Файл: Кремний и его соединения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОБУ «Ичалковская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс методических разработок

по развитию функциональной грамотности обучающихся

«PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»


Номинация: Естественно – научная грамотность
Методическая разработка урока на тему:

« Кремний и его соединения»

Сведения об авторе: Щетинина Наталья Николаевна,

учитель химии МОБУ «Ичалковская СОШ»

Телефон: 79093278875

Электронный адрес: schetinina80@yandex.ru

2022 г

Тема урока «Кремний и его соединения».

Цель: сформировать у учащихся представления о химическом элементе кремнии, о свойствах образованных им простых и сложных веществ, их значении и практическом применении.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с кремнием и его соединениями, как необходимым элементом для жизни растений, животных и человека.

  • воспитательные: формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

  • развивающие: развивать умение анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из строения и свойств, умение владеть химической терминологией, чётко формулировать и высказывать мысли, интерес к предмету, эрудицию, формировать коммуникативную компетентность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства кремния и силикатов

Получат возможность систематизировать знания о свойствах, значении кремния в живой и неживой природе.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы;

Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения
, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Личностные:

Формировать:

ответственное отношение к учению, готовности и

способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; коммуникативную компетентность в образовательной деятельности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Презентация, ПСХЭ Д. И, Менделеева, Таблица растворимости кислот, солей и оснований, инструктивная карта, штатив с пробирками, растворы силиката натрия (клей канцелярский), соляная кислота, вода.

Ход урока.

  1.   Организационный момент.

  2.  Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.

Представьте себе - встает человек в один прекрасный день рано утром, одевается, надевает очки и что же… у него на носу пустая оправа. Он чувствует холодный ветер, оглядывается. Куда же делись оконные стёкла? Он бросается к зеркалу – одна пустая рама; к буфету – буфет пуст: посуда, чашки, стаканы – всё исчезло бесследно. Тут раздаётся страшный треск и грохот. Рушится потолок, летят, рассыпаясь в пыль, камни… Чудом среди всеобщего разрушения он остаётся жив. Но и это ещё не всё: почти целиком исчезает земная кора, испаряются океаны. Происходит целый переворот в жизни Земли, и вместо привычных живых организмов на планете развиваются другие существа…

- Что это за элемент и почему его исчезновение могло вызвать такие катастрофические изменения?

Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему этого урока, вам надо справиться со следующим заданием:
Закончите предложения, начиная каждый новый ответ заглавной буквой с красной строки. Выделив только заглавную букву слов - ответов, составьте из этих букв слово

  1. Положительно заряженный ион (Катион)

  2. Элемент 5 периода периодической системы химических элементов, щелочной металл (Рубидий)

  3. Лантаноид, в ядре его атома 63 протона (Европий)

  4. Автор периодического закона ( Менделеев)

  5. Химические элементы, у которых на последнем энергетическом уровне от 4 до 8 электронов.(Неметаллы)

  6. Разновидность атомов элементов с одинаковым зарядом ядра (Изотопы)

  7. Твердое вещество серого цвета, галоген (Йод)


- Это элемент – кремний.

Следовательно, тема нашего урока: Кремний и его соединения.

Какую цель вы поставите себе на урок? На доске составляем кластер.

Физические свойства.




Н ахождение в природе.




Химические свойства.

П оложение в ПС

Применение.

  1. Изучение нового материала.

1. Характеристика элемента по его положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома.

Ребята, перед вами периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Все элементы расположены в периодах и группах. Сейчас я вам предлагаю найти кремний и дать ему характеристику по положению в Периодической системе, а именно, вставить пропущенные слова в тексте (групповая работа).

  1. Кремний - элемент __________ группы, __________ подгруппы

  2. Заряд ядра атома кремния равен ______

  3. В ядре атома кремния __________ протонов.

  4. В ядре атома кремния _________ нейтронов.

  5. В атоме кремния ________ электронов.

  6. Атом кремния имеет _________ энергетических уровня.

  7. На внешнем уровне в атоме кремния _________ электронов.

  8. Максимальная степень окисления атома кремния в соединениях равна___.

  9. Минимальная степень окисления атома кремния в соединениях равна ____ .

  10. Простое вещество кремний является ____________.

  11. Оксид кремния имеет ___________________ характер.

- Какой вывод мы можем сделать о положении кремния в ПС?

Предполагаемые ответы:

Кремний – химический элемент 4 группы главной подгруппы. В ядре кремния 14 электронов, 14 протонов, 14 нейтронов. Все электроны расположены на 3 энергетических уровнях. На внешнем энергетическом уровне находится 4 электрона. Максимальная степень окисления атома в соединениях равна +4. Минимальная степень окисления атома кремния в соединениях равна -4.

