Файл: Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ
И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Разные виды деятельности развивают различные свойства произвольного внимания. Так, водитель автобуса должен уметь быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой (дорога, салон автобуса, рычаги и пульт управления); оператор, следящий за появлением на экране определенной информации, обладает большой устойчивостью внимания; у телеграфистов, воспринимающих информацию на слух и запоминающих ее, развивается объем внимания.
Цель работы: выявить индивидуальные и среднегрупповые показатели устойчивости и переключаемости произвольного внимания.
Материалы и оборудование: специальные таблицы с изображением перепутанных ломаных линий, рисунок с двояким изображением, секундомеры, испытуемые.
Ход выполнения работы. Добровольцы образуют пары: испытуемый — исследователь. Исследователи быстро, в течение 1 — 2 мин, рисуют каждый для своего испытуемого по одной таблице такого типа, как указано на рис. 3 и раздают их испытуемым. Испытуемые по команде экспериментатора в течение 3 мин, не пользуясь указкой или карандашом, а только с помощью глаз, находят конец каждой линии и помечают ее соответствующим номером в правом столбике, как это показано для линий
1 и 2 на рис..3. Через 3 мин исследователи прерывают работу испытуемых и, проверив ее, оценивают степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных за 3 мин концов линий.
Далее испытуемым предъявляют рисунки с двояким изображением (рис. 4). По секундомеру исследователи отмечают время восприятия и осознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд, затраченных на опознание обоих образов: чем быстрее человек увидит оба образа, тем больше у него выражена способность к переключению внимания.
Задание и отчетность. Переписать в рабочую тетрадь содержание практической работы. Занести результаты определения степени устойчивости и переключаемости внимания всех участников группы и рассчитать среднегрупповые значения. Сравнить свои собственные данные с данными среднегрупповых значений.
Ислледование группы испытуемых из 5 человек « Перепутанные линии» .
Испытуемый:
1.Анастасия И , возраст: 38 лет, образование : высшее.
2. Людмила П, возраст: 50 лет, образование : средне- специальное
3.Валентин П. возраст 38 лет, образование: высшее
4. Ирина М, возраст 48 л, образование: высшее
5. Илья Г, возраст 20 л, образование: среднее.
Вычисляется показатель продуктивности деятельности (П) по формуле:
П = Т *15/ N, где Т – время выполнения задания в скундах, N – количество правильно прослеженных линий.
Результаты испытания перепутанные линии преведены в таблице :
№ п\п | Испытуемый | Результат | Время | Продуктивность деятельности |
1 | Анастасия И | 9 | 2:32 | 422 |
2 | Людмила П | 7 | 1:45 | 375 |
3 | Валентина П | 12 | 3:00 | 375 |
4 | Ирина М | 10 | 2:20 | 350 |
5 | Илья Г | 14 | 2:50 | 304 |
Средне групповые значения продуктивности деятельности вычисляем по следующей формуле: СрП = (Р1+Р2+Р3+Р4) /N; Р – результат испытуемых 1, 2 и т.д, N – количество испытуемых
СрП=1826/5= 365,2
Показатели продуктивности от 861 и выше – низкий, от 455 до 860- средний, 454 и меньше – высокий.
Мой личный результат 13 линий, за 1:02. Продуктивность деятельности 119.
Результаты испытания с двояким изображение преведены в таблице:
№ п\п | Испытуемый | Время |
1 | Анастасия И | 0:14 |
2 | Людмила П | 0:50 |
3 | Валентина П | 0:40 |
4 | Ирина М | 0:30 |
5 | Илья Г | 0:20 |
Обще групповой показатель так же рассчитываем по формуле: Огр = (Р1+Р2+Р3+Р4) /N, следовательно выходит Огр= 30,8 секунд.
Мой личный результат 18 секунд. Испытуемые некоторые из данных образцов видели не впервые.