Файл: Проектирование и реализация базы данных для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 1 – Основные этапы проектирования базы данных
Процесс проектирования базы данных представляет собой процесс переходов от неформального словесного описания информационной структуры предметной области к формализованному описанию объектов предметной области в терминах некоторой модели [20].
Ниже рассмотрим основные этапы проектирования базы данных:
-
Сбор сведений и системный анализ предметной области – это первый и важнейший этап при проектировании базы данных. В нем необходимо провести подробное словесное описание объектов предметной области и реальных связей, присутствующих между реальными объектами. Желательно чтобы в описании определялись взаимосвязи между объектами предметной области. -
Инфологическое (концептуальное) проектирование — построение семантической модели предметной области, а именно информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаѐтся без ориентации на какую-либо конкретную систему управления базы данных и модель данных. -
На сегодняшний день наиболее широкое распространение получила модель Чена «Сущность-связь», она стала реальным стандартом в инфологическом моделировании, и приобрела название ER – модель. -
Выбор систем управления базой данных реализуется на основании различных требований к базам данных и, в соответствии, возможностей систем управления базой данных, а также в зависимости от имеющегося опыта разработчиков. -
Даталогическое проектирование — описание базы данных в терминах принятой даталогической модели данных. Даталогическое или логическое проектирование в реляционных базах данных приводит к разработке схемы базы данных, а значит совокупности схем отношений, которые адекватно моделируют семантические связи между объектами и объекты предметной области. Функциональные зависимости между атрибутами базы данных являются основой анализа корректности схемы.
Физическое проектирование — увязка физической среды хранения и логической структуры базы данных для обеспечения наиболее эффективного размещения данных, т.е. отображение логической структуры базы данных в структуру хранения. Решается вопрос выбора эффективных методов доступа к различным компонентам «физической» базе данных, распределения хранимых данных в пространстве памяти, решаются вопросы обеспечения сохранности и безопасности данных.
1.3 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Предметная область информационной системы - это материальная система или система, характеризующая элементы материального мира, информация о которой хранится и обрабатывается[3, с. 19].
С точки зрения проектирования БД в рамках системного анализа, необходимо осуществить первый этап, то есть провести подробное словесное описание объектов предметной области и реальных связей, которые присутствуют между описываемыми объектами. Желательно, чтобы данное описание позволяло корректно определить все взаимосвязи между объектами предметной области. В общем случае существуют два подхода к выбору состава и структуры предметной области: Функциональный подход - он реализует принцип движения «от задач» и применяется тогда, когда заранее известны функции некоторой группы лиц и комплексов задач, для обслуживания информационных потребностей которых создается рассматриваемая БД. В этом случае мы можем четко выделить минимальный необходимый набор объектов предметной области, которые должны быть описаны. Предметный подход - когда информационные потребности будущих пользователей БД жестко не фиксируются. Они могут быть многоаспектными и весьма динамичными. Мы не можем точно выделить минимальный набор объектов предметной области, которые необходимо описывать. В описание предметной области в этом случае включаются такие объекты и взаимосвязи, которые наиболее характерны и наиболее существенны для нее. БД, конструируемая при этом, называется предметной, то есть она может быть использована при решении множества разнообразных, заранее не определенных задач.
Конструирование предметной БД в некотором смысле кажется гораздо более заманчивым, однако трудность всеобщего охвата предметной области с невозможностью конкретизации потребностей пользователей может привести к избыточно сложной схеме БД, которая для конкретных задач будет неэффективной. Чаще всего на практике рекомендуется использовать некоторый компромиссный вариант, который, с одной стороны, ориентирован на конкретные задачи или функциональные потребности пользователей, а с другой стороны, учитывает возможность наращивания новых приложений. Системный анализ должен заканчиваться подробным описанием информации об объектах предметной области, которая требуется для решения конкретных задач и которая должна храниться в БД, формулировкой конкретных задач, которые будут решаться с использованием данной БД с кратким описанием алгоритмов их решения, описанием выходных документов, которые должны генерироваться в системе,
описанием входных документов, которые служат основанием для заполнения данными БД [20, с. 67].
В данной курсовой работе будет реализована база данных для автоматизации бизнес-процесса «оформление заявки на обеспечение консультационных услуг». Исполнителем этого бизнес-процесса является сотрудник отдела работы с клиентами, который будет одним из пользователей проектируемой базы данных. Сотрудники фиксируют каждую заявку. Для контроля выполнения заказа пользователю-сотруднику необходима информация о состоянии выполнения заказа. Далее перечисляются все выходные документы, необходимые менеджеру.
Также в базе данных будет реализован механизм изменения информации о каждом сотруднике. Пользователем данного механизма является сотрудник отдела кадров, не включенный в данную базу данных.
