ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
211 Бони
Тема маленького человека в РЛ XIX в.
Автор, название произведения | Психологическая характеристика героя | Способы создания характера (портрет, интерьер, говорящее имя, речь и т.д.) | Отношения героя с миром (Кто виноват в страданиях героя?) | Отношение автора к герою (жалость, сочувствие, сострадание и т.д.) | Новизна трактовки темы |
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» | Доброжелательный, доверчивый, мирный, услужливый, не требователен и не тщеславен, как все люди его профессии: “смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”.скромный, слабовольный, общительный, заботливый, жалостливый, мягкий, нерешительный, способный идти на компромисс. Также, Самсон Вырин любил выпивать. | Речь героя и действия по отношению к другим; Интерьер (скромно обставленное жилище, но чистое и опрятное; С бегством Дуни оно меняется, вызывая ощущение ветхости, заброшенности | Жизнь Вырина была скучной, однообразной. Для Самсона Вырина была важна только дочь, без нее не было смысла жизни. Он не смог справиться с тем, что дочь бросила его и начал пить от горя. Только после смерти Вырина Дуня приехала к нему. В страданиях виновата дочь Дуня, придав и уехав в столицу, и забыв про родного отца. | Автор сочувствует Самсону Вырину, жалеет его, изображая его горе после потери любимой дочери, которая после смерти жены была смыслом его жизни. Он не верит в возможность другого счастья, как для себя, так и для своей дочери. С одной стороны автору его жаль, а с другой, если бы Дуня сказала отцу о своем намерение уехать, он точно не отпустил бы ее, считая, что другой судьбы, кроме как бедной дочери маленького человека у нее быть не может. | Все люди интересны и индивидуальны и даже в жизни маленького человека может произойти множество событий, которые смогут изменить его внутренний мир и мировоззрение. Окружающие не заботятся о чувствах людей с низшими чинами, считая их глупыми и слабыми. Поэтому можно сделать вывод, что автор выступает против социального неравенства. Новизна в том, что раскрывается семейных взаимоотношений. |
Н.В. Гоголь «Шинель» | Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, беден, одинок. Ничем не примечателен внешне - небольшого роста, старше 50 лет, на вид немножко подслеповат, с лысиной на лбу и морщинами на щеках: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват…» Скромный, тихий, бедный, неприметный Не имеет больших целей в жизни, ему комфортно заниматься одним и тем же делом, не пытаясь изменить свою жизнь. | Портрет героя гиперболизирован – любовь к работе, нежелание изменить жизнь, образ, действия, мечтания о новой шинели. Образ дополняет и жилье – съемные квартиры. Также яркой характеристикой является и имя героя – Акакий, что в дальнейшем и отразилось на его судьбе. | Главный герой тихий и неприметный. Терпит всё что преподносит судьба, не просит повышения на работе, не настаивает на поисках шинели. Терпеливо относится к насмешкам сослуживцев. Со своим скудным и бедным словарным запасом слов, часто не заканчивал предложения и забывал, что хотел сказать. Его вполне всё устраивало. | Автор испытывает уважение к трудолюбию героя, но в тоже время испытывает жалость. Герой мог улучшить условия своей жизни, но не стал делать этого, так как его устраивала работа (переписывание документов) он даже брал работу на дом. | Конфликт «маленького человека» с миром вызывается тем, что у него отнимают единственное достояние - шинель. |
