ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СРС №2: Историография. Основные литературоведческие школы. Литературоведческие школы, направления. Известные литературоведы и их теории.

Выполнила: Аманжолова К.Р.ИЛ 3 курс после колледжа)

Историография — это наука о путях развития литературы и литературоведения, например, ученый, занимающийся темой «маленького человека» в литературе XIX века должен выяснить, какие писатели разрабатывали ее, в каком направлении и как меняется этот сквозной образ в истории литературы. С другой стороны, исследователь обязан установить: кто ввел этот термин в обиход, кем была поставлена научная проблема в литературоведении, где и когда она обсуждалась, какое разъяснение получила у различных исследователей.

  1. Культурно-историческая. Вторая половина 19 в. – Ипполит Тэн - перенос в исследование литературных явлений метода естественных наук. Формула, охватывающая в единое целое хаос индивидуальных и неповторимых явлений культуры. Идея о зависимости изменений в искусстве от изменения общественных потребностей, быта, нравов и представлений. Искусство - органическая составная часть общественного целого. Своеобразие в тот или иной исторический период, в рамках той или иной национальной традиции определяется социальными факторами: раса как совокупность врожденных и передаваемых по наследству склонностей, связанных с особенностями темперамента и телесной конституции; среда обитания, включающая в себя географическое местоположение страны, нравственные представления ее народа, быт и форму политического устройства; исторический момент как определенный этап существования данной культуры во времени. Основное требование к исследователю - литературоведу - объективность и точность выводов. Против субъективистской концепции в литературоведении. Главная цель ученого-эстетика - понять природу искусства, творчество писателя, не творя суд над ним. Искусство - одна из форм познания действительности. Художник специфическими средствами раскрывает сущность изображаемого, отбрасывая все случайное, затемняющее характерные черты предмета изображения. Против копирования жизни, за художественное обобщение. В произведении характер личности выступает более определенно, чем в реальной жизни. Эстетические идеалы уравнены в правах: «все они соответствуют одной из основных граней человеческой природы или одному из главнейших моментов человеческого развития. Счастье и скорбь, здравый ум и мистические грезы, высокие порывы мятежного духа и буйный разгул животного веселья — все великие грани жизни имеют цену. Искусство подводит итог тому, что дает история». Художник исследует, познает действительность, не борясь за определенные эстетические идеи. Сильная сторона теории - зависимость литературы от общества, историзм. Искусство обуславливается психикой людей, общественным положением. Конечная причина исторического развития - в идеях, общественной психологии, находящихся в кругу неразрешимых противоречий.

  2.  Мифологическая.Эпоха европейского романтизма. Мифология - источник национальной культуры для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора. Философская основа эстетика романтизма Ф.Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей. В конце 18-начале 19 вв. - рационалист Х.Г. Хейне, идеалист Г.Ф.Крейцер. Идеалистические тенденции в изучении мифов теоретически обобщил Шеллинг: миф - первообраз поэзии, из которой возникли философия и наука, мифология - первичный материал, «естественная религия». Ф. Шлегель: «Ядро, центр поэзии - в мифологии». Возрождение искусства - на основе мифотворчества. Братья В. и Я. Гримм - окончательное оформление школы - сочетание фольклористических идей с мифологизмом. Народная поэзия имеет «божественное происхождение»; из мифа в процессе эволюции возникли сказка, эпос, легенда; фольклор - бессознательное и безличное творчество коллективной народной души. Изучение фольклора методами сравнительного языкознания - возведение сходных явлений в фольклоре разных народов к общей древнейшей мифологии, к «прамифу» (аналогия с «праязыком»). Дальнейшее развитие в направлениях: «этимологическом» (лингвистическая реконструкция начального смысла мифа) и «аналогическом» (сравнение сходных по содержанию мифов). Приверженцы - А. Кун, В. Шварц. В. Манхардт, М. Мюллер, Дж. Кокс, А. Пикте, М. Бреаль, в России - А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер. Кун и Мюллер - воссоздание древнейшей мифологии, установление сходства имен мифологических образов индоевропейских народов, сведение содержание мифов к обожествлению явлений природы. Принципы лингвистического изучения мифологии - Ф.И. Буслаев: все жанры фольклора возникли в «эпический период» из мифа. А.А. Потебня: речь - «главное и первообразное орудие мифического мышления». В 20-м веке - «неомифологическая» теория, в основе - учение швейцарского психолога К. Юнга об «архетипах» - продуктах «безличного коллективного бессознательного» творчества первобытного человека, обладающих демонической или магической природой. Фольклорные образы, многие сюжеты и образы новой литературы - символически переосмысленные «архетипы» древнейших мифов. Мифология отождествляется с религией.


