Файл: Б. Г. Ананьев Основной особенностью ананьевского подхода к личности является ее включение в достаточно широкий антропологический контекст человекознания. Смелость включения психологии в систему наук о человеке заклю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧЕНЫЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

А.АДЛЕР

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

Формирование характера, мировоззрения, поведения обусловлено чувством неполноценности и, как результат, стремлением превосходства. Таким образом, основа личности, согласно теории Адлера, носит двойной характер. На нее влияют стиль жизни и фиктивный финализм. Индивидуальная психология Адлера утверждает, что стиль жизни формируется на основе отношений между ребенком и его родителями. Он зависит от страданий, с которыми сталкивается маленький человек

Б.Г. Ананьев

Основной особенностью ананьевского подхода к личности является ее включение в достаточно широкий антропологический контекст человекознания.Смелость включения психологии в систему наук о человеке заключалась, во введении психологии в систему связей, которые ранее не принимаося в расчет и не учитывался даже при полноченном анализе личности.

По Б.Г. Ананьеву в структуру личности входят:

- психические процессы;

- психические состояния;

- свойства личности.

Б.Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью.

А. Адлер в своей теории говорит о том, что человек является единым организмом. Структура личности - стиль жизни. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и ее поведения направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Типы личности связанные со стилями жизни. Порядковая позиция ребенка. Показатель здоровья. Препятствия к личностному росту.
С точки зрения Адлера, невроз - это ошибочная, с позиции культуры попытка человека избавиться от чувства  неполноценности, и обрести чувство  превосходства. Невроз не ведет к  социальной активности, не способствует решению жизненных проблем. Оторванный от реальности, невротик живет в  мире фантазий и использует различные  уловки для избежания ответственности. Лечение неврозов требует воспитательного воздействия на человека, коррекции его заблуждений и возвращения его в человеческое сообщество. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у человека чувства общности (социальный интерес), усиления чувства реальности, ответственности и замене скрытой враждебности взаимной доброжелательностью.

Б.Г. Ананьев По  мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальностьОднако человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельностиобразуется из определенных свойств индивида и личностикоторые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект трудаОснову теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общенияРезультатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает  в виде некоей целостности – как  индивид, личность и субъект
обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.