Таблица 1 – Правила базы данных
№ | Определение правила |
1 | С каждым клиентом работает только один сотрудник |
2 | Набор услуг может включать более одного наименования. |
3 | Клиент в одной заявке может иметь несколько услуг |
4 | Заявка имеет статус «принята» если была оформлена и принята к исполнению. |
5 | Заявка имеет статус «закрыта» если услуга была предоставлена сотрудником и оплачена клиентом |
6 | Заявка имеет статус «отменена» если услуга по каким-то причинам не была предоставлена |
7 | В базе данных имеется информация о дате рождения и адресе сотрудника, а также его телефонный номер |
| В базе данных имеется информация об адресе проживания клиента и его телефонный номер. |
Понятие предметной области является ключевым при рассмотрении базы данных как информационной системы. Интуитивный смысл этого понятия очевиден: предметная область – это некоторая сфера деятельности [6, с. 33].
Постановка задачи.
1. Разработать структуру базовых таблиц базы данных для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой, удовлетворяющих требованиям целостности, непротиворечивости и неизбыточности.
2. Создать структуры базовых таблиц, установить межтабличные связи между ними (схема данных) и наполнить их содержимым.
3. Вывести:
-
Информацию о должности и специализации -
Расчет стоимости услуг по отдельной заявке -
Количество оказанных услуг -
Телефонную книгу -
Запрос с использованием функции сортировки -
Запрос с использованием функции возвращения кол-ва записей: -
Запрос с использованием предиката нахождения в диапазоне в условии отбора: -
Запрос с использованием предиката подобия: -
Запрос с использованием функции суммирования записей: -
Запрос с использованием вычисляемого поля.
1.4 ВЫБОР СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ
Система управления базами данных (СУБД) - совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.
Основная особенность СУБД - наличие процедур для ввода и хранения не только самих данных, но и описаний их структуры.
Файлы с описанием хранимых в них данных и находящиеся под управлением СУБД -> банки данных -> Базы данных (БД).
Язык запросов СУБД позволяет обращаться за данными как из программ, так и с терминалов
СУБД позволяют [21, с. 38]:
-
постоянно хранить сколько угодно большие (но не бесконечные) объемы данных; -
извлекать и изменять эти хранящиеся данные в том или ином аспекте, используя при этом так называемые запросы; -
создавать новые базы данных, т.е. описывать логические структуры данных и задавать их структуру, т.е. предоставляют интерфейс программирования; -
обращаться к хранящимся данным со стороны нескольких пользователей одновременно (т.е. предоставляют доступ к механизму управления транзакциями).
Базы Данных - наборы данных под контролем систем управления.
СУБД - программно-техническая система для:
-
разработки баз данных; -
поддержания их в работоспособном состоянии и обеспечения безопасности хранимой информации.
СУБД в основном, основаны на иерархических, сетевых и реляционных моделях данных.
Все СУБД для ПК можно подразделить на 3 вида:
Системы управления базами данных в буквальном смысле этого термина, для которых работа с базами возможна только после запуска в работу этой системы без возможности создания автономных программ, работающих с базами. К этим системам относятся: Access, Paradoх, dBase. (http://www.intuit.ru/department/database/basedbw/2/basedbw_2.html )
Системы, имеющие как средства для работы с базами данных, так и возможности разработки исполняемых в операционной системе пользовательских программ (приложений), т. е. средства разработчика программ - FoхPro.
Системы для разработки пользовательских программ для работы с базами данных - Clipper, Clarion.
Все подобные СУБД имеют в своем составе средства для:
-
создания баз данных и модификации их структуры; создания индексных файлов; -
работы с базами в табличном формате или в виде стандартной формы с расположением полей построчно; при этом возможно редактирование данных, добавление записей, удаление записей, работа с данными из нескольких таблиц базы, вычисление сложных выражений для заданных условий и пр.; -
разработки экранных форм, имеющих, кроме редактируемых полей, связанных с базой данных или с переменными памяти, также элементы управления разного вида в виде кнопок; более сложные объекты типа раскрывающихся списков и пр.; -
генерации печатных форм - отчетов сложной структуры с группировкой данных, с получением расчетных значений и итогов по группам и общих итогов (сумма, количество, среднее, максимальное, минимальное, и пр.); -
разработки программных модулей для сложной обработки данных; -
генерации запросов очень сложной структуры - с использованием данных из различных баз, заданием сложных условий отбора данных, сортировки и группировки данных; -
в системах, ориентированных на разработчика, дополнительно возможны разработка меню, справочной системы и проекта, включающего все перечисленные выше компоненты и компилирующегося в исполняемую программу.
Важными факторами, определяющими выбор СУБД, являются:
Формат базы данных, обеспечивающий возможность обмена информацией с другими приложениями операционной системы. Одним из самых распространенных форматов является dbf-формат, с которым работают dBase, FoхBase, FoхPro, Visual FoхPro, Clipper. Его "понимают" все приложения MS Office. Данные из этих баз можно переносить в Word, Eхcel, Access. Свои собственные форматы данных имеют Clarion, Paradoх, Access.
Обеспечение секретности и конфиденциальности данных - имеют системы, не ориентированные на разработчика программ: Access, Paradoх. Однако этот фактор может быть реализован при хранении данных на выделенном сервере, где права различных пользователей легко разграничить.
Все современные СУБД поддерживают режимы работы в локальной сети многих пользователей с одной базой данных. Некоторые имеют "мастеров", "построителей" и "генераторы выражений" для ускоренной разработки баз данных, экранных форм, отчетов, стандартных приложений.