  1. Нахождение в природе.

- Изучите текст.

Кремний как самостоятельный химический элемент был открыт в 1825 году шведским химиком и минерологом Й. Берцелиусом, а русский химик Г.И. Гесс дал элементу русское название – «кремний».


Кремний в земной коре второй по распространённости элемент после кислорода (29,5% от массы). В живой природе – это один из важнейших микроэлементов. В большинстве организмов содержание кремния очень невелико, но есть и лидеры: диатомовые водоросли, радиолярии, кремниевые губки, мхи, хвощи, папоротники.

Кремний и его соединения играют важную роль в обмене веществ живых организмов. Нехватка соединений кремния тормозит рост и развитие растений. Уже в древнем Египте в качестве удобрения использовали нильский ил, который по нынешним анализам содержит 58-60% двуокиси кремния. Хотя в грунтовых водах незначительное количество кремния и его соединений (20-50 мл/л), но за год растения впитывают его достаточное количество: так с одного гектара зерновые – 105-120 кг; бук – 63 кг; ель – 54 кг; клевер – 20 кг; овощи – 10 кг; картофель – 8 кг.

В организме животных, в том числе и человека, кремний поддерживает обмен веществ. Недостаток кремния и его соединений в организме приводит к истончению стенок кровеносных сосудов, к вымыванию кальция из костной ткани, к заболеваниям кожи и её составляющих. Повышается уровень холестерина и сахара в крови, снижается иммунитет и память. Норма потребления кремния в сутки у взрослого человека составляет 20 - 50 мг.

Чистый кремний стал одним из самых важных полупроводниковых материалов. Он работает в современных радиоприёмниках, фотоэлементах, которые применяются на космических кораблях, луноходах, искусственных спутниках земли. Кварцевый песок используют для выплавки стекла для сложных оптических устройств, для изготовления лабораторной посуды и осветительных приборов. Не будет без оксида кремния и строительных материалов, резцов для металлорежущих станков и т.д.

Вариант 1. Выпишите из основного текста не менее трёх доказательств, определяющих причину разрушений, приведших к глобальной катастрофе.

Вариант 2. Используя текст, ответьте «да» или «нет» на вопросы (поставьте любой знак в соответствующей ячейке).



Вопрос

Да

Нет

А

Самое большое количество соединений кремния содержится в диатомовых водорослях.







Б

При недостатке кремния в организме человека могут развиваться сахарный диабет, инфаркт, инсульт, онкология.







В

В качестве искусственного удобрения жители Египта на полях использовали нильский ил.







Г

За год из грунтовых вод с одного гектара картофель впитывает 63 кг кремния.







Д

Стекло самого крупного в мире телескопа изготовлено на основе двуокиси кремния.









Ответы:

Вариант 1.

1. Кремний в земной коре второй по распространённости элемент после кислорода (29,5% от массы).

2. Является важнейшим элементом растительного и животного царства.

3. Кварцевый песок используют для выплавки стекла, производства строительных материалов.

Вариант 2.

1

Да

2

Да

3

Нет

4

Нет

5

Да


Вывод: Второй по распространенности элемент в земной коре, в природе находиться в виде оксида кремния.

  1. Получение кремния.

- А какими способами можно получить кремний из оксида кремния?

( работа в парах)

Получение кремния в чистом виде - процесс достаточно затратный экономически. Кроме того, в силу его свойств любой способ дает лишь на 90-99 % чистый продукт, в то время как примеси в виде металлов и углерода остаются все равно. Поэтому просто получить вещество недостаточно. Его следует еще и качественно очистить от посторонних элементов.

В целом же производство кремния осуществляется двумя основными путями:

  1. Из белого песка, который представляет собой чистый оксид кремния SiO2. При прокаливании его с активными металлами (чаще всего с магнием) происходит образование свободного элемента в виде аморфной модификации. Чистота такого способа высока, продукт получается с 99,9-процентным выходом.

  2. Более широко распространенный способ в промышленных масштабах - это спекание расплава песка с коксом в специализированных термических печах для обжига. Данный способ был разработан русским ученым Бекетовым Н. Н.

Дальнейшая обработка заключается в подвергании продуктов методам очистки. Для этого используются кислоты или галогены (хлор, фтор).

ЗАДАНИЕ: Запишите 2 уравнения реакций, изучив способы получения кремния в промышленности и в лаборатории.

  1. Физические свойства. ( рассказ учителя)

Металлический кремний – тугоплавкое вещество (tпл.=1400°С) темно-серого цвета с металлическим блеском, хрупкое, плохо проводит электрический ток.

Аморфный кремний - бурый порошок, не имеющий постоянной температуры.

  1. Химические свойства.