Файл: Лекции и практические занятия раздел работа в дипломном спектакле тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
-
Происхождение и этапы развития актерского искусства в
драматическом театре и кино. -
Двойственная природа актерской игры. Специфические особенности
актерского искусства. -
Основные направления в актерском искусстве. -
Актер в театре и кино. -
Школа психологического реализма. Реалистические традиции
актерского искусства. -
Гражданственность и нравственное начато в актерском искусстве. -
Система К.С. Станиславского как научное обоснование законов
актерского творчества. Принципы системы. -
Основные законы внутренней и внешней техники актера. Элементы
системы К.С. Станиславского. -
Учение К.С. Станиславского о действии как основном выразительном
средстве сценического искусства. Действие и чувство. Действие и
приспособление. -
Принцип внутренней и внешней техники актера – путь к овладению
системой, как метод работы над собой. -
Логика сценического действия. Единство физического и
психологического действия. -
Учение Вл.И. Немировича-Данченко о втором плане и внутреннем
монологе. -
Физическое самочувствие, сценическое самочувствие, творческое
самочувствие актера. -
Словесное действие – взаимодействие с партнером. -
Упражнения и этюды в профессиональной подготовке актера. -
Предлагаемые обстоятельства. Действие. Событие. Общая
характеристика и взаимосвязь. -
Конфликт и взаимодействие. -
Актер – носитель сценической атмосферы. Значение атмосферы в его творчестве.
-
Разнообразие этюдных заданий как путь развития действенного
мышления и навыков самостоятельной работы актера. -
Действенный анализ пьесы и роли. -
Событийный ряд и предлагаемые обстоятельства. -
«Зерно» пьесы и роли. -
Темпо-ритм в создании роли. -
Творческое взаимодействие актера и режиссера в работе над
спектаклем. -
Роль сыгранная и роль созданная. Подлинность, достоверность
существования актера на сцене. -
Домашняя работа актера над ролью. -
Характер и характерность. -
Актерский тренинг и его организация в процессе репетиций. -
В.И. Немирович-Данченко о «трех правдах» в спектакле. -
Работа режиссера с актером на сцене. -
Биография роли. Перспектива роли. -
Импровизация и импровизационное самочувствие. -
Пластическая выразительность актера и пластический образ. -
Слово в творчестве актера. -
Создание художественной целостности актерских образов и
спектакля. -
Актерский ансамбль в спектакле. -
Импровизация и сценический образ. -
Работа актера на зрителя: природа существования актера в различных
жанрах и режиссерско-постановочных стилях. -
Инновационные технологии в актерском искусстве. «Энергетический
мост», «Коридор роли», «Актерское лидерство». -
Особенности работы над ролью в период возобновления спектакля.
Гигиена роли. -
Творческое самочувствие актера в периоды «ввода» в спектакль и
перехода на различные сценические площадки. -
Актер – центральная фигура в спектакле, носитель эстетического
начала в жизни и на сцене. -
Сценическая этика актера -
Учение К.С.Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.
Действие как основной фактор творческого процесса. -
Словесное действие, видения, подтекст, зоны молчания. -
Учение Вл.И. Немировича-Данченко о втором плане и внутреннем
монологе. -
Сценическая выразительность актерского искусства. Зоны
сценичности. -
Значение метода действенного анализа и метода физических действий
в работе над ролью. -
Мировоззрение и мироощущение в актерском творчестве. -
Роль театра в духовном воспитании общества. -
Основные этапы и компоненты работы актера над ролью. -
Жанровые и стилистические особенности актерского существования. -
Проблема перевоплощения в сценический образ. -
Оценка фактов и событий. -
М.А.Чехов об искусстве актера. -
Сценическое общение. -
Основные элементы сценического действия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ НА ПЯТОМ КУРСЕ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||||||||||||||
| | В том числе (час) | | ||||||||||||||||
| | лекции | пракгич. | лаборат. | индивид. | | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||
Раздел 1. Работа в дипломном спектакле. | |||||||||||||||||||
Тема 78, 79. Художе-ственная целостность спектакля и актерский ансамбль. | 70 | 2 | 8 | 22 | 3 | 35 | |||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||||
Тема 80. Импровизация и сценический образ. | 16 | 1 | 2 | 4 | 1 | 8 | |||||||||||||
Раздел 2. Работа на зрителя. | |||||||||||||||||||
Тема 81. Взаимодействие со зрителем и природа существования актера в различных драматургических жанрах и режиссерско-постановочных спектаклях. | 40 | 1 | 8 | 10 | 1 | 20 | |||||||||||||
