Файл: Тема 3. Изучение основных понятий в области ассортимента и качества товаров.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема №3. «Изучение основных понятий в области ассортимента и качества товаров»
Цель:
Закрепить теоретические знания о сущности и свойствах ассортимента товаров, об основных категориях качества товарв, выработать у студентов навыки практического применения знаний по данной теме; способствовать закреплению у студентов целостного представления о процессе формирования и регулирования ассортимента товаров; приобрести умения расчета показателей ассортимента, их сравнительного анализа и оценки для установления оптимальной ассортиментной политики торговых фирм, исследования показателей качества товаров; способствовать формированию у студентов нестандартных подходов к решению практических ситуаций, связанных с формированием ассортимента товаров.
Список практических заданий:
1. Изучить теоретические положения в области ассортимента товаров. Результаты изучения представить письменно в тетради в виде конспекта.
Ассортимент – большая совокупность товаров, объединенных общим признаком (сырье, назначение, производитель и др.), внутри которой выделяются более мелкие совокупности, различающиеся другими признаками. Таким образом, ассортимент представляет собой систему отдельных элементов, объединенных в группировки по одному частному признаку. Между группировками существуют определенные связи. Связи между двумя элементами обычно выявляются посредством определенной системы классификации.
Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отраслью промышленности, предприятием или другими изготовителями (предприятия общественного питания, частные предприниматели, ателье индивидуального пошива и др.). Торговый ассортимент представляет собой совокупность товаров, реализуемых в торговой сети, он включает в себя набор товаров, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный.
Особенности товарной структуры предприятия называют свойствами ассортимента. Свойство ассортимента – это отличительная особенность конкретного набора товаров: широта; глубина; полнота; обновляемость; структура; гармоничность; устойчивость.
Широта ассортимента – это количество входящих в ассортимент низшего структурного уровня. Показатели широты призваны определить, является ли структура ассортимента простой или сложной.
Глубина ассортимента – это общее количество товарных позиций в структуре ассортимента.
Полнота ассортимента – это количество всех классификационных группировок низших структурных уровней в структуре ассортимента.
Обновляемость ассортимента – это количество новых товарных позиций в структуре ассортимента. Показатели обновляемости характеризуют скорость развития ассортимента.
Структура ассортимента – это количественное соотношение входящих в ассортимент элементов одного и того же структурного уровня, по какому-либо одному или совокупности признаков.
Гармоничность ассортимента – это среднее арифметическое суммы отношений удельного веса некоторой характеристики каждого элемента ассортимента к минимальному или максимальному для нее удельному весу данной характеристики.
Устойчивость ассортимента характеризует обеспеченность (или необеспеченность) спроса в некотором периоде.
2. Ознакомиться с основными категориями в области качества товаров. Результаты изучения представить письменно в тетради в виде конспекта.
Качество – это одна из основополагающих характеристик товара, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории «качество». Основные определения качества приводятся в следующих документах: ГОСТ Р ИСО 9000-2015, ГОСТ Р 51303-2013.
«Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9000-2015, п. 3.1.1).
Качество товаров по ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» определяется как «совокупность потребительских свойств товаров, соответствующих установленным требованиям, в т.ч. условиям договора купли-продажи».
Уровень качества товаров должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к этим товарам. «Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным» (ГОСТ Р ИСО 9000-2015, п. 3.1.2).
Количественные и качественные характеристики этих свойств выражаются через показатели качества.
Каждый показатель имеет наименование и значение. Показатели качества могут быть самыми различными в зависимости от принятой классификации.
Так, по количеству характеризуемых свойств – единичные или комплексные. Например, для плодов и овощей «размер» – единичный показатель, а показатель «внешний вид» – комплексный, в состав которого входят такие единичные показатели, как форма, окраска, целостность, чистота, свежесть.
Показатели качества могут быть общими и специфическими. Например, внешний вид, размер, вкус, запах являются общими показателями для различных видов плодов и овощей. К специфическим показателям относятся степень зрелости, длина кочерыги для капустных овощей, длина пера для проросшего лука – репки, позеленение картофеля.
По методам определения показатели качества подразделяются на:
-
органолептические (внешний вид, вкус, запах, консистенция); -
измерительные (масса, формы, размеры, массовая доля жира, белка, степень обсемененности продуктов питания микроорганизмами и др.); -
регистрационные (количество дефектных изделий в партии и др.); -
расчетные (содержание сухих веществ, глюкозы, фруктозы и др.), -
экспертные (коэффициенты весомости, уровни качества и др.), -
социологические (бальная оценка и количество опрошенных покупателей), -
методы опытной эксплуатации (оценка влияния косметических средств на кожу человека и др.).
