Файл: 1. Пропишите принципы организации индивидуальной логопедической работы с детьми. Составьте конспекты фронтальных занятий на разных этапах логопедической работы при различных формах речевой патологии 1 Для дошкольников с дизартрией..odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

2. Развитие координации и пластичности в движениях тела.

3.Развитие мелкой моторики.

4. Развитие мимической мускулатуры.

Коррекционно-воспитательные цели:

1.Воспитание навыков сотрудничества.

2.Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.

Оборудование: музыкальный инструмент –дудочка, игрушки – заяц, медведь, лиса, «снежок» из ткани, маска «охотник».

Ход занятия.

1.Оргмомент.

- Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал, и сам повторяй.

2.Ритмическая разминка.

- Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. В лесу столько снега намело. Идём по сугробам, высоко поднимая ноги.

Дети идут по кругу под марш, высоко поднимая колени.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем - отдохнём, а потом гулять пойдём.

3. Упражнения на развитие внимания и ориентировки в пространстве.

1) Игра «Дудочка и зайцы» (развитие речевого внимания):

Метёт в лесу метелица,

Белым снегом стелется.

Зайцы спрятались в лесу

Под кустом сидят в снегу.

Я на дудочке сыграю,

Выйдут зайцы танцевать.

Со звуками дудочки дети встают со своих стульчиков и прыгают по залу, изображая зайчиков.

2) Игра «Кто же к нам идёт?» (развитие слухового внимания)

Дети слушают музыку и в соответствии с музыкой имитируют движения животных (медведя, лисы, зайца).

4. Упражнение на развитие музыкального темпа и ритма – игра «Передай снежок».

Дети слушают музыку и на более сильную долю в музыке передают «снежок».

5.Развитие мышечного тонуса и координации движений.

Руки в сторону и в кулачок –

Разожмём и на бочок.

Руки вверх и в кулачок –

Разожмём и на бочок.

Руки вниз и в кулачок-

Разожмём и на бочок.

В соответствии со стихотворением дети выполняют движения.

6. Пальчиковая гимнастика «Зима».

Раз,два,три,четыре,пять, (Загибают пальчики по одному)


В лес пошли с тобой - гулять.

Бабу снежную лепили. («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, (Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.)

А ещё в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной стороной,то другой.)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки под щёку.)

Аналогичные упражнения выполняются с пальчиками другой руки.

7.Слушание песни «В лесу родилась ёлочка».

8. Пение.

9. Игра « Охотник и зайцы ».

Все дети – зайцы, логопед – охотник.

Дети сидят на стульях, логопед:

- Никого нет на лужайке,

Выходите, братцы- зайки,

Прыгать, кувыркаться,

По снегу кататься!

Зайцы выбегают, резвятся. Хлопок – охотник выходит на охоту, зайцы беут в свои домики.

10. Релаксация «Снег».

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. (И.Суриков)

Играет медленная, спокойная музыка, дети медленно кружатся вокруг себя и ложатся на ковёр, изображая снежинок.

11. Итог занятия.

С окончанием мелодии дети встают.

Логопед: « Ребята, вокруг себя покружитесь и обратно в детей превратитесь. Мы с вами гуляли в лесу. Кого мы встретили в лесу? Чем ещё мы занимались в лесу? В какие игры мы играли в лесу?».

Логопед : «Пора возвращаться в детский сад».

Дети идут по кругу под марш, высоко поднимая колени.

4) Для дошкольников с алалией

«У нас в гостях кукла Алёнушка.»

Логопедические цели:

Неречевые:

1. Развитие общей и пальчиковой моторики;

2. Развитие зрительного и слухового внимания: дифференциация контрастных по звучанию предметов.

Речевые:

Развитие словоизменения:

- употребление существительных в родительном падеже;

- согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1. Развитие грамматического строя речи: употребление существительных в винительном падеже с предлогом – НА - .



2. Развитие фонематического слуха: закрепление правильного произношения звука [А] изолированно. Умение произносить звук [А] внятно, напевно – развитие мягкой атаки голоса.

Педагогические цели: Обогащение и активизация номинативного словаря.

Оборудование: Кукла; предметная картинка с изображением маленькой бабочки; две коробочки с камушками и с песком; ширма; серия картинок «Грязный, чистый мальчик».

1. Организационный момент. Обогащение номинативного словаря.

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Алёнушка. Давайте познакомимся с ней.

2. Обогащение номинативного и предикативного словаря.

Игра: «Моя кукла».

Логопед читает стихотворение и показывает все части тела на кукле. К нам пришла Аленушка, посмотрите на неё:

Щёчки, носик хороши, посмотрите, малыши.

Ротик улыбается, всем он очень нравится.

Глазки блестят, всех увидеть хотят.

Ну, а маленькие ушки все услышать хотят.

Любит наша Алёнушка ручками похлопать и ножками потопать.

Логопед: Покажи, где у Аленушки ручки, ножки, где ротик, где носик, где щёчки, где глазки, где ушки. Далее логопед показывает на какую-то часть тела у куклы и спрашивает: «Что это?»

3. Развитие слухового восприятия. Дифференциация контрастных по звучанию предметов.

Алёнушка была на прогулке, положила в коробочки камушки, песок и принесла вам, чтобы поиграть.

