Файл: Педагогическая риторика как наука Педагогическая риторикаЦель изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формированию у них взглядов, идей, суждений, вкусов, имеющих общекультурную ценность.
При этом необходимо принимать во внимание еще одно обстоятельство.
Обязательным условием востребованности риторического знания является его прикладной характер. Теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Знания, получаемые в курсе риторики во многом
(но не во всем) носят так называемый инструментальный характер (знания о способах деятельности), что обеспечивает формирование коммуникативно- речевых умений, коммуникативной компетентности говорящих и пишущих.
Таким образом, курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя – формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает:

овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно- речевых ситуациях;

овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями; – осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно- речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;

овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;

познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.
Педагогическое общение – это многофункциональная система. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное педагогическое общение

такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Вопросы для самопроверки:
1. Что является предметом риторики?
2. Назовите синонимы понятия «риторика».
3. Каковы этапы подготовки к публичному выступлению?
4. Кого считают родоначальником риторики?
5. С какими науками связана риторика?
6. Для чего нужны риторические навыки?
7. Назовите слагаемые риторического мастерства.


8. Кто был главным теоретиком и практиком ораторского искусства
Древнего Рима?
9. Кто такие софисты?
10. Что является предметом педагогической риторики?
11. Что такое педагогический такт?
12.
Что предполагает педагогическое общение?