Файл: Методическое пособие Этнокласс возвращение к истокам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Зазвенели бубенчики.

 По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

 Медок, сахарок. Молчок!

После слова «Молчок!» все должны замолчать. Я буду старается вас рассмешить. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он должен платить штраф. Должен спеть сплясать или стих нам рассказать. Все приготовились?

Провожу игру 2-3 раза.

А теперь наоборот молчать не надо. Игра называется гососянка. Я скажу слова:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того укусит оса-а-а-а-а-а!

И нужно как можно громче и, главное дольше тянуть последний звук. Попробуем?

Провожу игру 2- 3 раза на разные звуки:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того съедят комары-ы-ы-ы!

 Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того посадим в лужу-у-у-у!

Хорошо, ребята голосите, громко!
Заклички и приговоры. Конспект занятия по малым формам детского фольклора

После проведения игры все возвращаются на свои места, рассаживаются.

Но чтобы урожай получить на славу, чтоб уродился и горох, и репка, и петрушка, и морковь, и пшеница для пирога и пшено для каши, нужно было не только ухаживать за полем и огородом. Еще нужна хорошая погода. Чтоб дождичек вовремя и солнышко вовремя.

Наши предки пытались приманить, закликать дождик и солнышко. Так появились стихи-заклички. Давайте и мы с вами попробуем. Вот, смотрите, у нас светит солнышко (на декорации прикреплено изображение солнечного диска). А пора огород поливать. Давайте позовем дождик. Для дождика была, например, такая закличка:

Падай, дождь,

На бабкину рожь,

На дедову пшеницу,

На сестрин лен,

Поливай ведром!

А вот еще закличка для дождика:

Дождик, дождик пуще лей,

На меня и на друзей.

Давайте выучим с вами эту закличку разучим и позовем дождик. Разучиваем с ребятами закличку.

Молодцы, хорошо получается. А еще раньше, чтобы закликать дождик свистели вот в такие свистульки. (показываю свистульки, демонстрирую, как они свистят).

Даю трем детям свистульки, с остальными хором «закликаем» дождик. Меняю декорацию солнца на тучку с дождем.

Читаю стихотворение А.Н. Майкова:

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем…

- Полноте, дети, его мы сберем,


Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Вот, ребята, у нас и получилось с вами закликать дождик. Он полил все растения: и цветы и травку и деревья. А теперь нам опять хочется солнышка, чтоб побегать, поиграть, порезвиться! Давайте позовем солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Вместе с детьми разучиваем закличку и «зовем» солнышко. Меняю декорацию тучи на солнышко.

Солнышко выглянуло, и, смотрите, кто появился. (показываю детям божью коровку). Кто это ребята? Правильно, это божья коровка. Раньше верили, что она может долететь до неба и передать Богу просьбу. Вот и говорили:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Давайте попробуем тоже попробуем загадать желания и попросить у божьей коровки, чтобы они исполнились. Загадывайте про себя желания. А теперь давайте все хором скажем:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Хором с ребятами повторяем приговор про божью коровку.

Надеюсь, божья коровка исполнит все ваши желания. А теперь поговорим о веселых стихах-шутках.

Поддевки. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Назывались такие стихи поддевки. Ими старались поддеть, обхитрить своего товарища. Но делали это весело, незлобно, и никто не обижался. Вот, например, какая поддевка.

Обращаюсь к одному из детей:

- Скажи: лук.

- Лук.

- По лбу стук!

Обращаюсь к другому:

- Скажи: оса.

- Оса.

- Хвать тебя за волоса!

Прошу третьего:

- Скажи: муха.

- Муха.

- Хвать тебя за ухо!

Вот такие вот стишки-шутки, словесные игры.

 Обобщающая беседа. Конспект занятия по малым формам детского фольклора.

Что ж, ребята, время незаметно пролетело. Пора нам в обратный путь. Пора прощаться. Понравились вам русские игры, стишки, заклички?

Помните, какую считалочку мы с вами выучили?

А, чтобы «вызвать» дождик и солнышко какие стишки мы с вами читали? Как они называются?

А в какие игры поиграли?

Молодцы, ребята, все запомнили!

А теперь, давайте на прощанье, еще в одну веселую игру поиграем.

Провожу заключительную подвижную русскую игру. Обычно, это была игра «Золотые ворота».

Занятие 3
I ЧАСТЬ  ВВОДНАЯ.

Игровая ситуация эмоциональный настрой:

В круг широкий -  вижу я, встали все мои друзья,


Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три

А  потом пойдем налево - раз, два, три

В центре куга соберемся - раз, два, три

И на место все вернемся - раз, два, три

Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем.

II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ.

Показываю сюрпризную коробочку.

--- Дети сегодня по дороге к вам я нашла вот такую красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? ( ответы детей)

Хотите посмотреть? Женя открой коробочку. Достает  записку.

«Поспешишь - людей насмешишь».

Ребята, что это такое? (пословица).

--А  что это означает, как вы думаете? Ответы детей

- Сейчас поиграем,  кто больше назовет пословиц.

Игра «Кто больше назовет пословиц»

- Ребята  пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные)

Достают следующую записку.

«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (ВЕСНОЙ)

 Почему  весна? (ответы детей).

Что это я прочитала? ( загадка).

Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:

«Зеленая,  но не огурчик

Прыгает, но не кузнечик»  (лягушка).

Докажите, почему лягушка?

--Чем загадка отличается от пословицы?

Сейчас разделитесь на три подгруппы ( по предметным  картинкам)

Сочините  свои загадки по картинкам .( далее каждая компания загадывает свои загадки друг другу .Дается  одна  минута).

---Дети, кто  сочиняет загадки? Да тоже народ, но есть  загадки, которые пишут писатели.

Читаю  следующую записку.

