Файл: Лекции и практические занятия раздел работа в дипломном спектакле тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа.
Этюдная работа. Поиск основных черт характера, физических действий и приспособлений, определение темперамента. Образные ассоциации в связи с ролью.
РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НА ЗРИТЕЛЯ
Тема 81. Взаимодействие со зрителем и природа существования актера в различных драматургических жанрах и режиссерско-постановочных стилях.
-
Актер и внесценическнй объект – линии борьбы за зрителя.
-
Зрительское «соучастие» в спектакле как специфический компонент процесса театрального искусства.
-
Мастерство актера в воздействии на зрителя и «запрещенные» приемы ремесла. -
Характер «связей» со зрительным залом и природа существования
актера в данном жанре спектакля. -
Творческие принципы режиссуры, стилистические особенности,
степень условности постановочного решения и природа
взаимодействия актера со зрителем.
Самостоятельная работа.
Этюдная работа над ролью, поиск жанровых и стилистических особенностей, максимальная активизация актерской инициативы, условия игры.
Тема 82. Инновационные технологии в актерском искусстве: «энергетический мост», «актерское лидерство», «коридор роли».
-
М.А. Захаров о феномене актерской энергетики. -
«Энергетический мост» как особая информационная коммуникация между сценой и зрительным залом. -
Способы генерации актерской энергии. -
«Актерское лидерство», пути его влияния, значение в создании
художественного образа.
-
«Коридор роли» и «линия роли»; взаимосвязь понятий и сущность
новизны актерской технологии создания сценического образа в
непосредственном процессе зрительного восприятия. -
Значение инновационных технологий в рождении «живого театра».
Самостоятельная работа.
«Туалет актера», систематический тренинг актерской психотехники, духовная наполненность, волевая концентрация, запас жизненных впечатлений.
Тема 83, 84. Особенности работы над ролью в период возобновления спектакля, «ввода» и переноса спектакля на различные сценические площадки.
-
Значение «сверх-сверхзадачи» спектакля для актуализации его в
новом времени.
-
Эстетика спектакля и возможности ее изменения.
-
Импровизационность самочувствия – как условие обновления,
«одушевления» роли и спектакля. -
Общесмысловые и частные изменения в роли. -
Поиск новых выразительных средств в ходе возобновления спектакля. -
Этические отношения актера с творческим коллективом. -
Индивидуальная работа с режиссером над ролью. -
Творческий подход к освоению «зерна» характера; поиск
индивидуальных средств выразительности. -
Чувство целого и стилистического единства актерского исполнения в
спектакле. -
Психологическая адаптация, гибкость и динамичность
исполнительского мастерства в работе на различных сценических
площадках. -
Установка на «творчество»; восприятие и оправдание разного рода
препятствий как толчок к обновлению известных обстоятельств роли.
Самостоятельная работа.
-
Новое прочтение роли, «обновление и обострение» предлагаемых обстоятельств, «зерно» характера и поиск выразительности, созвучия с современностью. -
Соблюдение этических норм, сверхзадача актера и действующего лица, природа общения и отношений с другими персонажами, способность подчинять игру требованиям стиля и жанра данного спектакля, поиск рабочего ритма и творческого самочувствия.
Тема 85.Актер – центральная фигура в спектакле, носитель эстетического начала в жизни и на сцене.
-
Актер – носитель специфики театра. -
Духовное содержание актерского искусства. -
Личность актера в создании художественного образа. -
Сверхзадача и сквозное действие роли как выражение нравственного
начала человеческой жизни. -
Гражданственность и патриотизм в творчестве актера театра и кино. -
Значение актерского искусства в развитии эстетического чувства
современника и утверждении возвышенных идеалов.
Самостоятельная работа.
Освоение глубокой, тонкой методологии творчества, развитие внутренней и внешней психотехники, знание многообразия режиссерских приемов работы с актером, русской школы психологического реализма; владение главными элементами актерского творчества (личностные качества, обаяние, заразительность, фантазия,
естественность, искренность переживания, техника, опыт).
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
-
Этнический театр Б. Брехта и новые принципы актерского искусства.
