Файл: Реферат по дисциплине Логистика Сущность и значение реверсивной логистики Ф. И. О студента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Кафедра экономики предпринимательской деятельности и логистики

РЕФЕРАТ
По дисциплине «Логистика»

Сущность и значение реверсивной логистики


Ф.И.О студента:

Направление:

Направленность (профиль)

Номер группы

Номер зачетной книжки:

Дата регистрации кафедрой

Проверил канд. эк. наук, доц.

Новосибирск 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

  1. Понятие и значение реверсивной логистики 4

  2. Причины возникновения и классификация возвратных потоков 6

  3. Практическое применение реверсивной логистики 8

Заключение 11

Список использованных источников 12

ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время в связи с увеличением физической массы и расширением ассортимента реализуемых товаров, повышением их сложности, информированностью потребителей, ростом благосостояния населения все большую актуальность приобретает реверсивная логистика, в рамках которой выявляются причины по возникновению возвратных товаропотоков вследствие продажи некачественных товаров, а также недостатков в логистической цепи товародвижения от производителя к потребителю и по другим причинам.

Реверсивная логистика включает распределение отходов, создание соответствующих товарных и информационных потоков, движущихся в обратном направлении по сравнению с обычным. Речь идет о возврате продукции (товаров),
когда они доставлены покупателю и в них обнаруживается дефект, предполагающий их отправку обратно.

Цель работы: изучить теоретические составляющие реверсивной логистики

Задачи работы:

  • рассмотрение понятия реверсивной логистики и ее значения в цепях поставок;

  • представить классификацию реверсивной логистики;

  • показать на практическом примере важность применения реверсивной логистики.



  1. Понятие и значение реверсивной логистики



Реверсивная логистика - сравнительно новое направление традиционной логистики, связанное с управлением потоками товаров и ресурсов, которые движутся от потребителя к производителю (обратный поток), тогда как традиционная логистика рассматривает движение материальных потоков и сопутствующей им информации от точки происхождения до точки потребления (прямой поток) с целью удовлетворения потребительского спроса.

Термин «реверсивная логистика» появился в 90-е гг. ХХ в., до этого времени комплексная задача по управлению возвратными потоками продукции предприятий не ставилась и не решалась, не было сформировано системы управления возвратами товаров, не определены были цели реверсивной логистики отдельного предприятия, стратегические задачи в вопросе управления возвратной продукцией.

Нужно отметить, что реверсивная логистика играет ключевую роль в формировании замкнутых цепей поставок в соответствии с требованиями циркулярной экономики и является основным фактором, способствующим распространению и внедрению подходов циркулярной экономики во всех сферах жизнедеятельности человека.
Проведённые исследования показывают, что более 97% компаний, следующих в своей деятельности принципам устойчивого развития в целом и циркулярной экономики в частности, признают, что логистика играет решающую роль в реализации успешной и устойчивой стратегии формирования замкнутых циклов

Реверсивная логистика стимулирует циркулярный поток товаров, связывает рынки первичных и вторичных ресурсов между собой и обеспечивает прозрачность в цепях поставок, независимо от их сложности. В связи с этим логистические компании, особенно при наличии у них соответствующей инфраструктуры и опыта в области реверсивной логистики, можно рассматривать в качестве своеобразных драйверов роста циркулярной экономики.

Анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что вопросам сущности и содержания реверсивной логистики в последнее время уделяется значительное внимание, однако единства используемой терминологии пока достичь не удалось. В зависимости от перевода каждый автор сам определяет область научных знаний, к которым применяется данное понятие.

В рамках этого подраздела рассматриваются следующие виды обратного движения:

  • изъятие продукта в случае, если он, уже попавший к потребителю, оказался настолько дефектным, что его необходимо собрать и вернуть. Дефектация продукции может быть осуществлена всеми участниками логистического канала. Причем чем раньше этап выявления, тем дешевле процедуры по устранению проблемы;

  • возврат для распределения, то есть возврат товаров, не соответствующих по количеству условиям договора или поставленных ошибочно, а также не проданных в срок товаров или не пользующихся спросом и устаревших при наличии договоренностей с производителями или дистрибьюторами;

  • рециклинг (вторичное использование отходов).


