Файл: Самодельные гитары, подпольные записи и главная музыка целых поколений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Нижний Новгород

2022


ВВЕДЕНИЕ
Самодельные гитары, подпольные записи и главная музыка целых поколений.

Само понятие «русский рок», конечно, не уникально. В каждой стране рок-музыка адаптируется к местной культуре, фольклору и языку. Но всё же стиль, появившийся в СССР, значительно отличается от большинства аналогичных примеров из других стран.

Чаще всего рок-н-ролл и последовавшие за ним разновидности рока становились символом бунта молодёжи против закостенелых порядков предыдущих поколений, а потом быстро адаптировались под коммерцию. В СССР же это стало выражением протеста против самой системы.

С учётом запретов, цензуры и отсутствия оборудования отечественные рок-группы даже звучали несколько иначе, чем западные аналоги. Из этого и сформировалась своя особенная культура, которая по идеологии, звучанию и смысловой нагрузке песен отличается от рок-музыки большинства других стран.

Цель работы – рассмотреть все основные этапы появления и развития русского рока, а также историю самых известных представителей этого поистине народного жанра.

В связи с целью определены задачи:

- выявить основные этапы развития истории русского рока

- определить значение русского рока и его влияние на ход истории


ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ

1.1 Отцы основатели и первые ласточки
Вопрос, какую команду считать «первой русской рок-группой», остаётся открытым. Разные историки и исследователи называют множество вариантов. Артемий Троицкий в книге «Back in the USSR» утверждает что этого титула достойны «Ревенджерс» из Риги под руководством Валерия Зайнутдинова, он же Сэйтски. Всё тот же Троицкий упоминает «Юниоров» из Эстонии. Но гораздо чаще основоположниками русского рока называют московские команды «Сокол» Юрия Ермакова и «Славяне» Александра Градского.

Вероятно, всё дело в том, что по всему СССР музыканты проходили примерно один и тот же путь. Всевозможные бит-группы начинали играть американские рок-н-роллы, подражая Элвису Пресли или The Beatles. Потом музыканты придумывали собственные песни. А поскольку далеко не все из них знали в достаточной мере английский язык, команды переходили на русский.


В 1965 году «Сокол» исполнил первые песни на родном языке. Градский примерно тогда же основал новую команду «Скоморохи» с упором на русские тексты. Также параллельно он собрал «Лос Панчос», игравшую популярные иностранные песни с чисто коммерческими целями, ведь на танцах все еще ценили западную музыку.

Вообще первопроходцам русского рока приходилось несладко. Например, в стране практически не делали бас-гитар, поэтому их приходилось собирать кустарным способом, натягивая на гитарный корпус струны от рояля.

Путь Градского отличается от судьбы большинства других русских рок-музыкантов. Его дядя, работавший в ансамбле Игоря Моисеева привозил джазовые и рок-н-ролльные записи из-за границы. Юный Александр любил не только модную музыку, но и классику, хотя поворотным моментом стало, конечно, прослушивание The Beatles.

В дальнейшем Градский так и останется одним из самых необычных музыкантов и вокалистов живой сцены. Он продолжит играть рок-музыку, но параллельно начнёт сотрудничество с официальными композиторами и даже будет выступать в опере.
Но, конечно же, главное открытие московской рок-сцены в период становления — группа «Машина времени» под руководством Андрея Макаревича. Как обычно, всё началось ещё с англоязычной школьной команды The Kids. После знакомства с русскими бит-группами, в первую очередь с быстро канувшими в лету «Атлантами», юный музыкант основал коллектив Time Machines (название писали именно на английском и во множественном числе). Команда Макаревича, как и большинство других, играла кавер-версии западных песен. Вскоре группа перешла на песни собственного сочинения: часть на английском, часть — уже на русском языке. Тогда и сформировался стиль, который превратит «Машину времени» (уже в таком написании) в главных хитмейкеров русской рок-музыки.

Макаревича можно считать основоположником и одним из ярких представителей стиля «бард-рок». В его творчестве поэзия явно больше ссылается на авторскую песню с её морализаторством и философией, нежели на классику рок-н-ролла. Команда будет многократно менять составы, причём к вокалу Макаревича добавятся и песни других музыкантов. В начале девяностых в «Машине времени» сольные номера получат сразу четверо участников.