«Раз, два, три, четыре, пять —начинаем мы играть

К  нам сорока прилетела и тебе водить велела».

А  это что?  (считалка)

Как вы догадались, что это считалка?  Для чего нужны считалки?

Чем отличается считалка от загадки?  Да, ребята, считалка—это короткий  стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.

Произносим считалку, сопровождая  хлопками.

-«Шли бараны по дороге, промочили в луже  ноги».

Поиграем  в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Маша, выберет считалкой  ведущего.

Кто  сочинил считалки, пословицы, загадки? (народ)

Да, это устное народное творчество называется одним словом - фольклор.

Повтори,  Егор, Настя. Жанна, Дима и т. д.  Повторим все вместе. Еще к устному народному творчеству относятся ---рус. нар. Песни, потешки, заклички, прибаутки, рус. нар. игры.

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

-Как называется одним словом устное народное творчество?

--О каких  малых формах фольклора мы сегодня говорили?


- Как вы думаете, в нашей жизни нам нужны загадки, пословицы, поговорки? В каких случаях мы их говорим? Молодцы ребята!

СКОРОГОВОРКИ

Игра «Веселый бубен» (ты катись веселый бубен прямо по рукам, у кого веселый бубен тот скороговорку скажет нам).
1. Баран буян залез в бурьян.
2. Петр Петру пек пироги.
3. Шесть мышат в камышах шуршат.
4. У ежа и елки иголки колки.
5. У четырех у черепашек по четыре черепашонка.

6. У осы не усы, не усищи а усики.
7. Проворонила ворона вороненка.
8. У гусыни усов не ищи, не сыщешь.
9. На возу лоза, а у воза коза.
10. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

СЧИТАЛКИ

«Раз, два, три, четыре, пять —начинаем мы играть

К  нам сорока прилетела и тебе водить велела».

А  это что?  (считалка)

Как вы догадались, что это считалка?  Для чего нужны считалки?

Чем отличается считалка от загадки?  Да, ребята, считалка—это короткий  стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.

Произносим считалку, сопровождая  хлопками.
ЗАГАДКИ

Оля   весело бежит

К речке по дорожке.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ножки).

Давайте, ребята все вместе ножками потопаем. Хорошо, молодцы!

Оля   ягодки   берет

По две, по   три   штучки.

А для   этого   нужны

Нашей   Оле   …   (ручки).

А теперь все ребятки ручками похлопаем.

Оля слушает в лесу,

Как   кричат   кукушки.

А для этого нужны

Нашей   Оле   …   (ушки).

Покажем, где у нас ушки.

Оля ядрышки   грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (зубки).

Улыбнемся пошире, чтоб все увидели наши зубки!

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле   …   (глазки).

Покажем, где у наших деток глазки.
С простыми загадками вы, добры молодцы да красны девицы справились. А теперь загадаю вам посложнее. Эти загадки хоть и мудрены, а отгадки на них просты. То, о чем моя первая загадка в каждой избе было, без нее изба не изба. Ну-ка отгадайте:

Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают- глотает. (Печь)
Стучат, стучат. Не велят скучать. Идут, идут, Да все время тут. (Часы)

Два брюшка, четыре ушка. Набита пухом, кладут под ухо. (подушка)

Штучка -одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. (иголка и нитка)


Белое, а не снег. Сладкое да не мед. От рогатых берут- малым детушкам дают. (молоко)
Правильно, молоко! Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

Последняя загадка была у нас про молоко. А какие кушанья можно из молока сделать? Кто скажет? (Творог, масло, сметану…)

ПОТЕШКИ

А еще на молоке варят кашу. И мы сейчас с вами тоже будем кашу варить. Вернее, не варить, а помогать сороке. Знаете, такую детскую забаву? Ну-ка приготовили ладошки.

(пальцем левой руки совершаем круговые движения по ладоне правой)

- Сорока-белобока, где была?

- Далеко. Кашку варила, деток кормила

(загибаем пальцы на правой руке, начиная с большого)

Этому дала, он воду носил. (большой палец)

Этому дала, он дрова рубил (указательный)

Этому дала, он печку топил (средний)

Этому дала, он кашу варил(безымянный)

(обхватываем большим и указательным пальцами левой руки мизинец правой и встряхиваем его)

А этому не дала: он воды не носил, дров не рубил,

Печку не топил, кашу не варил!
Ребята, а почему не дала сорока каши мизинчику?

Правильно она поступила?

Что надо ему сделать чтобы в следующий раз каша ему досталась?

 Игра-потешка про сороку-белобоку – для ребятишек маленьких. А ребята постарше, чтоб показать свою ловкость играли вот в какую игру. Называлась она Малечина — калечина

ИГРЫ

Это старинная игра. Нужно было поставить на пальчик или на ладошку поставить палочку-лучинку и сказать: «Малечина-калечина» сколько часов до вечера? Раз, два …десять.» Кто дольше всех палочку удержит тот и выиграл. У нас лучинок нет, но есть вот такие палочки с султанчиками.

Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать?

Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?

Слушаю ответы детей.

Для игры нужен длинный шнур или атласная лента. На нее одевается колечко или несколько колечек. Это могут быть и не маленькие ювелирные кольца, а что-то покрупней – например, гайки. Все дети, кроме ведущего, берутся за ленту. Водящий встает в центр получившегося круга и закрывает глаза. Ребята начинают быстро передавать колечки, двигая их по ленте. Как только водящий говорит: «Я иду искать» тот, к кому кольцо оказалось ближе, прячет его в кулак. Задача водящего – угадать, кто спрятал колечко. Для этого он указывает на чью-нибудь руку и просит разжать кулак. Если угадал, то меняется местами и игроком, если нет – снова закрывает глаза и водит.