Мифологическая школа

• Влияние на методологию школы: романтизм

• Представители: братья Я. и В. Гримм, А. Кун в Германии; Дж. Кокс в Великобритании; М. Бреаль во Франции

• Предмет изучения: фольклор, народные обряды, мифы

  1. Социологическая натуральная (критического реализма). 1840-е гг. - В.Г. Белинский - концепция критического реализма. Оценка произведения на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, творчества писателя - в связи с историей литературы и общества. С точки зрения публицистической критики художественная литература - форма общественной борьбы. Социологический подход – оценка произведения с точки зрения его социальной идеологии, а не идейного замысла автора. Реализм «натуральной школы», важнейшая особенность - «истина», а не «ложь» изображения. Социальная направленность реализма - особенность и задача, протест против «искусства для искусства». «В наше время искусство и литература больше, чем когда-либо, сделались выражением общественных вопросов». Реализм демократичен, обращение не к идеальным, выдуманным героям — «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным, «низкого звания». Н. Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов - главная задача - суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника - изображенных им картин. Истолкование реалистического произведения по подлинной глубине его жизненного содержания. Идейно-литературная борьба с либеральными тенденциями «эстетической критики», отрывающей искусство и литературу от общественной жизни, и внесоциальным пониманием народности литературы в критике почвенников. Добролюбов - метод анализа - «реальная» критика: анализируя чужое произведение, критик переходит к анализу самой реальности. Интерес к социально-революционным идеям, а не к психологическому и философскому содержанию. «Реальный метод» выявляет степень правдивости, глубины и жизненности отражения действительности в произведении. «Самое главное - определить, стоит ли автор в уровень с теми естественными стремлениями, которые уже пробудились в народе или должны скоро пробудиться по требованию современного порядка дел». Для писателей не из революционно-демократического лагеря - ограничение требованием правдивого изображения жизни, даже не освещенного острой, четко выраженной идеей. «Главное дело в том, чтобы он был добросовестен и не искажал фактов жизни в пользу своих воззрений: тогда истинный смысл фактов сам собою выскажется в произведении, хотя, разумеется, и не с такою яркостью, как в том случае, когда художнической работе помогает сила отвлеченной мысли».

  2.  Интуитивная. Начало 20 в., Франция – А.Л. Бергсон. Культура немыслима вне свободного творчества личности; свобода - изначальное, подлинное состояние человека. Культура возникает на основе свободы и без нее невозможна, а для осознания и проявления свободы необходим определенный уровень культуры. Опасна неприспособленность личности к обществу, любые нарушения гармонии (крайние формы: самоизоляция, уединение человека, отрыв от общества, и автоматизм и косность общественной жизни). Основные инструменты приспособления человека к обществу: здравый смысл и смех. Идеал - целостный человек, следующий велениям здравого смысла; антипод - узкий специалист, чуждый всестороннему постижению жизни, равнодушный к классическому образованию как условию подлинной культуры. Культура - в контексте философии эволюции, в центре - понятие жизненного порыва, целостного органического процесса, охватывающего весь мир. Человек - неотъемлемая часть единого целого жизненного потока Вселенной, он неразрывно связан с реальностью, его задача - развивать и продолжать в бесконечность движение жизненного порыва, совершенствуя прежние формы культуры и создавая новые. Элитарная теория культуры: сохранение и развитие культуры дело избранных личностей, религиозных и моральных наставников человечества, образующих «открытое общество с динамической» моралью и религией, свободно следующее принципам любви и милосердия. Противостоят «закрытые общества», не прогрессирующие, опирающиеся на принцип национализма и лишенные свободы (нет стимула к развитию, подчинение круговороту сложившихся форм и институтов). Единственный реальный путь прогрессивного движения человечества — культуросозидающая деятельность в духе Христа, активная пропаганда ценностей религиозной морали, мистицизма и аскетизма. «Философия жизни» и интуитивизм. Доминирующая проблематика - творчество (работа «Смех») как объективный космический процесс, обусловленный мистическим «жизненным порывом». Действительность эстетична, она - произведение искусства, более богатое, чем шедевр величайшего художника: «Одна травинка не более похожа на другую, чем Рафаэль на Рембрандта». Развертывание разнообразных форм жизни, изменчивость мира - «творческая эволюция», инициируемая «жизненным порывом». 