Игра: «Коробочки».

Логопед: Давайте посмотрим, что находится в каждой из коробочек: в одной камушки, в другой - песок. Послушайте, как они звучат: камушки громко, а песок тихо. Далее логопед говорит детям: «Будьте внимательны, сейчас мы будем слушать ушками». Логопед за ширмой встряхивает коробочку с камушками, убирает ширму и просит детей показать, что звучало. Ставит ширму и за ширмой встряхивает коробочку с песком. Убирает ширму и просит показать детей, что звучало. Дети показывают нужную коробочку.

4. Развитие словоизменения: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Игра: «Грязный, чистый».

Логопед говорит: Сегодня гуляла с мальчиком, его зовут Ванечка. Они играли в песочек и он испачкался. Посмотрите, какой он чумазый, грязный. Посмотрите, какой у него грязный нос, грязные щёчки, грязная шея, грязная рука, грязные ноги. (Логопед показывает на предметной картинке
1.)

Логопед выставляет предметную картинку 2 и произносит рифмовку:

Мама Ванечку помыла,

В ванну быстро посадила:

Мыла щёчки, мыла носик,

Мыла глазки, мыла ротик,

Мыла ручки, мыла ножки,

Чтоб был чистенький малыш.

Логопед выставляет предметную картинку 3 и говорит: «Мама помыла Ванечку, и он стал чистый, красивый: чистый ротик, чистый носик »

Далее логопед выставляет картинки 1 и 3 рядом и говорит:

- Я буду показывать на различные части тела, а вы назовете их, какие они: чистые или грязные.

Логопед показывает на грязный носик и спрашивает: «Какой носик? (Грязный) ». Затем показывает на чистый носик и спрашивает: «Какой носик?». Аналогично проводится работа со словосочетаниями грязные щёчки - чистые щёчки, грязная шея – чистая шея, грязная рука – чистая рука, грязные ноги – чистые ноги.

5. Развитие пальчиковой моторики.

Игра: «Покажи свои пальчики».

Логопед: - У нашей Аленушки есть на ручках пальчики. А у тебя есть пальчики, покажи свои пальчики. Наши пальчики любят играть.

Раз, два, три, четыре, пять, (Ребенок загибает пальчики начиная с мизинца.)

Хотят пальчики играть. (Сжимает и разжимает кулачок.)

Этот пальчик в лес пошел, (Загибает мизинец.)

Этот пальчик гриб нашел, (Загибает безымянный.)

Этот пальчик суп сварил, (Загибает средний пальчик.)

Этот пальчик стол накрыл, (Загибает указательный пальчик.)

А этот пальчик все, все съел

и поэтому потолстел. (Большой пальчик не загибать)

6. Развитие словоизменения: употребление существительных в винительном падеже с предлогом – НА - .

Игра: «Куда села бабочка?»

Логопед показывает картинку куклы.

Логопед: - Кукла Аленушка любит играть с бабочкой. Посмотри, куда села бабочка. Логопед выполняет действия с бабочкой, сажая её на различные части тела куклы, при этом она комментирует: «Бабочка села на головку. Бабочка села на ножку. Бабочка села на ручку. Бабочка села на носик.»

Логопед: - Бабочка улетела. Аленушка наша заскучала.


Логопед: - Не скучай Аленушка, бабочка снова прилетела, и давай назовем, куда она села? (Логопед выполняет действия, и спрашивает ребенка: «Куда села бабочка?», ребенок отвечает используя предлог – на -).

7. Развитие общей моторики. Учить выполнять движения по образцу.

Сейчас мы нашей Алёнушке покажем, как мы умеем играть.

Игра: «Сделай как я».

Логопед стоит за ширмой и принимает определенное положение рук: поднимает одну руку вверх, а другую в сторону. Выходит из-за ширмы и говорит: «Сделай как я». Ребенок должен принять такое положение рук, как у логопеда. Если ребенок не смог выполнить задание по образцу, то логопед показывает движение по подражанию: Обе руки на поясе. Обе руки вытянуты вперед. Обе руки вытянуты в стороны. Одну руку ставит на пояс, другую вытягивает вперед.

8. Закрепление правильного произношения звука [А] изолированно. Умение произносить звук [А] внятно, напевно – развитие мягкой атаки голоса.

Игра: «Уложим куклу спать».

Логопед: Наша кукла Алёнушка устала и захотела спать, но ей никак не заснуть. Давайте мы её укачаем и споем ей песенку: ааа-ааа-ааа. Логопед дает каждому ребенку куклу и предлагает укачать её, спев песенку.

9. Закрепление номинативного словаря.

Логопед: Вот мы уложили Алёнушку спать. Вам понравилось с ней играть? А сейчас послушайте внимательно стихи про Алёнушку и помогите их закончить: Вот Алёнушка бежит к маме по дорожке,

А для этого нужны Алёнушке… (ножки)

Алёнушка палочки берёт, по две, по три штучки,

А для этого нужны Алёнушке… (ручки)

Алёнушке книжечку купили, смотрит она сказки.

А для этого нужны Алёнушке … (глазки).

10. Организация окончания занятия.

Спасибо вам детки, вы, верно, подобрали слова. Вы внимательно слушали, хорошо играли. Какие вы молодцы!

Устинкова Т.П.