Файл: Тема 3. Изучение основных понятий в области ассортимента и качества товаров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №3. «Изучение основных понятий в области ассортимента и качества товаров»



Цель:

Закрепить теоретические знания о сущности и свойствах ассортимента товаров, об основных категориях качества товарв, выработать у студентов навыки практического применения знаний по данной теме; способствовать закреплению у студентов целостного представления о процессе формирования и регулирования ассортимента товаров; приобрести уме­ния расчета показателей ассортимента, их срав­нительного анализа и оценки для установления опти­мальной ассортиментной политики торговых фирм, исследования показателей качества товаров; способствовать формированию у студентов нестандартных подходов к решению практических ситуаций, связанных с формированием ассортимента товаров.

Список практических заданий:

1. Изучить теоретические положения в области ассортимента товаров. Результаты изучения представить письменно в тетради в виде конспекта.
Ассортимент – большая совокупность товаров, объединенных общим признаком (сырье, назначение, производитель и др.), внутри которой выделяются более мелкие совокупности, различающиеся другими признаками. Таким образом, ассортимент представляет собой систему отдельных элементов, объединенных в группировки по одному частному признаку. Между группировками существуют определенные связи. Связи между двумя элементами обычно выявляются посредством определенной системы классификации.

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отраслью промышленности, предприятием или другими изготовителями (предприятия общественного питания, частные предприниматели, ателье индивидуального пошива и др.). Торговый ассортимент представляет собой совокупность товаров, реализуемых в торговой сети, он включает в себя набор товаров, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный.


Особенности товарной структуры пред­приятия называют свойствами ассортимента. Свойство ассортимента – это отличительная особенность конкретно­го набора товаров: широта; глубина; полнота; обновляемость; структура; гармо­ничность; устойчивость.

Широта ассортимента – это количество входящих в ассортимент низшего структурного уровня. Показатели широты призваны определить, является ли структура ассортимента простой или сложной.

Глубина ассортимента – это общее количество то­варных позиций в структуре ассортимента.

Полнота ассортимента – это количество всех клас­сификационных группировок низших структурных уровней в струк­туре ассортимента.

Обновляемость ассортимента – это количе­ство новых товарных позиций в структуре ассортимента. Показатели обновляемости характеризуют скорость развития ассортимента.

Структура ассортимента – это количественное соотношение входящих в ассортимент элементов одного и того же структурно­го уровня, по какому-либо одному или совокупности признаков.

Гармоничность ассортимента – это среднее арифме­тическое суммы отношений удельного веса некоторой характеристики каждого элемента ассортимента к минималь­ному или максимальному для нее удельному весу данной характери­стики.

Устойчивость ассортимента характеризует обеспеченность (или необес­печенность) спроса в некотором периоде.
2. Ознакомиться с основными категориями в области качества товаров. Результаты изучения представить письменно в тетради в виде конспекта.
Качество – это одна из основополагающих характери­стик товара, оказывающих решающее влияние на создание по­требительских предпочтений и формирование конкурентоспо­собности. Это обусловлено сущностью категории «качество». Основные определения качества приводятся в следующих документах: ГОСТ Р ИСО 9000-2015, ГОСТ Р 51303-2013.

«Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9000-2015, п. 3.1.1).

Качество товаров по ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» определяется как «совокупность потребительских свойств товаров, соответствующих установленным требованиям, в т.ч. условиям договора купли-продажи».

Уровень качества товаров должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к этим товарам. «Требования – потребность или ожидание, которое установ­лено, обычно предполагается или является обязательным» (ГОСТ Р ИСО 9000-2015, п. 3.1.2).



Количественные и качественные характеристики этих свойств выражаются через показатели качества.

Каждый показатель имеет наименование и значение. Пока­затели качества могут быть самыми различными в зависимости от принятой классификации.

Так, по количеству характеризуе­мых свойств – единичные или комплексные. Например, для плодов и овощей «размер» – единичный показатель, а показатель «внешний вид» – комплексный, в состав которого входят такие единичные показатели, как форма, окраска, целостность, чистота, свежесть.

Показатели качества могут быть общими и специфическими. Например, внешний вид, размер, вкус, запах являются общими показателями для различных видов плодов и овощей. К специфическим показателям относятся степень зрелости, длина кочерыги для капустных овощей, длина пера для проросшего лу­ка – репки, позеленение картофеля.