«Эффект отчуждения». -
Стиль и школа камерного театра. -
Школа воспитания акт ера Е.Б. Вахтангова. -
Сценическая педагогика В.Э. Мейерхольда о технологии
профессиональной подготовки актера. Биомеханика. -
М. Чехов о развитии психотехники актера. -
Особенности режиссерского метода Немировича-Данченко в работе над ролью с исполнителями МХАТ. -
Современность и эволюция приемов актерской игры. -
Актер – главный выразитель замысла режиссера. -
Основные тенденции развития современного театрального искусства.
«Театр современной пьесы» И. Райхельгауз, мастерская П. Фоменко в
работе над классикой, А. Васильев и его школа драматического
искусства, поиски выразительности в Ленкоме М. Захарова. -
Перевоплощение и сценический образ (из опыта работы М. Ульянова,
К. Лаврова, Е. Лебедева, Е. Леонова, Н. Гриценко, Т. Пельтцер,
И. Чуриковой, О. Борисова и др.). -
Постановочное искусство зарубежных мастеров М. Рейнхардта,
Г. Крэга, П. Брука, Д. Стреллера, П. Штайна, А. Арто, А. Мнушкиной и
принципы взаимодействия с актерами. -
Письменная дипломная работа:
-
«Значение театральной педагогики М.О. Кнебель в развитии и
утверждении традиций и новаторства русской школы реалистического искусства»; -
«Феномен русского национального таланта А.Н. Яблочкиной и его
влияние на формирование художественных, эстетических принципов
молодежи»; -
«Театральная эстетика М. Захарова как выражение современной
эпохи»; -
«Социально-культурологические факторы возникновения и развития
театров МХАТ и «Современник»;
-
«Н. Охлопков и театр монументальных форм» и т.д.
ВАРИАНТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
(РУБЕЖНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
№ 1
-
Роль идейного замысла в процессе создания спектакля. -
Определить сверхзадачу роли, логику поведения, «зерно» роли. Анкета о внешних данных роли в дипломном спектакле «Волки и овцы».
№ 2
-
Сверхзадача и сквозное действие в художественной целостности спектакля. -
Определить сверхзадачу и сквозное действие спектакля «Волки и овцы», своей роли в нем, «зерно» роли. Анкета о внешних данных роли.
№ 3
-
Целостность актерского образа как результат работы духовных и физических сил актера, его культуры и вкуса. -
Определить сверхзадачу и сквозное действие роли, психофизическое самочувствие, природу чувств персонажа, характер взаимодействия. Составить характеристику своего героя из реплик действующих лиц.
№ 4
-
Понятие «актерский ансамбль» его наглядные признаки. Подлинное и мнимое взаимодействие. -
Определить сквозное действие роли, психофизическое самочувствие, природу чувств и характер взаимодействия в спектакле. Составить характеристику героя из реплик действующих лиц.
№ 5
-
Влияние художественного ансамбля на творческий рост исполнителей. -
Определить сверхзадачу роли и сквозное действие, психофизическое самочувствие, «зерно» роли, природу чувств. Составить характеристику из реплик действующих лиц.
№ 6
-
Импровизация и сценический образ. К.С. Станиславский об импровизации. Возможности и пределы актерской импровизации в работе над образом. -
Основные черты характера героя, поступки, которые он совершает на протяжении всего действия. Определить темперамент героя и образные ассоциации в связи с ролью.
№ 7
-
Е.Б. Вахтангов об импровизации в работе над ролью. -
Определить линию действия Вашего героя между актерами, темперамент, зерно характера, физическое самочувствие, взаимоотношения с другими персонажами.
№ 8
-
Импровизационное творчество актера психологического театра и его отличие от комедии дель’ арте. Импровизация в репетиционном процессе и в идущем спектакле. -
Определить «зерно» характера, темперамент героя, сверхзадачу и сквозное действие роли, физическое самочувствие, характер взаимоотношений с другими персонажами.
