

Заявка имеет статус «закрыта» если услуга была предоставлена сотрудником и оплачена клиентом

6

Заявка имеет статус «отменена» если услуга по каким-то причинам не была предоставлена

7

В базе данных имеется информация о дате рождения и адресе сотрудника, а также его телефонный номер




В базе данных имеется информация об адресе проживания клиента и его телефонный номер.


Понятие предметной области является ключевым при рассмотрении базы данных как информационной системы. Интуитивный смысл этого понятия очевиден: предметная область – это некоторая сфера деятельности [6, с. 33].

Постановка задачи.

1. Разработать структуру базовых таблиц базы данных для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой, удовлетворяющих требованиям целостности, непротиворечивости и неизбыточности.


2. Создать структуры базовых таблиц, установить межтабличные связи между ними (схема данных) и наполнить их содержимым.

3. Вывести:

  1. Информацию о должности и специализации

  2. Расчет стоимости услуг по отдельной заявке

  3. Количество оказанных услуг

  4. Телефонную книгу

  5. Запрос с использованием функции сортировки

  6. Запрос с использованием функции возвращения кол-ва записей:

  7. Запрос с использованием предиката нахождения в диапазоне в условии отбора:

  8. Запрос с использованием предиката подобия:

  9. Запрос с использованием функции суммирования записей:

  10. Запрос с использованием вычисляемого поля.



1.4 ВЫБОР СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ

Система управления базами данных (СУБД) - совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.

Основная особенность СУБД - наличие процедур для ввода и хранения не только самих данных, но и описаний их структуры.

Файлы с описанием хранимых в них данных и находящиеся под управлением СУБД -> банки данных -> Базы данных (БД).

Язык запросов СУБД позволяет обращаться за данными как из программ, так и с терминалов

СУБД позволяют [21, с. 38]:

  • постоянно хранить сколько угодно большие (но не бесконечные) объемы данных;

  • извлекать и изменять эти хранящиеся данные в том или ином аспекте, используя при этом так называемые запросы;

  • создавать новые базы данных, т.е. описывать логические структуры данных и задавать их структуру, т.е. предоставляют интерфейс программирования;

  • обращаться к хранящимся данным со стороны нескольких пользователей одновременно (т.е. предоставляют доступ к механизму управления транзакциями).

Базы Данных - наборы данных под контролем систем управления.

СУБД - программно-техническая система для:

  • разработки баз данных;

  • поддержания их в работоспособном состоянии и обеспечения безопасности хранимой информации.

СУБД в основном, основаны на иерархических, сетевых и реляционных моделях данных.

Все СУБД для  ПК можно подразделить на 3 вида:

Системы управления базами данных в буквальном смысле этого термина, для которых работа с базами возможна только после запуска  в работу этой системы без возможности  создания автономных программ, работающих с базами. К этим системам относятся: Access, Paradoх, dBase. (http://www.intuit.ru/department/database/basedbw/2/basedbw_2.html )

Системы, имеющие  как средства для работы с базами данных, так и возможности разработки исполняемых в операционной системе  пользовательских программ (приложений), т. е. средства разработчика программ - FoхPro.


Системы для  разработки пользовательских программ для работы с базами данных - Clipper, Clarion.

Все подобные СУБД имеют в своем составе  средства для:

  • создания баз данных и модификации  их структуры; создания индексных файлов;

  • работы с базами в табличном  формате или в виде стандартной  формы с расположением полей  построчно; при этом возможно редактирование данных, добавление записей, удаление записей, работа с данными из нескольких таблиц базы, вычисление сложных выражений  для заданных условий и пр.;

  • разработки экранных форм, имеющих, кроме редактируемых полей, связанных  с базой данных или с переменными  памяти, также элементы управления разного вида в виде кнопок; более  сложные объекты типа раскрывающихся списков и пр.;

  • генерации печатных форм - отчетов сложной структуры  с группировкой данных, с получением расчетных значений и итогов по группам  и общих итогов (сумма, количество, среднее, максимальное, минимальное, и  пр.);

  • разработки программных модулей  для сложной обработки данных;

  • генерации запросов очень сложной  структуры - с использованием данных из различных баз, заданием сложных  условий отбора данных, сортировки и группировки данных;

  • в системах, ориентированных на разработчика, дополнительно  возможны разработка меню, справочной системы и проекта, включающего  все перечисленные выше компоненты и компилирующегося в исполняемую программу.

Важными факторами, определяющими выбор СУБД, являются:

Формат базы данных, обеспечивающий возможность обмена информацией  с другими приложениями операционной системы. Одним из самых распространенных форматов является dbf-формат, с которым работают dBase, FoхBase, FoхPro, Visual FoхPro, Clipper. Его "понимают" все приложения MS Office. Данные из этих баз можно переносить в Word, Eхcel, Access. Свои собственные форматы данных имеют Clarion, Paradoх, Access.

Обеспечение секретности и конфиденциальности данных - имеют системы, не ориентированные на разработчика программ: Access, Paradoх. Однако этот фактор может быть реализован при хранении данных на выделенном сервере, где права различных пользователей легко разграничить.

Все современные СУБД поддерживают режимы работы в локальной сети многих пользователей с одной базой данных. Некоторые имеют "мастеров", "построителей" и "генераторы выражений" для ускоренной разработки баз данных, экранных форм, отчетов, стандартных приложений.