Файл: Создание предметнопространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Рекомендации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.

При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса

в этом смысле должна быть многофункциональной;

трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

Продолжение Приложения Г

доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.


Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

Возможностью применения игрушки в совместной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Конспект педагогического совета на тему предложенную старшим педагогом ДОУ
Тема: Развитие профессиональных компетенций педагогов, как путь к совершенствованию педагогического мастерства.

Цель: повысить профессиональную компетенцию педагогов учреждения.

Задачи:

способствовать самоанализу уровня профессиональной подготовленности педагогов;

способствовать обобщению знаний о «Профессиональном стандарте педагога»;

развивать сплоченность, умение работать в команде;

способствовать умению применять полученные знания в профессиональной деятельности;

упражнять в умении аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийная установка, 2 «Кейса», на каждого 3 вида карточек,+, фломастеры, карандаши, 2 листа ватмана, маркерная доска, маркеры разных цветов.

Ход педсовета.

Ведущий: Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования.
Продолжение Приложения Д

Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

И наш педсовет направлен, прежде всего, на обобщение знаний данного документа и на 

совершенствование мастерства педагогов. Сегодня мы имеем возможность систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе, выявить проблемы и выработать новые пути их решения. И пройдет данный педсовет не в традиционной форме, а с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов деловой игры и кейс-метода.

В начале педагогического совета предлагаю вспомнить, что же представляет собой «Профессиональный стандарт педагога». Презентация «Профессиональный стандарт педагога».

Следующий шаг - самодиагностика «Профессиональные знания и умения педагога». На экран будут выведены вопросы, на которые вы должны ответить путём демонстрации того или иного значка, находящихся у вас на столах (+ -Да, всегда, владею свободно,? – иногда, не знаю, владею посредственно, вызывает затруднение,! – нет, никогда, не владею). Презентация-самодиагностика.

Проводите ли Вы педагогический мониторинг освоения детьми ООП и анализ образовательной работы в группе?

Используете ли Вы методы и средства анализа, позволяющие оценить результаты освоения ООП детьми, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития?
Продолжение Приложения Д

Владеете ли вы всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраиваете ли вы партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач

Владеете ли вы ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы

Знаете ли вы особенности организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Владеете ли вы основными психологическими подходами: культурно-исторический, деятельностный и личностный;

Знаете ли вы основы дошкольной педагогики.

Знаете ли вы особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Знакомы ли вы с современными тенденциями развития дошкольного образования.

Разрабатываете ли Вы и реализуете ли индивидуальные образовательные маршруты?

Защищаете ли Вы достоинство и интересы воспитанников, оказавшихся в конфликтной ситуации?

Формируете ли Вы мотивацию к обучению воспитанников?


Выводы по итогам диагностики.

После этого педагоги делятся на 2 команды, используя приём «Зоопарк».

Ведущий, говорит на ушко каждому название какого-нибудь животного (кошка или собака). Когда каждому будет известно то животное, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида.

Продолжение Приложения Д

Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т. п. по звонку колокольчика игра начинается, закончится так же по звонку колокольчика.

Как вы уже обратили внимание, в процессе самодиагностики вы оценивали те знания и умения, которые позиционируются в профессиональном стандарте педагога, но в настоящее время требования к педагогам таковы, что многое зависит и от качеств личности конкретного человека. И сейчас я предлагаю вам нарисовать портрет идеального современного педагога дошкольного образования.

Творческое задание. Рисование «Портрет идеального современного педагога дошкольного образования» - с перечислением качеств личности идеального современного педагога дошкольного образования. Работа в командах. Представление работ, вывод о качествах личности идеального современного педагога дошкольного образования.

Упражнение «Идеальный педагог». Уважаемые педагоги, посмотрите на доску. Вот (точка на доске зелёным маркером) это –идеальный современный педагог, который обладает перечисленными личностными качествами и необходимыми знаниями и умениями. Подумайте и отметьте своё место на площади доски. (Каждый педагог определяет своё место).

Подумайте и ответьте на вопросы:

Что вам необходимо для того, чтобы приблизиться к идеальному педагогу?

Какие конкретные задачи вы можете себе поставить? Когда вы их планируете достигнуть?

В процессе перехода на новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как образовательному процессу, так и профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний.

Продолжение Приложения Д

Внедрение и использование современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенцией у педагога. И в современных условиях наиболее важной компетенцией у 
педагога является умение и способность оперативно решать профессиональные задачи. В связи с этим, предлагаю вам, решить практические задачи, используя, кейсовый метод.

Вы опытный педагог в учреждении. Старший воспитатель собрал группу опытных педагогов. Ваша задача повысить компетенцию молодых специалистов через внутрисадовое обучение по теме «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Вам как опытным педагогам дано задание, спланировать эту работу. Какие разделы и темы вы внесли в свой план для более эффективной работы с молодыми педагогами.

Вы молодой педагог в учреждении. Старший воспитатель собрал группу молодых педагогов. Ваша задача повысить компетенцию опытных специалистов через внутрисадовое обучение по теме «Информационные технологии». Вам дано задание, спланировать работу по внутрисадовому обучению. Какие разделы и темы вы внесли в свой план для более эффективной работы с опытными педагогами. Группам выдаются кейсы, и дается время для принятия решения, учитывая тот портрет педагога, который получился ранее. По окончанию, группы выступают с своими вариантами. Ведущий, подводя итоги, выстраивает систему внутрифирменного обучения и структуру творческой лаборатории. Подведение итогов. Уважаемые педагоги, в целях проведения рефлексии данного мероприятия я предлагаю Вам ответить на следующие вопросы: Насколько информативен был именно для Вас материал, представленный на сегодняшнем педагогическом совете?

Что для Вас оказалось новым, трудным из представленного материала?

Что показалось знакомым?

Что из представленного Вы будете использовать в своей работе?

Как Вы планируете применять представленный материал?

ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Конспект содержания одной из форм методической работы с воспитателями
Целью методической работы в дошкольном образовательном учреждении является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Для плодотворной методической работы необходимо выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.