№ 9
-
М.А. Чехов об импровизации и ее значении в творчестве актера. -
В каких событиях пьесы участвует Ваш персонаж и как их оценивает с позиции своего характера? Определить физическое самочувствие, «зерно» роли, сверхзадачу и сквозное действие роли.
№ 10
-
Взаимодействие актера со зрителем в различных жанрах и режиссерско-постановочных стилях. Актер и внесценический объект. -
Определить предложенные обстоятельства и события спектакля «Волки и овцы», влияющие на поступки Вашего героя. Сверхзадача и сквозное действие роли. «Зерно» роли.
№ 11
-
Мастерство актера в воздействии на зрителя и «запрещенные» приемы ремесла. Характер связи со зрительным залом и природа существования актера в спектакле «А….» и в иронической комедии «Волки и овцы». -
Определить общие черты характера Вашего героя; внешнюю характерность: походку, речь, особые манеры поведения, мировоззрения, сверхзадачу и сквозное действие роли, «зерно» роли.
№ 12
-
Инновационные технологии в актерском искусстве и их значение в рождении «живого театра». -
В чем состояла Ваша домашняя работа, над ролью в спектакле «Волки и овцы»? Определите важные события и предлагаемые обстоятельства, меняющие линию поведения Вашего героя.
№ 13
-
М.А. Захаров о феномене актерской энергетики. «Энергетический мост», «Актерское лидерство», «Коридор роли» как способы генерации актерской энергетики. -
Определить основные черты характера Вашего героя, сквозное действие, сверхзадачу роли, «зерно» роли, темперамент, взаимоотношения с другими персонажами.
Литература (основная).
-
Вахтангов Е.Б. Евгений Вахтангов: Сборник. М.: ВТО, 1984. -
Горчаков Н.М. К.С.Станиславский о работе режиссера с актером. М.:
ВТО, 1958. -
Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ВТО,1978. -
Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи.
Очерки. Портреты, М.: Искусство, 1971. -
Кристи Г.В. Воспитание актера школы К.С.Станиславского. 2-е изд.
М.: Искусство, 1973. -
Мастерство режиссера: Учебн. пособие. М.: ГИТИС, 2002. -
Мастерство актера: Сб. статей. М.: ГИТИС, 1985, 1990. -
Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера: Хрестоматия:
Учебное пособие для высших и средних театральных заведений. 2-е
изд., доп. М.: Искусство, 1984. -
Поламишев А.М. Событие - основа спектакля: автор и режиссер. М.: Сов. Россия, 1977. -
Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -
Сазонова В.А. Методические основы и программные требования по курсу «Режиссура и мастерство актера». III – V курс. Учеб. пособие для вузов искусств. Тамбов, 2000. -
Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.:
Просвещение, 1990. -
Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2-х ч. Л.: Искусство, 1980. -
Чехов М.А. Литературное наследие: В 2-х т. Т. 2. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1986.
Литература (дополнительная).
-
Белякова Н.В. Инновационные технологии актерского искусства. Мат междунар. конфер.: Сб. ст. М., 2004. -
Мастерство актера: Теория и практика. М.: ГИТИС, 1984. -
Методическая разработка // Тренинг актера на старших курсах (развитие воображения в процессе перевоплощения). Л., 1985. -
Сазонова В.А. Учение Немировича-Данченко о «зерне» и физическом самочувствии // Образовательные технологии в вузах культуры и искусства: Опыт, проблемы, перспективы. Мат. междунар. научно-практ. конфер. Тамбов: Першина, 2004. – с. 23 – 26. -
Сазонова В.А. Основные этапы и компоненты работы актера в контексте проектной деятельности // Педагогическое моделирование этнохудожественного образования: Региональный аспект. Сб. мат. региональной научно-практ. конференции. Тамбов: Першина, 2005. – с. 92 – 97. -
Сазонова В.А. Традиции и новаторство в современном актерском искусстве. Научный вестник. Вып. 3. Мин. образ. и науки РФ, ТГУ им. Г.Р. Державина, Академия сервиса и рекламы; отв. ред. В.М. Юрьев, науч. ред. И.В. Грошев, Ю.А. Кармышев. Тамбов: Першина, 2006. – с. 52 – 61.