Тема 82. Инноваци-онные технологии в актер-ском искусстве: «Энерге-тический мост», «Актерское лидерство», «Коридор роли». | 6 | 1 | 2 | | | 3 | |||||||||||||
Тема 83, 84. Особенности работы над ролью в период возобновления спектакля, «ввода» и переноса спектакля на различные сценические площадки. | 44 | 2 | 10 | 6 | 4 | 22 | |||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||||
Тема 85. Актер - центральная фигура в спектакле, носитель эсте-тического начала в жизни и на сцене. | 6 | 1 | 2 | | | 3 | |||||||||||||
Раздел 3. Подготовка к государственному экзамену. Повторение теоретического материала. | |||||||||||||||||||
Тема 86. Сценическая этика актера. Тема 87. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии. | 6 12 | 1 1 | 2 2 | 2 | 1 | 3 6 | | ||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
| | | | | | |
Тема 88. Словесное действие, видения, подтекст, зоны молчания. | 20 | 1 | 4 | 4 | 1 | 10 |
Тема 89. Учение Вл.И. Немировича-Данченко о втором плане и внутреннем монологе. | 20 | 1 | 4 | 4 | 1 | 10 |
Тема 90, 91. Сцени-ческая выразительность актера. Жанровые и стилистические особенности актерского существования. | 44 | 2 | 12 | 8 | 2 | 22 |
Тема 92. Значение метода действенного анализа и метода физических действий в работе над ролью. | 16 | 1 | 4 | 2 | 1 | 8 |
Тема 93, 94. Основные этапы и компоненты работы актера над ролью. Перевоплощение в сценический образ. | 32 | 2 | 8 | 6 | 2 | 16 |
| | | | | | |
| | | | | | |
Всего: | 332 17 | 68 | 68 | 17 | 166 |
163
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Государственный экзамен.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рекомендуемая литература.
-
Акимов Н.П. Не только о театре. М.-Л.: Искусство, 1966. -
Акимов Н.П. О театре. М.-Л.: Искусство, 1962. -
Акимов Н.П. Театральное наследие: в 2-х т. М.: Искусство, 1978. -
Беседы Станиславского в студии Большого театра 1918-1922 гг., записанные К. Антаровой. -3-е изд., испр., доп. М.: Искусство, 1952. -
Блок В.Б. Система Станиславского и проблемы драматургии. М.: ВТО, 1963. -
Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. Т.5 4.2. М.: Искусство, 1965. -
Брук П. Пустое пространство сцены. М.: Искусство, 1977. -
Вахтангов Е.Б. Евгений Вахтангов: Сборник. М.: ВТО, 1984. -
Варпаховский Л.В. Наблюдения, анализ, опыт. М.: ВТО, 1978. -
Виноградова И.Н. Жизнь и творчество К .С Станиславского: Летопись в 4-х т. М.: ВТО, 1971-1976. -
Гете В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. -
Гилгуд Джон. На сцене и за кулисами: первые шаги на сцене. М.-Л..
Искусство, 1969. -
Гиппиус С.В. Место и значение тренинга в актерском воспитании. М.:
ВТО, 1968. -
Гоголь и театр. М.: Искусство, 1952. С. 371-373,386-387. -
Головащенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М.: Искусство,
1970. -
Голубовскнй Б.Г. Пластика в искусстве актера. М.: Искусство, 1986. -
Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия. Кн. 1: Поиски
выразительности. Книга 2: Выразительность в поиске. М.: Искусство,
1997. -
Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. М.: Искусство,
1964. -
Гончаров А. А. Режиссерские тетради. М.: В ТО, 1980. -
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Е.Б.Вахтангова. М.: Искусство,
1957. -
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М.:
Искусство, 1952. -
Горчаков Н.М. К.С.Станиславский о работе режиссера с актером. М.:
ВТО, 1958. -
Дидро Д. Парадокс об актере. М.: Искусство, 1971. -
Дикий А.Д. Избранное. М.: Искусство, 1976. -
Дикий А.Д. О режиссерском замысле / Мастерство режиссера. М.:
Искусство, 1956. -
Дикий А.Д. Статьи. Переписка. Воспоминания. М.: ВТО, 1967. -
Жуве Луи. Мысли о театре. М.: ВТО, 1960. -
Завадский Ю.А. Рождение спектакля. М.: ВТО, 1975. -
Завадский Ю.А. Об искусстве театра. М.: ВТО, 1965. -
Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М.: Искусство, 1975. -
Захава Б.Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М.: ВТО, 1982. -
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. 4-е изд., испр., доп. М.:
Просвещение, 1978. -
Захава Б.Е. Современники: Вахтангов, Мейерхольд. М.: Искусство,
1969. -
Золотницкий Д. Мейерхольд. Роман с советской властью. М., 1999. -
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство,
1972. -
Калашников ЮС. Театральная этика Станиславского. 2-е изд., нспр. и
доп. М.: ВТО, 1972. -
Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: ВТО, 1967. -
Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство,
1961. -
Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи.
