Файл: Методическое пособие Этнокласс возвращение к истокам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Боровская детская школа искусств «Фантазия» Тюменского муниципального района

Методическое пособие

«Этнокласс: возвращение к истокам»

для преподавателей, реализующих краткосрочные программы по народному творчеству и фольклору

(Конспекты занятий)

Составитель:

Седельникова К.В.,

преподаватель народного пения

МАУ ДО Боровская ДШИ «Фантазия»

п.Боровский-2021
Занятие 1.

Вводное занятие

«Русская народная культура: быт, традиции и обычаи»

Здравствуйте дети! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Поудобнее располагайтесь – Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Скажите, ребята, как называется страна, в которой мы живем? Россия- Родина…

- Родина – это русские леса, поля, моря и реки – Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка – Родина – это место, где стоит наш дом, школа. – Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем. Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка. Наша страна – Россия – очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки (Хлопают в ладоши).
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку

 -Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда). Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

-Без хозяина дом – сирота.

-Домом жить – обо всём тужить.

-В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление. 
(Показ слайда).

-А как вы думаете, как люди одевались на праздники? -Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны -Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

 Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

 Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами. Ведущий: Послушайте сказку о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

 Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан – господин, а на другом краю той же деревни – Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку – забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть – то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой. А как вы думаете, где хранилась одежда.

( Дети отвечают – в сундуке)

Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть?

Тогда проведем с вами пальчиковую гимнастику.

Приготовили ручки

На сундуке висит замок Кто бы мне его открыть помог

Пальцы мы соединили (замочек из ладошек)

Постучали, покрутили (постучать, покрутить)

Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть)

-Вот наш замочек и открылся.

Давайте откроем сундук и посмотрим ,что лежит там. (Ложки)

Шумовой оркестр.

У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. Е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. 
(Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины?

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда).

А еще у русского народна есть много народных праздников!

Посмотрите на слайды, и назовите те праздники, которые вы знаете.

Игра «Веселый бубен» (ты катись веселый бубен прямо по рукам, у кого веселый бубен тот скороговорку скажет нам).
1. Баран буян залез в бурьян.
2. Петр Петру пек пироги.
3. Шесть мышат в камышах шуршат.
4. У ежа и елки иголки колки.
5. У четырех у черепашек по четыре черепашонка.

6. У осы не усы, не усищи а усики.
7. Проворонила ворона вороненка.
8. У гусыни усов не ищи, не сыщешь.
9. На возу лоза, а у воза коза.
10. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Сказка – шумелка «Трусливый заяц»


Жил-был в лесу заяц-трусишка. 
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!


Шуршим пакетом


Испугался заяц и бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!


стучим ложками 


Бросился заяц бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!


шлёпаем руками по ногам


Побежал заяц из леса к речке.


быстро встряхиваем кастаньеты


А на берегу речки лягушки сидели.


проводим палочкой по рубелю 


Увидели они зайца и прыг в воду.


проводим палочкой по металлофону 


Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и смело поскакал обратно в лес. 


медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем барабан 



Занятие 2

Можно и наши посиделки начинать. А что же такое посиделки? А это когда люди в избу одну собирались да веселились: песни пели, плясали, игры затевали, сказки сказывали, мудрены загадки разгадывали. А вы, ребята умеете загадки разгадывать?

А загадывать? Кто загадку знает, кто ее нам загадает?

Ребята загадывают загадки и отгадывают их.

Ах, какие молодцы, ребята!

А теперь мои мудреные загадки попробуйте разгадать.

Сначала попроще загадаю. Отгадать не сложно. Отгадки будем хором говорить.

Читая детям стихотворение Е. Каргановой с окончаниями-рифмовками:

Оля   весело бежит

К речке по дорожке.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ножки).

Давайте, ребята все вместе ножками потопаем. Хорошо, молодцы!

Оля   ягодки   берет

По две, по   три   штучки.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ручки).

А теперь все ребятки ручками похлопаем.

Оля слушает в лесу,

Как   кричат   кукушки.

А для этого нужны

Нашей   Оле   …   (ушки).

Покажем, где у нас ушки.

Оля ядрышки   грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (зубки).

Улыбнемся пошире, чтоб все увидели наши зубки!

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (глазки).

Покажем, где у наших деток глазки.
С простыми загадками вы, добры молодцы да красны девицы справились. А теперь загадаю вам посложнее. Эти загадки хоть и мудрены, а отгадки на них просты. То, о чем моя первая загадка в каждой избе было, без нее изба не изба. Ну-ка отгадайте:

Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают- глотает. (Печь)
Стучат, стучат. Не велят скучать. Идут, идут, Да все время тут. (Часы)

Два брюшка, четыре ушка. Набита пухом, кладут под ухо. (подушка)

Штучка -одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. (иголка и нитка)

Белое, а не снег. Сладкое да не мед. От рогатых берут- малым детушкам дают. (молоко)
Правильно, молоко! Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

Последняя загадка была у нас про молоко. А какие кушанья можно из молока сделать? Кто скажет? (Творог, масло, сметану…)

А еще на молоке варят кашу. И мы сейчас с вами тоже будем кашу варить. Вернее, не варить, а помогать сороке. Знаете, такую детскую забаву? Ну-ка приготовили ладошки.


(пальцем левой руки совершаем круговые движения по ладоне правой)

- Сорока-белобока, где была?

- Далеко. Кашку варила, деток кормила

(загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого)

Этому дала, он воду носил. (большой палец)

Этому дала, он дрова рубил (указательный)

Этому дала, он печку топил (средний)

Этому дала, он кашу варил(безымянный)

(обхватываем большим и указательным пальцами левой руки мизинец правой и встряхиваем его)

А этому не дала: он воды не носил, дров не рубил,

Печку не топил, кашу не варил!
Ребята, а почему не дала сорока каши мизинчику?

Правильно она поступила?

Что надо ему сделать чтобы в следующий раз каша ему досталась?

 Игра-потешка про сороку-белобоку – для ребятишек маленьких. А ребята постарше, чтоб показать свою ловкость играли вот в какую игру. Называлась она Малечина — калечина

Это старинная игра. Нужно было поставить на пальчик или на ладошку поставить палочку-лучинку и сказать: «Малечина-калечина» сколько часов до вечера? Раз, два …десять.» Кто дольше всех палочку удержит тот и выиграл. У нас лучинок нет, но есть вот такие палочки с султанчиками.

Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать?

Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?

Слушаю ответы детей.

Хорошие считалки. А я вот какую считалку знаю:

Для игры нужен длинный шнур или атласная лента. На нее одевается колечко или несколько колечек. Это могут быть и не маленькие ювелирные кольца, а что-то покрупней – например, гайки. Все дети, кроме ведущего, берутся за ленту. Водящий встает в центр получившегося круга и закрывает глаза. Ребята начинают быстро передавать колечки, двигая их по ленте. Как только водящий говорит: «Я иду искать» тот, к кому кольцо оказалось ближе, прячет его в кулак. Задача водящего – угадать, кто спрятал колечко. Для этого он указывает на чью-нибудь руку и просит разжать кулак. Если угадал, то меняется местами и игроком, если нет – снова закрывает глаза и водит.

Игру повторяем несколько раз.

Дети стоят в кругу.

А теперь поиграем в такую игру. Называется она «Молчанка».

Я скажу:

Первенчики, червончики.