Файл: Самодельные гитары, подпольные записи и главная музыка целых поколений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вскоре Рыбин уйдёт из «Кино», а Виктор Цой найдёт гитариста Юрия Каспаряна, а потом и полный электрический состав. К концу восьмидесятых «Кино» будет выступать на забитых под завязку стадионах. В 1990 году Виктор Цой погибнет в автомобильной аварии.

На втором фестивале появилась «Алиса», в которую только что влился молодой московский вокалист и автор Константин Кинчев. Там же выступали и даже получили награды группа «Телевизор» Михаила Борзыкина и «Кино» Цоя.

Рок-клуб просуществовал до девяностых годов, после чего распался на фоне выхода групп на большие сцены. Но всё же свою роль он выполнил: ленинградские музыканты объединились и заявили о себе. А потом по их примеру образовались «Московская рок-лаборатория» и «Свердловский рок-клуб». Но это случилось уже в 1986, а до этого музыкантам пришлось преодолеть ещё немало преград.
3.1 Музыка протеста
В начале восьмидесятых могло показаться, что рок-музыка вовсю движется к официальному признанию: первые концерты, первый рок-клуб. Но уже спустя несколько лет пошла обратная тенденция. В 1983 году Министерство культуры приняло указ, регулирующий деятельность музыкальных коллективов. Самый проблемный пункт в этом документе состоял в том, что в репертуаре профессионального ансамбля должны звучать минимум 80% песен, написанных членами Союза композиторов. Ужесточили проверку концертных программ всех зарегистрированных коллективов и начали жёстче отслеживать запись и распространение музыки. Будущий генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Устинович Черненко рассказывал о пагубном влиянии западной рок-музыки на молодёжь и призывал снизить количество подобных ансамблей до нуля. Следующие несколько лет на подпольные концерты регулярно совершали облавы.

Но с 1984-го начались жёсткие гонения и на «любительские» коллективы: пытались запретить и концерты, и плёночные записи. Власти даже составили список нежелательных коллективов, в который вошли практически все яркие рок-группы того времени. Как сказано выше, «Ленинградский рок-клуб» пытался сохранить официальный статус, убирая из программ самые провокационные части. Но на третий фестиваль всё равно явились представители Минкульта. Копирование записей, конечно, остановить было попросту невозможно. Зато культура запретов породила новую волну песен уже более прямолинейно и грубо протестующих против советской власти. Например, этим занималась «Алиса». Кинчев в своих текстах прямо заявлял лозунги: «Мы вместе», «Моё поколение молчит по углам».
В последующие годы Кинчев сохранит этот плакатный и пафосный стиль, разве что темы песен будут меняться. С годами музыкант всё больше будет склоняться к православию и патриотическим текстам.

ГЛАВА 4. СВЕРДЛОВСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ, СИБИРСКИЙ ПАНК И ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
История главной группы Свердловска началась стандартно: двое друзей — Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий — решили вместе музицировать. Вдохновляясь примером «Трека» и «Урфин Джюса», они собрали команду, исполняя поначалу кавер-версии иностранных композиций. Вскоре написали собственные песни и попробовали их записать. Первый альбом «Переезд» Бутусов и сотоварищи создали при поддержке музыкантов «Урфин Джюса» и лично Пантыкина. В первую очередь повлияло знакомство с поэтом Ильёй Кормильцевым. Именно его жёсткие и необычные стихи, наполненные отсылками к литературе и нестандартными метафорами, станут одной из отличительных черт группы. В середине восьмидесятых «Наутилус» склонялся к более электронному звучанию, разбавлял атмосферу разве что саксофон Алексея Могилевского. Тогда же придумали странный имидж для музыкантов: с макияжем на лицах и военной формой. Записав в Свердловске ставший впоследствии легендарным альбом «Разлука», команда распалась из-за усталости музыкантов. После этого Бутусов переберётся в Москву, а потом в Ленинград, будет записываться с разными составами, пока снова не соберёт в группе почти всех коллег с родины. Nautilus Pompilius просуществует до 1997 года. Затем Бутусов начнёт сольную карьеру, запишет несколько альбомов и поработает с гитаристом «Кино» Каспаряном. Но всё же на концертах основной акцент всегда будут делать на старых песнях.