По методам определения показатели качества подразделя­ются на:

  • органолептические (внешний вид, вкус, запах, консистен­ция);

  • измерительные (масса, формы, размеры, массовая доля жира, белка, степень обсемененности продуктов питания микро­организмами и др.);

  • регистрационные (количество дефектных изделий в пар­тии и др.);

  • расчетные (содержание сухих веществ, глюкозы, фруктозы и др.),

  • экспертные (коэффициенты весомости, уровни качества и др.),

  • социологические (бальная оценка и количество опрошен­ных покупателей),

  • методы опытной эксплуатации (оценка влияния космети­ческих средств на кожу человека и др.).

По способу выражения показатели подразделяются на: размерные (градусы, проценты, балы и др.), безразмерные (проценты или безразмерные величины).

По характеризующим свойствам показатели качества де­лятся на следующие:

  • назначение (пищевая ценность, показатели химического состава);

  • надежность (срок хранения, температурные параметры, наличие консервантов, антиоксидантов и др.);

  • эргономические (усвояемость белков, жиров и углеводов и др.);

  • экологические (предельно допустимые концентраты вред­ных веществ и др.);

  • эстетические (целостность, совершенство исполнения и др.);

  • безопасность (содержание тяжелых металлов, пестицидов и др.);

  • технологичность (увеличение массы макаронных изделий после варки, вязкость и др.);

  • транспортабельность (средняя продолжительность подго­товки продукции к транспортированию, средняя стоимость пере­возки и др.);

  • стандартизация и унификация (установление норм и оп­тимального числа разновидностей продукции);

  • патентно-правовые (патентная чистота и защита);

  • экономические (затраты на разработку, изготовление, обслуживание).


По применению для оценки уровня качества показатели де­лятся на базовые, относительные, регламентированные, опре­деляющие, номинальные, предельные, оптимальные и допус­тимые.

По стадии определения показатели делят на прогнозируе­мые, проектные, операционные и эксплуатационные.
3. Рассчитать структуру ассорти­мента по торговым маркам телевизоров, реализуемых в магазине «М-Видео». Для расчета следует использовать данные таблицы:

Таблица

Данные о динамике реализации телевизоров в магазине «М-Видео»


Марка

Модель

Реализовано, шт.

в базисном году

в отчетном году

Rolsen Electronics

RL – 46L1004FTZC

11

14

RL – 32L1004UTZC

27

25

LG

LG 60PA6500

22

24

LG 50PJ351R

27

27

ViewSonic

VPW 5500

17

16

N 4060w

24

21

DAEWOO

DSL – 20MTTC

24

26

32D1LP

21

29

DLP – 3212

24

19

DPP – 32A2

20

19

AKAI

LEA – 32C06P

24

21

LTA – 26C903

24

27

LEC – 24S02P

24

19

Samsung

PS 50C490B3W

10

11

LE 22C450E1W

17

16

Panasonic

Viera TX – PR46U20

17

17

Viera TX – PR37C2

19

20

HYUNDAI

H – PDP 4205

29

27

H – LCD 4201

10

10

H – LED 32V9A

12

15

SONY

KDL – 60LX900R

18

21

KDL – 37S5600

15

10

KLV – 32BX300

18

16

KLV – 26S550A

25

28

RDL – 19BX200/B

27

31

Всего




506

509



Результаты расчета структуры ассортимента телевизоров за два года следует оформить в таблице:

Таблица

Структура ассортимента телевизоров, реализованных магазином «М-видео»


Торговая марка

телевизора

Базисный год

Отчетный год

реализация, шт.

удельный вес, %

реализация, шт.

удельный вес, %

Rolsen Electronics

RL – 46L1004FTZC - 11 шт.

RL – 32L1004UTZC – 27 шт.

Считаем сумму:

11+27 = 38 шт.


506 – это общее количество проданных ТВ по всем маркам в базисном году

RL – 46L1004FTZC - 14 шт.

RL – 32L1004UTZC – 25 шт.

Считаем сумму:

14+25 = 39 шт.


509 – это общее количество проданных ТВ по всем маркам в отчётном году

LG

Аналогично делаем расчет по остальным маркам










ViewSonic













DAEWOO













AKAI













Samsung













Panasonic













HYUNDAI













SONY













Всего:

506

100,0

509

100,0