Очерки. Портреты, М.: Искусство, 1971. -
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. -
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М.: ВТО, 1964. -
Кристи Г.В. Воспитание актера школы К.С.Станиславского. 2-е изд.
М.: Искусство, 1978. -
Ленский А.П. статьи. Письма. Записки. М.: Искусство, 1950. -
Лобанов А.М. Документы, статьи, воспоминания. М.: Искусство, 1980. -
Лорка Ф.Г. О театре. М.: Искусство, 1957. -
Марджанишвили К.А. Творческое наследие: В 2-х ч. Ч. 1. Тбилиси:
Заря Востока, 1968. -
Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Режиссура. Беседы: В 2-х ч. М.:
Искусство, 19682. -
Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. М.:
Просвещение, 1981. -
Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. М.: Правда, 1989. -
Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера: Хрестоматия:
Учебное пособие для высших и средних театральных заведений. 2-е
изд., доп. М.: Искусство, 1984. -
Немирович-Данченко Вл.И. Театральное наследие: в 2-х т. М.:
Искусство, 1952,1954. -
Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: система Станиславского в
действии. М.: ВТО, 1984. -
Островский А.Н. О театре. М.: Искусство, 1947. -
Охлопков Н.П. Художественный образ спектакля / Мастерство
режиссера: Сборник. М.: Искусство, 1956. -
Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы.
М.: Просвещение, 1982. -
Поламишев А.М. Событие - основа спектакля: автор и режиссер. М.: Сов. Россия, 1977. -
Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. М.: ВТО, 1972. -
Петров Н.В. Режиссер читает пьесу. М.: Искусство, 1962. -
Попов А.Д. Из режиссерских записей. М.: Искусство, 1967. -
Попов А.Д. Творческое наследие. Кн. 1, 2. М.: ВТО, 1979,1980. -
Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -
Пушкин и театр. М.: Искусство, 1953. С. 392-393. -
Ремез О.Я.Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля:
учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. -
Ремез О.Я.Мизансцена - язык режиссера. М.: Искусство, 1963. -
Рехельс М.Л. О режиссерской этике: Размышления, вопросы.
Воспоминания. М.: Искусство, 1968. -
Рехельс М.Л. Режиссер - автор спектакля: Этюды о режиссуре. Л.:
Искусство, 1969. -
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд М.: Наука, 1969. -
Рындин В.Ф. Художник и театр. М.: ВТО, 1956. -
Сахновский В.Г. Мысли о режиссуре. Л.-М.: Искусство, 1947. -
Сахновский В.Г. Режиссура и методика ее преподавания. М.:
Искусство, 1940. -
Станиславский КС. Записные книжки: В 2-х ч. М.: Искусство, 1972. -
Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.:
Просвещение, 1990. -
Станиславский КС. Режиссерские экземпляры: В 6 т. М.: Искусство, 1981-1986. -
Станиславский КС. Собр. соч. в 8 т. М.: Искусство, 1954-1959. -
Станиславский КС. Собр. соч. в 9 т. М.: Искусство, 1999-1990. -
Суджова И.И. От этюда к спектаклю. М.: Искусство, 1993. -
Сулимов А.В. начальный этап работы режиссера над пьесой. М.: ВТО,
1979. -
Таиров А.И. О театре: Записки режиссера, статьи. Беседы. Письма. М.:
ВТО, 1970. -
Товстоногов ГА. Беседы с коллегами. М.: СТД, 1988. -
Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2-х ч. Л.; Искусство, 1980. -
Товстоногов Г.А. Круг мыслей: М.: Искусство, 1980. -
Топорков В.Г. О технике актера. М.: ВТО, 1958. -
Топорков В.Г. Станиславский на репетиции. М. -Л: Искусство, 1950. -
Чехов М.А. Литературное наследие: В 2-х т. Т. 2. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1986. -
Шихматов Л.В. Сценические этюды. М.: Просвещение, 1971. -
Эфрос А.В. Продолжение театрального романа. М.: Искусство, 1985. -
Эфрос А.В. Профессия: режиссер. М.: Искусство, 1979. -
Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя. М.: Искусство, 1975. -
Юткевич С.И. Контрапункт режиссера. М.: Искусство, 1960. -
Юткевич С.И. Поэтика режиссуры. М.: Искусство, 1986.