По способу выражения показатели подразделяются на: размерные (градусы, проценты, балы и др.), безразмерные (проценты или безразмерные величины).
По характеризующим свойствам показатели качества делятся на следующие:
-
назначение (пищевая ценность, показатели химического состава); -
надежность (срок хранения, температурные параметры, наличие консервантов, антиоксидантов и др.); -
эргономические (усвояемость белков, жиров и углеводов и др.); -
экологические (предельно допустимые концентраты вредных веществ и др.); -
эстетические (целостность, совершенство исполнения и др.); -
безопасность (содержание тяжелых металлов, пестицидов и др.); -
технологичность (увеличение массы макаронных изделий после варки, вязкость и др.); -
транспортабельность (средняя продолжительность подготовки продукции к транспортированию, средняя стоимость перевозки и др.); -
стандартизация и унификация (установление норм и оптимального числа разновидностей продукции); -
патентно-правовые (патентная чистота и защита); -
экономические (затраты на разработку, изготовление, обслуживание).
По применению для оценки уровня качества показатели делятся на базовые, относительные, регламентированные, определяющие, номинальные, предельные, оптимальные и допустимые.
По стадии определения показатели делят на прогнозируемые, проектные, операционные и эксплуатационные.
3. Рассчитать структуру ассортимента по торговым маркам телевизоров, реализуемых в магазине «М-Видео». Для расчета следует использовать данные таблицы:
Таблица
Данные о динамике реализации телевизоров в магазине «М-Видео»
Марка | Модель | Реализовано, шт. | |
в базисном году | в отчетном году | ||
Rolsen Electronics | RL – 46L1004FTZC | 11 | 14 |
RL – 32L1004UTZC | 27 | 25 | |
LG | LG 60PA6500 | 22 | 24 |
LG 50PJ351R | 27 | 27 | |
ViewSonic | VPW 5500 | 17 | 16 |
N 4060w | 24 | 21 | |
DAEWOO | DSL – 20MTTC | 24 | 26 |
32D1LP | 21 | 29 | |
DLP – 3212 | 24 | 19 | |
DPP – 32A2 | 20 | 19 | |
AKAI | LEA – 32C06P | 24 | 21 |
LTA – 26C903 | 24 | 27 | |
LEC – 24S02P | 24 | 19 | |
Samsung | PS 50C490B3W | 10 | 11 |
LE 22C450E1W | 17 | 16 | |
Panasonic | Viera TX – PR46U20 | 17 | 17 |
Viera TX – PR37C2 | 19 | 20 | |
HYUNDAI | H – PDP 4205 | 29 | 27 |
H – LCD 4201 | 10 | 10 | |
H – LED 32V9A | 12 | 15 | |
SONY | KDL – 60LX900R | 18 | 21 |
KDL – 37S5600 | 15 | 10 | |
KLV – 32BX300 | 18 | 16 | |
KLV – 26S550A | 25 | 28 | |
RDL – 19BX200/B | 27 | 31 | |
Всего | | 506 | 509 |
Результаты расчета структуры ассортимента телевизоров за два года следует оформить в таблице:
Таблица
Структура ассортимента телевизоров, реализованных магазином «М-видео»
Торговая марка телевизора | Базисный год | Отчетный год | ||
реализация, шт. | удельный вес, % | реализация, шт. | удельный вес, % | |
Rolsen Electronics | RL – 46L1004FTZC - 11 шт. RL – 32L1004UTZC – 27 шт. Считаем сумму: 11+27 = 38 шт. | 506 – это общее количество проданных ТВ по всем маркам в базисном году | RL – 46L1004FTZC - 14 шт. RL – 32L1004UTZC – 25 шт. Считаем сумму: 14+25 = 39 шт. | 509 – это общее количество проданных ТВ по всем маркам в отчётном году |
LG | Аналогично делаем расчет по остальным маркам | | | |
ViewSonic | | | | |
DAEWOO | | | | |
AKAI | | | | |
Samsung | | | | |
Panasonic | | | | |
HYUNDAI | | | | |
SONY | | | | |
Всего: | 506 | 100,0 | 509 | 100,0 |