  3. Духовно-историческая. В немецком литературоведении на рубеже 19-20 вв. - реакция на культурно-историческую школу и филологический позитивизм. На основе идей «философии жизни» Ницше и Дильтея («понимание», «постижение» - специфический метод гуманитарных наук в противоположность естественнонаучному «объяснению» — «природу мы объясняем, душевную жизнь постигаем»). Осуществляется путем «сопереживания», интуитивного проникновения в предмет и его интерпретации («герменевтики»). Жизнь - духовно-историческая реальность, наибольшая полнота - в художественном творчестве (особенно в литературе). Первостепенное значение при изучении произведения - проблемы воображения и «переживания» как единства субъекта (автора) и объекта (эпохи). Дильтей – «Построение исторического мира в науках о духе» – раскрытие «истории духа» (автономных и индивидуальных идей, настроений, образов, например, история «переживания» творчества Шекспира немецкими авторами разных эпох). Дильтей, Шпрангер - типология мировоззрений и личностей поэтов. Типы «жизни» - ценностно равноправные. Пример «совершеннейшей жизни», в которой всякий момент исполнен чувства самодовлеющей ценности - Гете. Монографическое исследование с упором на «сопереживаемую» целостность и неповторимость каждого автора – основной жанр исследования на широком культурном фоне, с углублением в биографию, в «дух эпохи», в философские основы миросозерцания писателя (второе название - культурно-философская школа). Расцвет - 20-е гг. 20 в. Два направления: «история стиля» (Гундольф, Штрих, Цизарж, Бертрам) и «история идеи» или «проблемно-историческое» (Унгер, Корф, Петерсон). Первое - поэзия как высшая форма действительности, тезис о символическом характере поэзии. Второе - выражение в литературе философских идей (трагизма, свободы, необходимости и т.д.) и отыскание мифологических корней. Ницше говорил о себе как об «артисте со склонностью к исторической науке». История духа - по-новому индивидуализирующая себя жизнь, движущая сила становления, всплывающая из «бессознательного», не исчерпывающая себя в рациональных процессах и целеполагании. Философия духа - идея жизни, обоготворяющая бессознательную творческую силу, презирающая всякую экономику и «человеческие массы», непреклонный и последовательный аристократизм. Дильтей – духовная жизнь как непрерывный и единый поток, который описывается и расчленяется, но не конструируется. Неуместно строго причинное рассмотрение: духовный поток влечет вперед темная основа бессознательного, таинственная иррациональность жизни и ее теологическая направленность. Решающее значение - искусство психологического толкования, чувствования, понимания, герменевтики.


6. Морфологическая формальная. Группа русских литературоведов и лингвистов в конце 1910-х гг. в Петербурге и Москве - на общих методологических основаниях. Литературоведение - наука мирового значения (пражская структурная лингвистика, тартуско-московская структурная поэтика, европейский структурализм в целом). Главный идейный вдохновитель - Виктор Шкловский. ОПОЯЗ - Общество изучения поэтического языка - Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, О. М. Брик, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов. МЛК - Московский лингвистический кружок - С. И. Бернштейн, П. Г. Богатырев, Г. О. Винокур, Б.И. Ярхо, В.М. Жирмунский, Р.О. Якобсон (создатель функциональной структурной лингвистики). Отмежевание от старого литературоведения, лозунг и смысл - спецификация литературоведения, изучение морфологии художественного текста. Нет априорного определения сущностей, важны различия их проявлений и осознание их связи. Поэтика - наука, изучающая явления литературы, а не ее «сущность». Мечта о создании специфической науки о литературе, связанной с примыкающими к литературе отраслями человеческих знаний. Задачи - спецификация научных вопросов, дифференциация историко-литературных проблем и освещение их в свете социологии. Построение теории сюжета, изучение новеллы и роман, стиховедение, применение математических методов, анализ ритма и синтаксиса, звуковых повторов, создание справочников стихотворных размеров, изучение пародий (интертекст), литературного быта, литературной эволюции, проблем биографии. Например, анализ Шкловским композиционной функции доктора Ватсона в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе: «Доктор Ватсон играет двоякую роль; во-первых, он рассказывает нам о Шерлоке Холмсе и должен передавать нам свое ожидание его решения, сам он не участвует в процессе мышления Шерлока, и тот лишь изредка делится с ним полурешениями. Во-вторых, Ватсон нужен как «постоянный дурак». Ватсон неправильно понимает значение улики и этим дает возможность Шерлоку Холмсу поправить его. Ватсон мотивировка ложной разгадки. Третья роль Ватсона состоит в том, что он ведет речь, подает реплики, т. е. как бы служит мальчиком, подающим Шерлоку Холмсу мяч для игры». Важное понятие – прием (программная статья Шкловского «Искусство как прием»). Б.В. Томашевский: «Каждое произведение сознательно разлагается на его составные части, в построении произведения различаются приемы подобного построения, то есть способы комбинирования словесного материала в словесные единства. Эти приемы являются прямым объектом поэтики». Наиболее яркий и знаменитый прием у Толстого - отстранение, умение увидеть вещь как бы в первый раз в жизни, не понимая ее сущности и назначения.