Параллельно с «Наутилусом» своё творчество начинала и группа «Чайф». Быстро пройдя первое увлечение панк-роком, друзья Владимир Шахрин и Владимир Бегунов склонились к лёгкой музыке под акустическую гитару, именно такая простота сделала «Чайф» по-настоящему «народной» командой.

Ещё одна группа, без которой невозможен рассказ о свердловском роке, — «Агата Кристи» братьев Самойловых. Свою узнаваемую форму команда обрела с программой «Второй фронт». В это время на бас гитаре начал играть Глеб Самойлов, позже ставший и вторым вокалистом. Поскольку группа появилась уже в годы облегчения цензуры и начала перестройки, в её творчестве полностью отсутствовала социальная проблематика.
Но «Агата Кристи» делала ставку на готик- и глэм-рок, поэтому композиции скорее похожи на страшные сказки, нежели на политические высказывания. Потом «Агата Кристи» поэкспериментирует со звучанием, дойдя до полной электроники на альбоме «Чудеса». А в 2010-м окончательно распадётся, после чего каждый из лидеров начнёт сольную карьеру
ГЛАВА 5. РОК ИЗ УФЫ
В советские времена именно там зародилась одна из главных групп русского рока — «ДДТ» под руководством Юрия Шевчука. Уже в 1980 году команда записала свой первый магнитоальбом с будущими хитами «Не стреляй» и «Дождь». По большей части группа делала акцент на социальные и сатирические композиции.

После первых успешных концертов и записей «ДДТ» всё чаще вызывала недовольство властей. Музыкант покинул Уфу и перебрался в Ленинград. Шевчук собрал новый состав и выступил с ним на пятом фестивале рок-клуба. Пика популярности группа достигнет в начале девяностых с выходом альбома «Актриса весна». На нём перезапишут классический «Дождь», там же появится «В последнюю осень», «Родина» и хит на все времена «Что такое осень?»

Шевчук так и останется одним из самых социальных музыкантов, за что его будут иногда называть «совестью русского рока». Он будет ездить в Чечню во время военных кампаний и бороться с засильем поп-музыки. В конце девяностых с клавишником Константином Шумайловым (до этого долго игравшим в «Телевизоре») начнёт эксперименты со звучанием, добавив в музыку электронные сэмплы. Популярность «ДДТ» не спадёт и в 21 веке

ГЛАВА 6. ПАНК ИЗ СИБИРИ
В начале 1980-х в сибирском Омске появилась группа «Гражданская оборона». Летов начал играть примерно с 16 лет. Вскоре познакомился с гитаристом Константином Рябиновым, который станет его постоянным напарником в нескольких будущих коллективах. Начинающие музыканты нашли басиста, случайно придумали название «Гражданская оборона» и даже записали на домашней студии два альбома: «Поганая молодёжь» и «Оптимизм», которые не удалось издать.

Поначалу команда писала максимально абсурдные песни, демонстрируя таким образом протест против реальности. Однако потом их творчество стало всё более политизированным. За группой и начал следить КГБ. В 1985 году Рябинова отправили в армию, а Летова положили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Летова накачивали нейролептиками и галоперидолом, чтобы он максимальное количество времени оставались пассивными. Чтобы окончательно не потерять себя, он сочинял стихи и рассказы. Освободили Летова через три месяца, и вскоре он вернулся к музыке: записывался на домашней студии, чтобы оставаться независимым. Причём некоторое время Егор лично исполнял все партии на всех инструментах.


Качество звука на альбомах «Гражданской обороны» получалось плохим. Он отказывался от мастерства в пользу экспрессии и содержания. Музыкант также познакомился артисткой Янкой Дягилевой и отправился с ней в поездку по стране. В путешествии он написал множество песен для своего альбома «Всё идёт по плану». Летов будет собирать и распускать электрические составы своей группы и выступать с концертами.

«Гражданская оборона» со временем станет символом панк-рока в СССР и России. Летов будет поддерживать различные радикальные партии, но к началу 21 века открестится от политики. годом позже музыкант умрёт от сердечной недостаточности.

ГЛАВА 7. НОВАЯ ВОЛНА
7.1 Выход из тени и «рок за мир»
В 1985 году должность Генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачёв, объявивший политику «гласности», то есть предания огласке проблем и недостатков существующего строя, а затем и «перестройки». Тут все обратили внимание на музыкантов, долгие годы пытавшихся рассказывать об этом со сцены. Конечно, перемены происходили не слишком быстро — на местах оставались те же чиновники, поэтому от «литования» текстов отказались не сразу, а концерты иногда запрещали. Однако четвёртый фестиваль Ленинградского рок-клуба состоялся уже во Дворце культуры «Невский», а пятый — вовсе в «Ленинградском дворце молодёжи». В Москве и Свердловске основали свои подобные организации.

