Файл: практика психология 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №4

по учебному курсу «Психология развития и возрастная психология 1»

(наименование учебного курса)



Обучающегося

Анастасии Альбертовны Коноваловой







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2002а













Преподаватель

Евгения Васильевна Фатхуллина







(И.О. Фамилия)





Тольятти, 2023
«Теории игровой деятельности в контексте психологических направлений»


Автор

Психологическое направление (подход)

Основные положения

Критические замечания

Состоятельность или несостоятельность подхода, собственное отношение к подходу

Лев Семёнович Выготский

Теория игровой деятельности

Дети, в процессе игры, создают для себя вместо реальной ситуации мнимую. Действуют в соответствии с выбранной ими определённой роли, независимой от ситуационной привязки, сообразно значениям, которые они придают окружающим предметам. Лев Семёнович не считает игру преобладающим типом деятельности, не считает удовольствие первопричиной игр ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития)

Выготский не берёт в расчёт и игнорирует ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии.

Теория могла бы быть вполне состоятельной, обоснованной и логичной, если бы имела соответствующее обоснование мотивов ранних форм игры. В целом, со мнением Льва Семёновича я могла бы согласиться, но если теория должна быть строго единой для детей всех возрастов и взрослых, то эта теория становится несостоятельной.

Зи́гмунд Фрейд

Фрейдистская, адлеровская

По мнению Фрейда, в игре проявляется неполноценность бегущего от жизни субъекта, не сумевшего совладать с ней. Игра проявляется как выражение недостаточности и неполноценности, но не развития.

Игра в этой теории не рассматривается как фактор развития или как подготовка к жизни или как творческую активность. Игра категорически становится способом бегства от жизни, проявлением того, что из жизни вытеснено или есть в недостаточном количестве.

Решительно не могу согласиться с мнением Фрейда по поводу возникновения игр, как компенсацию «непрожитой жизни». Будто дети и взрослые играют только исключительно исходя из чувства собственной неполноценности. Зачастую игры вторят тому, что происходит в жизни. А также, зачастую, игры – это тот опыт, который невозможно перенести в собственную жизнь, не от «бегства» играющего от жизни, а от нереальности этого самого процесса.

Карл Гросс

«Теория инстинктивности»

Гросс считал игру как подготовку к жизни и связывает её с развитием и рассматривает смысл игры в интересах будущего. Объясняется это так, что в основе игры лежат инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. Гросс акцентирует особое внимание на то, что в процессе игры ребёнок задействует те силы, к которым человек обращается во время серьёзной деятельности.

Гросс раскрывает только биологический фактор игры, сводя их до уровня инстинктов. Не рассматривается источник, мотивы и причины игры, внимание обращено только на пользу и смысл.

А в этом разрезе теория становится антиисторичной.

Теория интересна, но будто бы не закончена. Будто автор, когда нал писать эту теорию, отошёл куда-то и кто-то забрал «черновик» и назвал это готовой работой.

Да, рассмотрение на игры на биологическом уровне представляется интересным. Но разве ребёнок играет только в интересах будущего для своего роста и развития? Почему не указаны мотивы для начала игры, отсутствуют источники формирования конкретных игр?

Всё вышеперечисленное делает теорию несостоятельной, лишь потому, что в ней недостаточно широты обзора и информации.

Л. Шаллером, М. Лацарусом, Х. Штейнталем

Теория “активного отдыха”,

В теории раскрывается значение игры, как возможность активного отдыха от работы и рутины.

Пассивного отдыха, такого как сон, недостаточно. Отдых должен приносить разрядку не только на психофизическом уровне, но и на психоэмоциональном, что должно быть реализовано только через соответствующую активность.

Понятие игры в данной теории не охватывает единовременно игру как детей, так и взрослых. Так как функции игры у людей различных возрастов могут быть различны.

Теория использования игры как возможность активного отдыха на психоэмоциональном уровне интересна. Согласна, что очень часто именно для этого многие используют игры. Однако, скорее многие взрослые, а также дети школьного возраста и старше. Если же брать детей дошкольного и раннего возраста, то рассмотрение игры как формы активного отдыха как основной деятельности – попросту некомпетентно. Теории не хватает широты взглядов и объективности.

Грэнвилл Стэнли Холл

«Теория рекапитуляции»

Игра есть механизм, с помощью которого ребёнок переходит на новую стадию развития.

Согласно этой теории, игра представляет собой бессознательное воспоминание прошлого. Однако не собственного, а рода. Следовательно, игра превращается из продукта фантазии в мнемический процесс, а это уже расходится с общепринятым мнением, что природа игры имеет фантазиеподобный характер.

Если рассматривать как аксиому, что природа игры имеет фантазиеподобный характер, но никаким образом не получается так, что игра начинает представлять собой бессознательное воспоминание прошлого рода. Теория парадоксальна до абсурда и не имеет под собой ни логической цепочки, ни здравого смысла, ни чёткой закономерности.

Герберт Спенсер

«Теория компенсаторности»

Спенсер рассматривает игру, как возможность выхода излишней нерастраченной энергии. Согласно этой теории, игра рассматривается как способ избавления от нереализованной энергии, а источником игры является избыток сил, неизрасходованной в жизни и труде.

Теория Спенсера, берёт в рассмотрение только ребенка. Наличие неизрасходованных сил не объясняет, почему именно в игру эти силы были направленны, а не в любую другую деятельность. Так же не стоит забывать, что играет и утомлённый человек, переходя к игре как к активному отдыху.

Эта теория имеет смысл быть, если рассматривается как фактор, как «одна из» причин, как что-то индивидуальное и относящееся к конкретному случаю и человеку. Можно ли сказать, что эта теория должна стать правилом для возникновения игр людей всех возрастов? Нет.

Даже имея всю растраченную энергию, или имея её в небольшом количестве, люди обращаются к играм за возможность эти силы компенсировать. А так же зачастую они могут обращаться к играм никак не связывая это с количеством растраченных или накопленных сил.

Карл Людвиг Бюлер

Теория функционального удовольствия

Согласно теории Бюлера, основной мотив игры – это получение удовольствия непосредственно от процесса игры, вне зависимости от её результата.


Теория рассматривает лишь функциональное отправление организма в игре, игнорируя при этом подлинные мотивы игры, которые отражаются в той или иной эффективной окраске.



Эта теория, как и многие другие, имеет односторонний характер. В ней говорится только об удовольствии во время процесса игры. Иные мотивы не рассматриваются. Не рассматривается и причина выбора определённого типа игр. Теория неполноценна.




Анализируя игровую деятельность детей, нужно не только ограничиваться перечнем игр, в которые он играет, а искать сам смыл игровой деятельности для ребёнка. Смысл, мотивы и польза от игровой деятельности – многосторонние. Выбор определённой игры и роли в ней может раскрыть внутреннее самоощущение ребёнка и его отношение к миру. Игра, действительно, может помочь ребёнку «прорепетировать» жизненные ситуации и быть более подготовленным при встрече с ними в «реальной жизни», как предполагал Гросс. Так же игры, действительно, могут указывать на недостаток чего-либо в повседневной жизни, как указывал Фрейд. Согласиться с каждой из вышеперечисленных теорий я не могу, так как все они кажутся недоработанными и односторонними. Возможно, истина кроется в определённом сочетании всех этих теорий, в их различиях и многообразии.