Отечественные авторы трактуют это понятие более подробно и считают, что «реверсивная логистика - это процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков, возвращающихся из сферы обращения и потребления в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях восстановления их стоимости».

2. Причины возникновения и классификация реверсивной логистики
Выделяют несколько причин:

    1. Неудовлетворенность потребителей. По законодательству потребители в течение ограниченного периода могут возвращать приобретенные товары, если они не удовлетворяют их требованиям

    2. Проблемы при использовании или установке. Если возникают трудности при установке или использовании продукта, потребитель воспринимает это как брак, хотя эти проблемы объясняются трудностью или сложностью процедур установки, а также нечеткими инструкциями.

    3. Гарантийные обязательства и брак. Бракованные либо переставшие работать в период гарантийного срока товары могут возвращаться производителям или ретейлерам для их замены или ремонта.

    4. Проблемы, связанные с доставкой (поставкой) продукции. Если поставка осуществлена не в полном объеме или с нарушением комплектности, не в установленный договором срок, товары полностью или частично могут быть возвращены производителю или посреднику

    5. Возврат непроданной продукции. Производители часто предоставляют дистрибьюторам (посредникам) и ретейлерам возможность возврата непроданных запасов (товаров). Продукция может возвращаться в соответствии с положениями законодательства.

    6. Окончание жизненного цикла (срока годности) или замена продукции. Имеет место, если необходимо произвести замену продукции, изъять негодные или устаревшие товары. Эти товары возвращаются производителю на условиях договоренности между ним и ретейлером или дистрибьютором либо в соответствии с законодательством.

    7. Отзыв продукции производителем. Может происходить при выявлении ошибок при производстве продукции. На практике это приводит к ее масштабному отзыву для устранения этих неисправностей или утилизации.

    8. Интернет торговля. Продажа через интернет имеет самый высокий процент возврата продукции потребителям.

    9. Возврат оборотной тары: контейнеры, емкости, паллеты.


Классификация возвратных потоков. Ее проводят по различным признакам.

По типу возвраты подразделяют на две большие группы: непосредственно товары и элементы упаковки.

По источнику происхождения различают возвраты от конечных пользователей или от партнеров по цепи поставок.

Некоторые зарубежные авторы предлагают деление реверсивной потоков на потребительские возвраты, маркетинговые возвраты (возвраты рынка), возвраты активов, отзывы продуктов, возвраты, связанные с защитой окружающей среды.

Ряд отечественных авторов классифицирует возвратные потоки на потоки из сферы производства (обращения) и потоки из сферы потребления. Потоки из сферы потребления в данном случае включают в себя потребительские возвраты, а также возврат оборотной тары и упаковки.

Исходя из классификаций возвратных потоков, используются основные методы управления потоками, т.е. процессы, которым подвергается возвратный товар: восстановление, использование или утилизации.

3. Практическое применение реверсивной логистики



Прямая логистика начинается с производства продукции, и заканчивается ее доставкой конечному потребителю, чаще всего – через большое количество третьих лиц/посредников. На этом многие компании и ограничиваются, не беря во внимание возможности обратной логистики. И напрасно, потому что при правильной организации она способна напрямую влиять на доход компании.

Так, недавние опросы показали, что 92% покупателей из сферы e-commerce отдадут предпочтение тем интернет-магазинам, которые способны организовать быстрый и простой возврат товаров. Один раз выполнив возврат, продавец надолго привязывает к себе клиента, который с этого момента будет делать заказы только у него, не обращая внимания на предложения конкурентов. Эта схема сработает в 8-9 случаях из 10,