Файл: Курсовая работа Студентки 3 группы, 1 курса Института частного права очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7)Иерархичность построения. Иерархические отношения прослеживаются во внутренней форме права. Субординационные отношения присущи системе права: лежащие в ее основании нормативно-регулятивные средства объединяются в правовые субинституты и институты, те — в подотрасли и отрасли права, которые, в свою очередь, составляют саму систему права, причем каждый нижестоящий уровень системы права находится в отношениях подчинения относительно вышестоящих. При этом на каждом уровне возникает новое качество, отсутствующее у подуровней, образующих данный уровень.1

8)Обеспеченность принудительной силой государства. Нормы права в известном смысле обеспечиваются силой государственного принуждения с помощью специальных мер. К таковым можно отнести меры юридической ответственности, предусмотренные за нарушение рассматриваемых норм, меры пресечения подобных нарушений и меры защиты. Для поддержания и соблюдения правовых норм создаются специальные государственные органы – суд, прокуратура, полиция (милиция) и т. п.

9)Особенность содержания – предоставительно-обязывающий характер. В норме права всегда содержится указание на права и обязанности участников регулируемых отношений. В отличие от других регуляторов общественных отношений (например, обычаев, морали) нормы права устанавливают права и обязанности, гарантируемые государственной властью. Каждому праву корреспондирует обязанность и, наоборот, каждой обязанности соответствует чьё-либо право. Предоставительно-обязывающий характер норм права означает незыблемое положение, состоящее в том, что нет обязанностей без прав и нет прав без чьих-либо обязанностей. (наш учебник)

10)Системность. Она проявляется в их внутреннем, структурном, построении, во внешнем взаимодействии и взаимообусловленности норм различных институтов и отраслей права, а также в специализации норм, выполняющих функции связывающих средств в правовой системе общества. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное или внутренне разделенное на специфические группы норм.

11)Государственно-властный характер. Во-первых, основной источник их формирования – государственная власть, а не общественное мнение, привычки, традиции, желания коллектива, как это имеет место при возникновении норм морали, обычаев и корпоративных норм.
1 Важнейший признак правовых норм в государственно-организованном обществе – их государственно-властный характер, который присущ и нормам, принятым на референдумах. Изданные соответствующими органами государственной власти или ими санкционированные, закрепленные в нормативных правовых актах, нормы права приобретают черты общеобязательности и защищенности. Государственная воля, аккумулирующая волю народа или его большинства, отражаясь в нормах права, принятых в установленном порядке, делает их легальными и легитимными.

Атрибутивно-связывающее значение данного признака можно увидеть в каждом из основных свойств правовых норм. Например, если государственная власть характеризуется как безнравственная, то и нормы права будут безнравственными, а в лучшем случае лишь закамуфлированными под общечеловеческие стандарты. Или: если права и обязанности не направлены на справедливое обеспечение интересов человека, то, значит, нормы не имеют нравственно-гуманистического содержания.2

    1. Функции норм права.

Основываясь на признаках правовых норм, перечисленных мною выше, можно выделить ряд основных функций, которые указанные нормы выполняют, как то:

1)Социально-гуманистическая функция. Нормы права позволяют сглаживать и разрешать конфликты, возникающие в обществе, а также бороться с социальной несправедливостью

2)Идеологическая функция. Поскольку нормы права исходят от государства, они транслируют государственную волю, а равно и идеологические представления о том, как должно функционировать общество.

3)Организующая функция. Нормы права создают систему, в рамках которой происходит функционирование и взаимодействие социальных институтов. Эта функция также проявляется в оформлении и закреплении фундаментальных социально‑политических, экономических и духовно‑культурных институтов общества.

4)Регулятивная функция. Можно справедливо утверждать, что предписания норм права определяют то, какое поведение является должным для каждого участника общественных отношений.

5)Охранительная функция. Правовые нормы провозглашают и защищают права каждого участника общественных отношений.

1.4 Структура нормы права.

Под структурой нормы права подразумевается её внутреннее строение, включающее в себя несколько взаимосвязанных элементов. Данное свойство правовых норм было упомянуто мною ранее в качестве одного из признаков указанных норм – микросистемности. Элементы правовой нормы составляют её логическую структуру. Самым распространённым является выделение таких элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.


Гипотеза – структурный элемент, содержащий в себе описание обстоятельств, фактов, условий, при которых правовая норма может быть реализована. Эта структурная единица также определяет тех субъектов, которым она адресована. Как правило, гипотезу конкретной нормы можно определить как простую, сложную или альтернативную, отталкиваясь от типа её строения. В простой гипотезе указывается одно условие, единственное возможное обстоятельство, при котором норма может быть применена. Сложной называется гипотеза, содержащая в себе два или более обстоятельств одновременно. Альтернативная же гипотеза связывает действие нормы с одним из перечисленных в ней условий.