Кстати, говоря о «Машине времени» невозможно не упомянуть о группе «Воскресение». Её будущий лидер Алексей Романов начинал играть Макаревича. Потом первый клавишник «Машины Времени» Сергей Кавагоэ перешёл в новую команду на барабаны. Позже место соло-гитариста «Воскресения» займёт кузен Андрея — Алексей Макаревич. Маргулис какое-то время окажется участником обеих команд одновременно. Из-за этого на совместных юбилейных концертах обеих групп он будет стоять посередине сцены, меняя гитару на бас.


Историю рок-музыки во второй столице СССР — Ленинграде — стоит начать с команды «Санкт-Петербург» с её бессменным лидером Владимиром Рекшаном. В1967 году собралась студенческая группа «Корабль дураков», игравшая хиты рок-н-ролла. Через пару лет талантливый автор и музыкант организовал новый коллектив «Санкт-Петербург». Эта команда появилась позже московских аналогов — в 1969 году. Но зато именно Рекшан первым решился выступать перед зрителями с полностью русскоязычной программой. «Санкт-Петербург» неплохо раскрутится в Ленинграде и на время даже получит славу по всему СССР. В команде будет играть виртуоз Никита Зайцев, одинаково хорошо владеющий гитарой и скрипкой — потом он уйдёт в «ДДТ» и исполнит там самые запоминающиеся скрипичные партии.

Но всё же «Санкт-Петербург» так и остался скорее культовой группой, точно так же, как и «Мифы» Сергея Данилова и «Россияне» Георгия Ордановского. Всенародная слава ленинградского рок-н-ролла началась с «Аквариума» Бориса Гребенщикова. В 1972 году он вместе со своим другом Анатолием Гуницким основал «поэтически-музыкальный проект». Причём, в отличие от большинства рок-групп, «Аквариум» обычно играл акустику. Присоединившийся к ним Андрей Дюша Романов быстро сменил клавиши на флейту, потом появился Всеволод Гаккель с виолончелью. Причём команда не замыкалась в одном стиле, ориентируясь на самых разнообразных западных музыкантов: от Боба Дилана до Лу Рида.

Всё того же БГ будут называть своим кумиром музыканты новой волны русского рока: Виктор Цой, Константин Кинчев. Сам же «Аквариум» сменит составы и стиль чуть ли не десяток раз. Гребенщиков будет увлекаться русским фольклором, буддизмом, панк-роком и прочими стилям. Каждый раз звучание группы будет меняться под его интересы.
Несмотря на то, что в семидесятых рок уже вовсю гремел среди музыкальной молодёжи, найти официальные записи большинства групп было совершенно невозможно. Официальные власти попросту отказывались признавать и выпускать эту музыку. Да и сами артисты считали сотрудничество с «Мелодией» чем-то постыдным. Исключение составляли разве что «Цветы». В 1973 году у них вышли два сингла. Но творчество большинства коллективов записывалось и распространялось подпольно. И здесь важную роль сыграли магнитоальбомы. Как понятно из названия — записи на катушечные магнитофоны.

Эта практика берёт своё начало ещё из шестидесятых. Первое время выступления бардов записывали просто «с воздуха» — то есть через микрофон, направленный на сцену. Вот только если голос и акустическая гитара в авторской песне звучали хоть сколько-то разборчиво, то электрические инструменты, да ещё и с плохим оборудованием (и исполнением) у молодёжных групп превращались в неразборчивый шум. Именно поэтому немалая часть первых советских рок-групп не оставила после себя никаких записей.


Первым рок-музыкантом, начавшим записывать полноценные и даже хорошо звучащие альбомы, стал Юрий Морозов. Здесь дело не только в таланте, но и в стечении обстоятельств. Он работал звукорежиссёром на ленинградской «Мелодии» и по ночам записывал на штатном оборудовании собственные песни. Кстати, Морозов, что редкость для советских рокеров, вскоре почти отказался от концертов в пользу студийной работы.

Где-то к восьмидесятым в СССР появились более качественные стереомагнитофоны: венгерский STM и отечественный «МЭЗ-62». А особо настойчивые умельцы научились подключаться к звукорежиссёрским пультам и записывать концерты через линейные выходы.