Ф.М. Достоевский «Бедные люди» | Макар Девушкин. Герои эпистолярной связи. Скромный, тихий, добросердечный. Его жизнь скучна и однообразна, в ней не происходит ничего примечательного. Это типичный «маленький человек», который боится окружающего мира, не может разговаривать с людьми и предпочитает проводить время наедине со своими фантазиями и мечтаниями. Он скромный и благоразумный человек. | Не смотря на то, что герою всего 47 лет, он называет себя стариком с седыми волосами и лысиной. В письмах к Варваре называет себя незлобливым и с добрым сердцем (овечье сердце). Также речь героя – использует необычную лексику (уменьшительно ласкательные слова) | Окружение Макара испытывает жалость к нему. Хотя сам герой испытывает радость от общения с Варварой, даже подумывает жениться на ней, но из-за своей бедноты, быстро теряет интерес к данному вопросу. После смерти Варвары, Макар впадает в тоску и отчаяние. По итогу просто закрывается от всего мира. | Автор написал повесть в форме писем, поэтому может показаться, что он не испытывает никаких чувств к герою. Но все же симпатия автора к Макару есть. Добр к героям и даже горд за девушку ( отказала богатому чиновнику, а тот в свою очередь распустил грязные сплетни и слухи о Варе) Присутствует и некая жалость, за дальнейшее будущее героя. Автор так же не в восторге от Макара, потому что он не решительный и зависит от мнения окружающих его людей. | Главная мысль романа «Бедные люди» заключается в том, что и в жестокой жизни нужно найти в себе силы любить искренно и беззаветно. Это чувство возвышает над враждебной действительностью даже маленького человека. |
Рассказы А.П. Чехова |
Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто: "...Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно теплом пальто на вате..." Беликов держит свои мысли футляре. У него "футлярные", узкие Соображения. Герой чрезмерно осторожный мнительный человек. Этим он угнетает окружающих. 2) Смерть чиновника Иван Дмитриевич Червяков является экзекутором — мелким чиновником. Он любезен, воспитан, но замкнут и нерешителен. Червяков человек мнительный, озабоченный своими мелкими переживаниями и не умеющий своевременно с ними справляться. (Ну. случилась с ним непредвиденная неприятность- смачно чихнув в театре, он обрызгал слюной лысину впереди сидящего статского генерала Бризжалова, так ведь сразу же и извинился перед ним). 3) Тоска Иона описывается в рассказе в качестве немолодого мужчины, отличающегося худосочным телом и изорванной старой одежонкой. Он бедный крестьянин. Характерными чертами героя произведения являются его беззлобность, доброта и безобидность. Он является забитым, покорным и робким человеком, неспособным дать отпор хамству и пренебрежению со стороны других людей. | Внешний образ: зонтик, калоши, ватное пальто, тёмные очки и уши, закрытые воротником, фуфайки. Крылатая фраза: как бы чего не вышло. Говорящие фамилии: Червяков, Брызжалов. Действия - пять раз Извинялся перед генералом. Внешний вид: старые вещи, шапка, на которую указывают другие герои. | Герой далеко не глуп, работает учителем, преподаёт греческий язык. Действительность пугала его и раздражала, держала его в постоянной тревоге. Этим он оправдывал свою робкую натуру и жил прошлым. Боялся отступить от правил, боялся осуждения со стороны. Даже жениться боялся, потому что это ответственность. Червяков боится даже тех, от кого он не зависит по службе (так, генерал в театре является "чужим" начальником, то есть не руководит Червяковым) Главный герой потерял сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера. Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли. | Автора не поддерживает такое поведение героя. Автор был рад, что Беликов закончил своё существование: « Признаюсь хоронить таких людей, как Беликов это большое удовольствие.. » Автор в названии произведения подчеркнул, что перед нами только чиновник, а не что-то большее, поэтому у него нет конкретного отношения, больше ироничное. У автора главный герой вызывает искреннее сочувствие. Писатель рассказывает о Ионе, который становятся жертвой судьбы, но не теряет при этом человеческое лицо. | Если приглядеться и осмотреться по сторонам. То в каждом человеке можно разглядеть своего Беликова. «Человек в футляре» и общество не хотят понимать и принимать друг друга. Смерть из-за собственных никому не нужных переживаний. Конфликт Червякова с генералом Бризжаловым это конфликт персонажа с собой. Смысл его поступков непонятен и необъясним морально “здоровой” личности. Новизна – конфликт персонажа с собой. Раскрывается тема одиночества и беспомощности «маленького человека» перед лицом остального мира. В этом и заключается новизна. |