Файл: Методическое пособие Этнокласс возвращение к истокам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Боровская детская школа искусств «Фантазия» Тюменского муниципального района
Методическое пособие
«Этнокласс: возвращение к истокам»
для преподавателей, реализующих краткосрочные программы по народному творчеству и фольклору
(Конспекты занятий)
Составитель:
Седельникова К.В.,
преподаватель народного пения
МАУ ДО Боровская ДШИ «Фантазия»
п.Боровский-2021
Занятие 1.
Вводное занятие
«Русская народная культура: быт, традиции и обычаи»
Здравствуйте дети! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Поудобнее располагайтесь – Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Скажите, ребята, как называется страна, в которой мы живем? Россия- Родина…
- Родина – это русские леса, поля, моря и реки – Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка – Родина – это место, где стоит наш дом, школа. – Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем. Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка. Наша страна – Россия – очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки (Хлопают в ладоши).
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку
-Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда). Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?
-В гостях хорошо, а дома лучше.
-Не красна изба углами, а красна изба пирогами.
-Без хозяина дом – сирота.
-Домом жить – обо всём тужить.
-В родном доме и каша гуще.
Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление.
(Показ слайда).
-А как вы думаете, как люди одевались на праздники? -Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны -Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.
Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.
Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами. Ведущий: Послушайте сказку о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан – господин, а на другом краю той же деревни – Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку – забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть – то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. А как вы думаете, где хранилась одежда.
( Дети отвечают – в сундуке)
Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть?
Тогда проведем с вами пальчиковую гимнастику.
Приготовили ручки
На сундуке висит замок Кто бы мне его открыть помог
Пальцы мы соединили (замочек из ладошек)
Постучали, покрутили (постучать, покрутить)
Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть)
-Вот наш замочек и открылся.
Давайте откроем сундук и посмотрим ,что лежит там. (Ложки)
Шумовой оркестр.
У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. Е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.
(Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины?
В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда).
А еще у русского народна есть много народных праздников!
Посмотрите на слайды, и назовите те праздники, которые вы знаете.
Игра «Веселый бубен» (ты катись веселый бубен прямо по рукам, у кого веселый бубен тот скороговорку скажет нам).
1. Баран буян залез в бурьян.
2. Петр Петру пек пироги.
3. Шесть мышат в камышах шуршат.
4. У ежа и елки иголки колки.
5. У четырех у черепашек по четыре черепашонка.
6. У осы не усы, не усищи а усики.
7. Проворонила ворона вороненка.
8. У гусыни усов не ищи, не сыщешь.
9. На возу лоза, а у воза коза.
10. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Сказка – шумелка «Трусливый заяц»
Жил-был в лесу заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! | Шуршим пакетом |
Испугался заяц и бежать. | быстро встряхиваем кастаньеты |
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! | стучим ложками |
Бросился заяц бежать. | быстро встряхиваем кастаньеты |
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! | шлёпаем руками по ногам |
Побежал заяц из леса к речке. | быстро встряхиваем кастаньеты |
А на берегу речки лягушки сидели. | проводим палочкой по рубелю |
Увидели они зайца и прыг в воду. | проводим палочкой по металлофону |
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и смело поскакал обратно в лес. | медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем барабан |
Занятие 2
Можно и наши посиделки начинать. А что же такое посиделки? А это когда люди в избу одну собирались да веселились: песни пели, плясали, игры затевали, сказки сказывали, мудрены загадки разгадывали. А вы, ребята умеете загадки разгадывать?
А загадывать? Кто загадку знает, кто ее нам загадает?
Ребята загадывают загадки и отгадывают их.
Ах, какие молодцы, ребята!
А теперь мои мудреные загадки попробуйте разгадать.
Сначала попроще загадаю. Отгадать не сложно. Отгадки будем хором говорить.
Читая детям стихотворение Е. Каргановой с окончаниями-рифмовками:
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
Давайте, ребята все вместе ножками потопаем. Хорошо, молодцы!
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ручки).
А теперь все ребятки ручками похлопаем.
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ушки).
Покажем, где у нас ушки.
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (зубки).
Улыбнемся пошире, чтоб все увидели наши зубки!
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки).
Покажем, где у наших деток глазки.
С простыми загадками вы, добры молодцы да красны девицы справились. А теперь загадаю вам посложнее. Эти загадки хоть и мудрены, а отгадки на них просты. То, о чем моя первая загадка в каждой избе было, без нее изба не изба. Ну-ка отгадайте:
Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают- глотает. (Печь)
Стучат, стучат. Не велят скучать. Идут, идут, Да все время тут. (Часы)
Два брюшка, четыре ушка. Набита пухом, кладут под ухо. (подушка)
Штучка -одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. (иголка и нитка)
Белое, а не снег. Сладкое да не мед. От рогатых берут- малым детушкам дают. (молоко)
Правильно, молоко! Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
Последняя загадка была у нас про молоко. А какие кушанья можно из молока сделать? Кто скажет? (Творог, масло, сметану…)
А еще на молоке варят кашу. И мы сейчас с вами тоже будем кашу варить. Вернее, не варить, а помогать сороке. Знаете, такую детскую забаву? Ну-ка приготовили ладошки.
(пальцем левой руки совершаем круговые движения по ладоне правой)
- Сорока-белобока, где была?
- Далеко. Кашку варила, деток кормила
(загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого)
Этому дала, он воду носил. (большой палец)
Этому дала, он дрова рубил (указательный)
Этому дала, он печку топил (средний)
Этому дала, он кашу варил(безымянный)
(обхватываем большим и указательным пальцами левой руки мизинец правой и встряхиваем его)
А этому не дала: он воды не носил, дров не рубил,
Печку не топил, кашу не варил!
Ребята, а почему не дала сорока каши мизинчику?
Правильно она поступила?
Что надо ему сделать чтобы в следующий раз каша ему досталась?
Игра-потешка про сороку-белобоку – для ребятишек маленьких. А ребята постарше, чтоб показать свою ловкость играли вот в какую игру. Называлась она Малечина — калечина
Это старинная игра. Нужно было поставить на пальчик или на ладошку поставить палочку-лучинку и сказать: «Малечина-калечина» сколько часов до вечера? Раз, два …десять.» Кто дольше всех палочку удержит тот и выиграл. У нас лучинок нет, но есть вот такие палочки с султанчиками.
Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать?
Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?
Слушаю ответы детей.
Хорошие считалки. А я вот какую считалку знаю:
Для игры нужен длинный шнур или атласная лента. На нее одевается колечко или несколько колечек. Это могут быть и не маленькие ювелирные кольца, а что-то покрупней – например, гайки. Все дети, кроме ведущего, берутся за ленту. Водящий встает в центр получившегося круга и закрывает глаза. Ребята начинают быстро передавать колечки, двигая их по ленте. Как только водящий говорит: «Я иду искать» тот, к кому кольцо оказалось ближе, прячет его в кулак. Задача водящего – угадать, кто спрятал колечко. Для этого он указывает на чью-нибудь руку и просит разжать кулак. Если угадал, то меняется местами и игроком, если нет – снова закрывает глаза и водит.
Игру повторяем несколько раз.
Дети стоят в кругу.
А теперь поиграем в такую игру. Называется она «Молчанка».
Я скажу:
Первенчики, червончики.