Литература (дополнительная).
-
Агамирзян Р.Е. Время. Театр. Режиссер. Л.: Искусство, 1987. -
Антониони М. Антониони. М.: Радуга, 1986. -
Антониони М. Об Антаниони. - М., 1990. -
Антаниони М. Размышления об актере кино. - Искусство кино, 1962, №3. -
Аристотель Т.И. Об искусстве поэзии. М.: Худ. лит., 1957. -
Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М.: Наука, 1983. -
Белякова Н.В. Инновационные технологии актерского искусства.
Материалы международной конференции. Сб. статей. М., 2004. -
Белякова Н.В. Проблемы самостоятельной работы режиссера над
драматическим произведениями. Тамбов: ТГИК, 1988. -
Белякова Н.В. Развитие самостоятельности профессионального
мышления в процессе подготовки режиссера-педагога. Л., 2001. -
Бирман С. Судьбой дарованные встречи. - М., 1971.
-
Блок В.Б. Репетиции Лобанова М.: Искусство, 1962. -
Бояджиева Л.В. Рейгардт. Л.: Искусство, 1987.5. -
Владимиров СВ. Драма. Режиссер. Спектакль. Л.: Искусство, 1976. -
Владимирова З.В. М.О. Кнебель. М.: Искусство, 1991. -
Вопросы режиссуры: Сб. статей. М.: Искусство, 1954. -
Вопросы театра: Сб. статей. М.: СТД, 1987. -
Воспоминания о Вере Марецкой. - М., 1985. -
Воспоминания о Вере Марецкой. М.: Искусство, 1985. -
Гайдебуров и передвижной театр. М.: В ТО, 1977. -
Гиппиус С. Гимнастика чувств. - М., 1992. -
Гуревнч Л. Творчество актера. - М., 1927. -
Гурфункель Е.И. Смоктуновский. М.: Искусство, 1990. -
Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. М.: Искусство, 1962. -
Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М.: Искусство, 1958. -
ЕремееваТ.Б. В мире театра. -М., 1984. -
Ермолова М.Н. Письма. М.: Искусство, 1952. -
Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., 1992. -
Журнал «Московский собеседник». -
Журнал «Современная драматургия». -
Журнал «Тверской бульвар». -
Журнал «Тверской бульвар». -
Журнал «Театр». -
Журнал «Театральная жизнь». -
Звезды московской сцены. Академический театр им. Вл. Маяковского- -
Звезды нашего кино. М., 2002. -
Звезды петербургской сцены. М., 2003. -
Звезды столичной сцены. М.7 2002. -
Зверева Н.А. Сценическое общение как средство раскрытия характера / Сценическое общение. Труд актера. Вып. 22. М.: Сов. Россия, 1979. С. 38-55. -
Зверева Н.А. Характер и характерность / Работа над образом. Труд актера. Выл. 32. М.: Сов. Россия, 1985. -
Ильинский И.И. Сам о себе. М.: Искусство, 1961. -
Калмановский Е. Книга о театральном актере. - Л., 1984. -
Карпушкнн М.А. Работа режиссера над литературным
первоисточником и его воплощением на сцене: Учебное пособие.
Самара: Саратовский университет, самарский филиал, 1991. -
Качалов В.И. Сборник статей, воспоминаний, писем. М.: Искусство, 1954. -
Ковшов Н.А. Уроки М.Н. Кедрова. М.: Искусство, 1983. -
Козанов М. Фрагменты. М.: Искусство, 1989. -
Коклен-старший. Искусство актера. Л.-М.: Искусство, 1937. -
Корогодскнй З.Л. Режиссер и актер. М.: Сов. Россия, 1961. -
Краукер З. Природа фильма. - М., 1974.