В Москве одним из пионеров подпольной студийной записи оказался Александр Кутиков, игравший на тот момент в «Високосном лете». Он работал уборщиком в «учебной речевой студии» ГИТИСа и точно так же по ночам приглашал дружественные коллективы. Там создали первые альбомы «Машины времени» и «Воскресения».

Но всё же центром звукозаписи оставался Ленинград, где вовсю старался один из важнейших людей в рок-музыке — Андрей Тропилло. Будучи сыном известного инженера, он с юности познакомился с радиотехникой, а в конце семидесятых, как и вся молодёжь, влюбился в рок-н-ролл. В качестве первой пробы Тропилло свёл всё ту же программу «Машины времени» «Маленький принц». Только его версия отличалась от московской: группа даже играла в ином составе. Для своей подпольной работы звукорежиссёр раздобыл самодельный пульт и комплект микрофонов. После этого он долго скитался в поисках подходящего помещения, пока не обосновался в Доме юного техника Красногвардейского района — там Тропилло будет вести некий «кружок», знакомясь со многими перспективными музыкантами.

Для магнитоальбомов делали самопальные обложки с портретами музыкантов, а потом отдавали бобины людям, которых называли «писателями» (иногда ещё «жучками»). Они многократно копировали записи и продавали их поклонникам. Причём один из главных историков русского рока Александр Кушнир утверждает, что он и вовсе раздавал альбомы бесплатно, только чтобы познакомить как можно больше людей с новыми группами. Благодаря такому кустарному производству рок-музыка разошлась в массы.

Звукозапись советских групп заслуживает отдельной большой статьи. Но интересующимся лучше почитать книгу Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока».


ГЛАВА 3. ЛЕНИНГРАДСКИЙ РОК-КЛУБ И БОРЬБА СО СТРОЕМ
До начала восьмидесятых рокеры очень редко контактировали с властями. Однако в новом десятилетии даже советское руководство осознало, что новое направление не отомрёт само, как другие молодёжные веяния. «Автограф» и «Машина времени» официально зарегистрировались в «Москонцерте». Официальные власти и комсомол решили как-то организовать творческую молодёжь. В начале восьмидесятых в Ленинграде Ленинградский рок-клуб. В первый состав клуба вошло 10 ленинградских групп, среди которых «Мифы», «Россияне», будущая легенда «Пикник» и «Земляне» а также менее известные сейчас коллективы вроде «Кронверка». Но после скандала с «Аквариумом» на тбилисском фестивале один из руководителей рок-клуба написал на Гребенщикова жалобу. После чего тот поднял волну протеста против организации, потакающей цензуре. И вскоре «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодежной музыки» развалился.

Но уже в 1981 году появился первый в стране официальный рок-клуб. Эта организация как бы соблюдала баланс между свободой неформальной музыки и обязательной советской структурой. В клубе избирали совет и президента, после чего руководство устраивало заседания и составляло протоколы. На первых порах чаще обсуждали приобретение аппаратуры и прочие организационные моменты. Кроме того, составляли устав и определяли, кто сможет стать членом клуба. В 1981 году организацию приняли 14 команд. В марте этого года состоялось официальное открытие. Выступали «Мифы», «Россияне», «Зеркало» и «Пикник». Публика и артисты чувствовали воодушевление от одного лишь факта такого концерта.

Конечно же, клубу назначили своих кураторов из КГБ, поэтому руководство занималось «литовкой» текстов. Все песни заранее согласовывали. Именно благодаря этой организации ленинградская сцена пополнилась новыми яркими группами. В 1981 году в рок-клуб вступила группа «Зоопарк». Этого музыканта потом назовут первым человеком, который начал играть «рок-н-ролл по-русски». Он брал за основу классические мелодии в стиле Чака Берри и писал тексты про жизнь простых людей. В противовес философским стихам «Аквариума» или социальности ранней «Машины времени» склонялсись скорее к разговорному стилю. «Зоопарк» получит недолгий, но яркий период славы, будет гастролировать в Москву, а потом и давать концерты по всей стране

Науменко и рок-клуб сыграли свою роль и в продвижении ещё одной будущей легенды — Виктора Цоя. Этот автор и певец объединился с приятелем Алексеем Рыбиным в коллективе под названием «Гарин и гиперболоиды», но вскоре музыканты переименовались в «Кино». В этом составе группа записала на студии Андрея Тропилло первый альбом «45» и дала несколько концертов.