По стране прошли первые крупные рок-фестивали. В этом же году по инициативе Аллы Пугачёвой состоялся благотворительный фестиваль «Счет 904» в поддержку жертв и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, где выступили «Браво» и Градский, а также «Автограф» и «Круиз». Интересно, что мероприятие напрямую разрешил один из руководителей ЦК КПСС, обойдя все согласования программ и текстов песен. Несколькими годами ранее такое было бы просто невозможно. В это время в США издали первую официальную пластинку с советским роком — Red Wave: 4 Underground Bands From The USSR, в которую вошли песни «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». Но окончательную точку в выходе рок-музыки на большую сцену поставил фестиваль «Музыканты за мир» в 1988 году. Годом позже всё в тех же Лужниках соберут не только отечественные артисты, но и Оззи Осборн, Scorpions, Bon Jovi, Mötley Crüe и другие звёзд мировой рок-сцены.

Во многом рок-музыке помогли выйти из подполья экономические причины, а не сменившаяся идеология. «Мелодия» осознала, что выгоднее записывать популярных рок-музыкантов, а не идеологически песни. А появившиеся кооперативные агентства позволили и самим группам зарабатывать на концертах.

7.2 Свобода девяностых и поп-рок
Разумеется, самое важное событие этого десятилетия — распад СССР и развитие рыночной экономики. Классические рок-музыканты в это время вовсю ездили с концертами по стране и отмечали всевозможные юбилеи. «Бригада С» и Nautilus Pompilius на долгие годы задали тренд на концерты с приглашёнными друзьями.

Самое необычное событие на рок-сцене девяностых — массовое участие групп в избирательной кампании Бориса Ельцина «Голосуй, или проиграешь». Мотивы понятны: его главным конкурентом на пост президента был коммунист Геннадий Зюганов. В акции приняли участие «Чайф», «Алиса», «Агата Кристи» и множество других рок- и поп-артистов.

Из новичков можно отметить Сергея Чигракова. Строго говоря, он начал играть намного раньше: сначала в родном Дзержинске в «Группе продлённого дня», потом в Харькове в «Разных людях» Александра Чернецкого Именно работая с Чернецким, Чиж выпустил первый сольный альбом «Буги-Харьков». В 1993 году Чиграков перебрался в Северную столицу и при поддержке Бориса Гребенщикова записал альбом «Чиж». Затем он собрал новую команду из местных музыкантов, тоже не слишком усложняя название — «Чиж & Co». Группа в своём звучании сочетала классический рок и почти народную музыку под аккордеон. Позже Чиграков всё больше будет склоняться к блюзам, а с 2001 года и вовсе перестанет писать новые песни, выступая со старыми хитами

Кстати, не все помнят, что и многие ранние песни Чигракова — каверы. Самый известный альбом «О любви» примерно на две трети составлен из композиций его друзей, в том числе и заглавный трек. Да и один из самых массовых хитов группы «Фантом» — обработка старой дворовой песни.

7.3 Колхозный панк и страшные сказки
Массовую популярность обрёл «Сектор Газа» Юрия Клинских. Он сумел совместить панковский драйв с типичными уличными частушками и смешными байками. Но всё же народность вкупе с простейшим построением песен и обилием ненормативной лексики и сделала песни «Сектора газа» популярными среди молодёжи.

Но, конечно, главный поставщик страшных сказок под панковскую музыку в девяностых — «Король и Шут» Михаила Горшенёва и Андрея Князева. Первый отвечал за драйв, музыку и хулиганский имидж, второй написал большую часть текстов группы — тех самых историй про вурдалаков, зомби и прочих мистических существ. В 1996 году вышел их первый альбом «Камнем по голове». Звучание «Короля и Шута» смягчилось на «Акустическом альбоме», который записывали почти без участия Горшенёва. Он тогда лежал в больнице и появился только для записи вокала. Это и позволило Князеву реализовать свои старые наработки: многие песни он придумал ещё во время службы в армии. Соответствуя названию, альбом оказался более лёгким, в мелодиях стала играть важную роль скрипка, а в текстах появился юмор.