-
Крылова Г. Сергей Юрский. - М., 1966 -
Крымова Н.А. Станиславский режиссер. М.: Искусство, 1967. -
Кугель НА. Театральные портреты. Л. -М.: Искусство, 1967. -
Макарьев Л.Ф. С утра до вечера в театре. М.: Искусство, 1930. -
Марсель-Марешаль Путь театра. М.: Радуга, 1982. -
Мастерство актера; Теория, практика. М.: ГИТИС, 1984. -
Мастерство режиссера: Первый курс. Сб. науч. трудов. М.: ГИТИС,
1982. -
Меерович И.М. Музыкальное оформление спектакля. М.: Искусство,
1985. -
Меркулович Д.Е. Жанр как средство раскрытия творческой
индивидуальности студента. Тамбов: ТФМГИК, 1988. -
Михайлова А.В. Образ спектакля / Художник, сцена. Экран. М.: Искусство, 1985. -
Михоэлс С.М. Статьи. Беседы. Речи. М.: Искусство, 1960. -
Мочалов П.С. Сборник статей. М.: Искусство, 1953. -
Мусский Н.А. Сто великих актеров. - М., 2002. -
Народные театры: Взгляд со стороны: Сб. статей. М.: Искусство, 1977. -
Нефедова Е.Г. Методика изучения режиссером пьесы. Тамбов: ТФ
МГИК, 1981. -
Нефедова Е.Г. Работа режиссера над постановочным планом. Уч. пособие. М.: МГИК, 1989. -
Нефедова Е.Г. Работа режиссера над пьесой и спектаклем. Тамбов: ТФ
МГИК, 1974. -
Нефедова Е.Г. Студийныепринципы и их роль в создании традиций
коллективов художественной самодеятельности. Тамбов: ТФ МГИК,
1988. -
Нефедова Е.Г. Творчество как фактор формирования личности.
Тамбов, 2000. -
Нижний В.А. На уроках режиссуры С.Эйзенштейна. М.: Искусство,
1958. -
Николай Мордвинов. Размышления о работе актера.- М., 2001. -
Новицкая Л.П. Тренинг и муштра М.: Сов. Россия, 1969. -
Панкова Н.Г. Сценические этюды по произведениям живописью - М., 1982. -
Пашенная В.Н. Записки актрисы. М.: ВТО, 1954. -
Проблемы театральной педагогики. Сб. лекций для студентов РТО, 1-4 курс - Тамбов, 1990. -
Проблемы театральной педагогики: сборник лекций для студентов I – V курсов режиссерско-театрального отделения. Тамбов: ТГИК, 1990. -
Пудовкин В. Избранные статьи. - М., 1955. -
Режиссерский театр от Б до Я. Разговоры на рубеже веков. - М., 2001. -
Режиссерский театр. М.: МХАТ, 1999. -
Режиссеры самодеятельных театральных коллективов: Межвузовский сб. науч. трудов. М.: МГИК, 1992. -
Рудницкий К Л. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. -
Рыбаков Ю.А. Комиссаржевская. Л.: Искусство, 1971. -
Сазонова В.А. Атмосфера как выразительное средство сценического
искусства. Тамбов: ТФ МГИК, 1988. -
Сазонова В.А. Атмосфера как выразительное средство сценического
искусства.- Тамбов, 1988. -
Сазонова В.А. Работа над этюдом на литературной основе. Тамбов: ТФ
МГИК, 1994. -
Сазонова В.А. Репертуар и его роль в воспитании гражданственности
студента-режиссера. Тамбов: ТФМГИК, 1977. -
Сазонова В.А. Театральная педагогика Ю.А.Завадского. Тамбов: ТГУ, 1995. -
Сазонова В.А. Театральная педагогика Ю.А.Завадского. Учебное пособие. - ТГУ, 1999. -
Сазонова В.А. Этюды на литературной основе. - Тамбов, 1994. -
Сахновский-Панкеев В. Соперничество-содружество. Театр и кино. - Л., 1979. -
Сац И. А. Музыка в спектакле. М.: Музыка, 1971. -
Стрелер Дж. Театр для людей. М.: Радуга, 1984. -
Театральные проблемы творческой и практической апробации педагогических воздействий: межвузовский сб. науч. трудов. Ч. 1. Тамбов, 1996. -
Туманишвили М.А. Режиссер уходит из театра. М.: Искусство, 1983. -
Турфункеев Е., Смоктуновский Н.- М., 1990. -
У истоков режиссуры: Очерки истории русской режиссуры конца XIX - начала XX вв. Л.: ЛГИК, 1976. -
Ульянов М. Работаю актером. М., 1989. -
Уругпадзе Н.В. Сандро Ахметели. М.: Искусство, 1990. -
Федерико Феллини.-М., 1968. -
Художники театра о своем творчестве: Сб. статей. М.: Сов. художник, 1973. -
Шифрин НА. Моя работа в театре. М.: Сов. художник, 1956. -
Шихматов Л .В. Сценические этюды. - М., 1971. -
Щепкин М.С. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1984. -
Эйзенштейн Н.С. Избранные произведения: В б т. Т. 4. М.: Искусство,1965. -
Эфрос А.В. Книга четвертая. М.: ПАНАС, 1993. -
Юрьев Ю.М. Записки. М.: Искусство, 1948. -
Яблочкина А.А. 75 лет в театре. М.: Искусство, 1960.