Диспозиция – следующий элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов, указанных в гипотезе, в случае наличия указанных в ней обстоятельств. Она закрепляет права и обязанности субъектов, таким образом, являясь основным регулирующим элементом правовой нормы, её ядром. В отношении данного элемента можно привести несколько распространённых в юридической науке классификаций. Во-первых, по способу описания (изложения) диспозиция может быть простой или сложной (описательной). В первом случае она не раскрывает вариант поведения подробно, не детализирует его. Такая диспозиция характерна для норм, описывающих предельно ясное деяние (поведение). Сложная, или описательная, диспозиция характеризуется детальным описанием, подробным разъяснением правомерного или противоправного поведения. Следующая классификация имеет характер, степень определённости, конкретности диспозиции своим основанием. Так, диспозиция может быть полностью определённой, т. е. заключающей в себе императивную норму, конкретное предписание. Такая диспозиция является наиболее характерной для норм публичного права. Второй вид – относительно определённая диспозиция. Таковая включает в себя диспозитивную норму, предоставляющую субъектам возможность в рамках действующего права проявлять свою собственную инициативу. Такая диспозиция наиболее характерна для норм частного права. Наконец, в основании третьей классификации лежит состав диспозиции. По данному основанию диспозиции, как и гипотезы, делятся на простые, сложные и альтернативные. Аналогичным образом простая диспозиция содержит одно правило поведения, сложная – два и более, альтернативная – предлагает несколько вариантов поведения, любому из которых может следовать субъект права.


Следующим элементом нормы права выступает санкция. С точки зрения права, санкция содержит в себе указание на неблагоприятные последствия, наступающие по отношению к субъекту в случае нарушения им правил, указанных в диспозиции. Стоит отметить, что с точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (наказание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение. Более того, некоторые учёные-правоведы разделяют данную точку зрения, связывая понятие позитивных санкций с существованием поощрительных правовых норм. Так, В. В. Волкова отмечает, что особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.1 Существует ряд классификаций, раскрывающих различные виды данной структурной единицы. Во-первых, по степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые и относительно определённые. В первом случае речь идёт о чёткой, единственной, конкретной мере воздействия на правонарушителя. Во втором – о допущении использования любой меры воздействия в установленных рамках. Следующая классификация имеет своим основанием объём, который санкция в себе содержит. Так, простые санкции содержат одно неблагоприятное последствие, альтернативные содержат указание на несколько возможных мер, предоставляя суду возможность самостоятельно выбрать одну из них, и, наконец, так называемые кумулятивные санкции содержат в себе указание на одновременное использование дополнительной меры наказания наряду с основной. По характеру реакции государства (по характеру последствий для субъектов) можно также разделить санкции на карательные (например, арест, штраф, конфискация имущества), имеющие негативную окраску, и правовосстановительные (например, восстановление на работе или признание права на имущество), имеющие позитивный характер в отношении тех, на кого она направлена.

Стоит отметить, что в современной юридической науке вопрос о структуре нормы права до сих пор является дискуссионным. Ряд учёных сходятся во мнении, что санкция вовсе не является обязательным структурным элементом правовой нормы. Так, по мнению А. Ф. Черданцева, каждой норме права для того, чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, совсем не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию.
1

Глава 2. Классификации норм права.

Любая классификация представляет собой разделение объёма некоего понятия на части по определённому основанию. Данный способ систематизации знаний присущ многим наукам, в том числе, юридической. Классификация норм права, во-первых, даёт возможность определить положение каждой отдельно взятой нормы в общей системе правового регулирования, а значит, более точно её истолковать, а во-вторых, помогает совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов, определяя роль каждой разновидности правовых норм в упорядочении общественных отношений.

Классификация норм права в современной юридической науке производится по большому перечню оснований. В первую очередь стоит упомянуть деление указанных норм на материальные и процессуальные по специфике правового регулирования. К материальным относятся нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, устанавливающие права и обязанности их субъектов. Процессуальные нормы, в свою очередь, устанавливают правила реализации материальных норм. Для данных норм также характерен процедурный характер, заключающийся в определении целесообразного порядка осуществления правоприменительной, правотворческой, контрольной и иной властно-государственной деятельности.

Следующим основанием классификации правовых норм выступает метод их регулирования. По данному критерию нормы разделяются на императивные, диспозитивные, рекомендательные и поощрительные. Императивные нормы характеризуются наличием чёткой, категоричной формы выражения, не подлежащей изменению со стороны её адресатов. Как уже отмечалось мною ранее, предписания такого типа наиболее характерны для норм публичного права. Диспозитивные нормы, напротив, больше присущи частному праву, а их особенностью является предоставление субъектам возможности самостоятельно договориться о своих правах и обязанностях в рамках, установленных законом. Диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность и возможность соглашения сторон. Таким нормам присуща формула "если иное не установлено договором". Рекомендательные нормы заключают в себе правила поведения, являющиеся для государства и общества наиболее благоприятными, но не являющиеся обязательными для исполнения адресатами нормы. Наконец, отличительной особенностью поощрительных