7. Психоаналитическая. Психиатр Зигмунд Фрейд - психоанализ как новый метод диагностики и психотерапии. Уникальное учение о человеке с множеством концепций разной степени достоверности. Развитие психоанализа - вторжение психоаналитических идей в разнообразные сферы знания. Опыты исследования художественных произведений методами психоанализа многочисленны. Школа психоаналитической литературной критики в 20-х гг. 20 в. Пример - сборник статей И.Д. Ермакова «Психоанализ литературы» (включает и цикл очерков о Достоевском). Артист Михаил Чехов называл Фрейда «одним из наставников своей молодости». Тенденция к завоеванию психоанализом поля гуманитарного знания - в начале 10-х годов. Практикующий русский психоаналитик Н.Е. Осипов: «Мы приходим к тому выводу, что практическая психиатрия есть не естественнонаучная, а культурно-научная дисциплина». Популярность после революции - Ленин: «теория Фрейда своего рода модная причуда». В 1921 году - Русское психоаналитическое общество: ученые, врачи, деятели литературы и искусства. А.П. Чехов: «За новыми формами литературы всегда следуют новые формы жизни». Специфика художественных произведений начала 20 в. - художественный текст провоцирует применение методов психоанализа. Психологическая неопределенность характеров, страх, экзистенциальный в своей основе, утрата определенной системы мотиваций интерпретируются как знак особой сложности человеческой натуры. Постижение внутреннего мира персонажей через образы и картины «видений», галлюцинаций, сновидений - проза В. Брюсова, А. Белого, Д. Мережковского, А. Ремизова, Ф. Сологуба и других символистов. Наличие неомифологического сознания – в 20 в. миф активно проникает в литературное творчество. Андрей Белый: «Плодотворное развитие европейской культуры началось с момента возвращения к язычеству» (фольклорно-языческие мотивы у Бальмонта, Ремизова, Городецкого). Переосмысления античного мифа Анненского, В.Иванова (миф О Дионисе), Сологуба (миф о Недотыкомке), Блока (миф о Прекрасной Даме), Брюсова. Поэтика мифа - возможность воссоздать реальность, противопоставленную повседневной. Критическое личное отношение исследователей к методам психоанализа литературного произведения (при «попадании под обаяние» этого метода, испытании «универсальной отмычки» к загадкам творчества). Ходасевич: «младенческие забавы русского литературного фрейдизма» выносили на поверхность довольно бурного литературного потока значительное количество мутной пены». «Нигде чудовищные натяжки психоанализа не бросаются в глаза так, как в русских работах по искусству», - Л.С. Выготский.


Первый способ фрейдистского подхода. И.Д. Ермаков, профессор, основатель Психоаналитического института, организатор Московского психоаналитического общества исследователей художественного творчества - книги, посвященные психоанализу русской литературы (Гоголь, Пушкин, Достоевский). Исследование отражений интимных переживаний автора, его личного бессознательного, инфантильных комплексов и психопатологий (в частности, построенный на отцеубийстве сюжет «Братьев Карамазовых» Достоевского, Ермаков объясняет интенсивным переживанием «Эдипова комплекса» автором). Второй способ - анализ поступков героев как реальных живых людей (мотивация поступков персонажей Гоголя «Страшной ночи», «Записок сумасшедшего», «Носа» интерпретируется как следствие психической патологии реальных пациентов, выявленной психоаналитиком - профессором Ермаковым). Но Гоголь и Достоевский, Чичиков и Карамазовы, ни к Ермакову, ни к Фрейду никаких эмоций не испытывали, что делает саму идею психоанализа художественного текста весьма уязвимой для критики. М.М. Бахтин - претензии к фрейдизму, в т.ч. – субъективизм: психоанализ принадлежит к числу течений, использующих объективный эксперимент, но «центр тяжести всего эксперимента лежит во внутреннем переживании испытуемого; на него и направлена установка эксперементирующего. Это внутреннее переживание и является предметом психологии». «Внутреннее переживание» героя произведения не равно аналогичным по описываемым симптомам переживаниям реального человека - весомый повод усомниться в достоверности результатов психоаналитического подхода.

  1. Психологическая. В Западной Европе и России в последнюю треть 19 в. - общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Главный предмет изучения - внутренняя, психологическая сторона творчества, душевная жизнь автора. Вундт:искусство «выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения». Художник творит для себя: воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он освобождается от них; само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения - из своеобразия личности художника, а различия между произведениями - различия переживаний и психологических типов (поэты выражения и воплощения, художники-наблюдатели и экспериментаторы). Историческое развитие искусства (литературы), его общественная обусловленность - на второй план. Не признается объективный характер художественного содержания: оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает («вкладывает») читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни