Файл: Создание предметнопространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 2

1. Анализ и разработка учебно-методических материалов 3

1.1 Анализ рабочей программы ДОУ 3

2 Анализ организации предметно-развивающей среды в ДОУ 16

2.1 Анализ предметно- развивающей среды с учетом возраста детей с учетом возраста детей на примере различных возрастных групп 16

3. Участие в работе методического кабинета ДОУ 22

3.1 Изучение оснащенности методического кабинета 22

3.4 Анализ деятельности старшего педагога ДОУ общеразвивающего вида (планирование педагогического процесса) 32

4. Оформление педагогических разработок 42

4.1 Систематизация и оценка педагогического опыта на основе самоанализа и анализа деятельности других педагогов 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ А 60

Перечень оснащения методического кабинета 60

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61

Календарно-тематический план на один день 61

ПРИЛОЖЕНИЕ В 64

Консультация на тему «Создание предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей» 64

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 71

Рекомендации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации 71

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 73

Конспект педагогического совета на тему предложенную старшим педагогом ДОУ 73

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 79

Конспект содержания одной из форм методической работы с воспитателями 79



ВВЕДЕНИЕ
Я, Горишняя Олеся, студентка 4 курса АНПОО «Кубанский ИПО» проходил практику в МАДОУ МО «Детский сад №174», расположенного по адресу г. Краснодар ул. им. Байбакова Н.К.,8.

в период с 29.12.2021 по10.12.2021 года.

Руководителем практики от профильной организации был назначен воспитатель Добровольская Марина Асланбиевна.

Основной целью практики было получение практического опыта по профессиональному модулю ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса практическое применение полученных ранее теоретических знаний.

Основными задачами производственной практики по профессиональному модулю ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса являются:

- изучение специфики деятельности организации; - знакомство с исследовательской и проектной деятельностью; - формирование профессиональных компетенций в конкретной профессиональной области; - приобретение опыта работы по специальности; - развитие опыта работы в коллективе; - выполнение требований и действий, предусмотренных программой производственной практики и заданий руководителя;


Самостоятельная работа студентов в процессе производственной практики включала выполнение таких видов работ, как: -анализ и разработка календарно-тематических планов в ДОУ; -анализ деятельности старшего педагога ДОУ; -анализирование примерных и вареотивных программ дошкольного и специально дошкольного образования; -создание в группе предметно-развивающей среды, соответствующая возрасту, целям и задачам дошкольного образования; - оформление результатов исследовательской и проектной работы.

1. Анализ и разработка учебно-методических материалов
1.1 Анализ рабочей программы ДОУ
В ходе производственной практики был сделан анализ рабочей программы ДОУ.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Впрограммепредставлены формы, методы работы по реализации задач через совместную деятельность взрослых и детей, через самостоятельную деятельность детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, через взаимодействие с семьями воспитанников.

Содержание психолого-педагогической работы изложено по пяти образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие («Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности»);

Познавательное развитие («Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Приобщение к социокультурным ценностям», «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с миром природы»);

Речевое развитие («Развитие речи», «Приобщение к художественная литература»);

Художественно-эстетическое развитие («Приобщение к искусству» «Изобразительная деятельность», «Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальная деятельность»);

Физическое развитие («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», «Физическая культура»).

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Образовательный процесс основывается на следующих принципах,которые учитываются в обучении, воспитании детей и в оформлении развивающей среды:


  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования понимается нами как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, ориентированный на объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с интеграцией детских деятельностей.

  5. Принцип вариативности - у детей формируется умение в простейших и сложных ситуациях делать самостоятельный выбор на основе согласованных правил.

  6. Принцип минимакса обеспечивает продвижение каждого ребенка своим темпом и ориентирует на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

  7. Принцип творчества ориентирует на приобретение детьми в ходе игры и любого вида деятельности собственного опыта творческой деятельности.

Основой организации образовательного процесса является единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Социально-коммуникативное развитие: К пяти годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками. Осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Используя речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях, способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной их похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечаниях. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что ребенок начинает отделять себя от принятой роли. В процессе игры дети могут меняться ролями. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность игр составляет в среднем 15-20 минут. Ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки и т. д.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции и движения, чему способствует освоение ими освоение языка эмоций (гаммы настроений, переживаний). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К пяти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями) проявляется самостоятельность.

1.2Анализ перспективных планов ДОУ в разных возрастных группах
В ходе производственной практики был составлен анализ перспективных планов ДОУ.

План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность педагогов детского сада. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение специалистов (музыкальных работников, педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей, инструкторов по физкультуре) может так же иметь свою форму.

Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т. п. Для планирования, осуществляемого в определенных временных параметрах, применяется следующая терминология планов:

перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов:

Годовой план деятельности МДОУ.

Перспективный план работы МДОУ и педагогов.

Индивидуальное планирование специалистов, которое включает:

календарный план работы специалиста;

планы индивидуальной, групповой работы специалиста с детьми.

Специалисты (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, инструктор по физкультуре) составляют план в соответствии со штатным расписанием МДОУ.

Планирование образовательной деятельности с конкретной группой детей и родителей, которое составляет воспитатель.

Планирование воспитателей включает:

календарный план работы воспитателя
;

планы индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.

Основные принципы планирования педагогов

Как бы ни был оформлен план образовательной работы воспитателя с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;

учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики, поэтому при планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; планирование должно основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому).

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования нацеливают педагогов на мотивацию образовательной деятельности. Мотивационные основы совместной образовательной деятельности предполагают:

умение педагога вызвать интерес к совместной деятельности;

стремление к тому, чтобы дошкольники поняли и приняли детьми цели и задачи этой деятельности;

опора воспитателя на познавательный интерес, эмоциональную сферу детей, личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, получению удовлетворения от деятельности).

При этом педагог использует не набор отдельных игровых приемов, а организует усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему различных педагогических мероприятий рассчитано на работу с детьми по