Файл: Институт географии, геологии, туризма и сервиса Кафедра нефтяной геологии, гидрогеологии и геотехники итоговая работа преимущества и недостатки рыночного механизма. Теорема Коуза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Институт географии, геологии, туризма и сервиса

Кафедра нефтяной геологии, гидрогеологии и геотехники

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теорема Коуза.
Работу выполнил_____________________________________Черныковский Б.Б.
Направление подготовки 05.03.01 Геология курс 2
Направленность (профиль) Гидрогеология и инженерная геология
Нормоконтролер
канд. экон. наук, доцент______________________________ Гончарова Е.П.

Краснодар

2020

Введение
Рыночный механизм - механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Рыночная экономика это система определенного порядка. В ней действует отработанный механизм координации действий людей и фирмы через систему цен. Рыночный механизм показывает, что основные решения по ценам, а значит, и распределению ресурсов и продуктов принимаются на рынке. Рыночный механизм, отшлифованный тысячелетним опытом человечества, является той общечеловеческой ценностью, что стоит вне времени и политическими или идеологическими вкусами. Этот механизм не идеален, имеет свои отрицательные стороны, в частности, социальное расслоение, безработица, кризисы, банкротства и тому подобное.

Каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов; в 40-е годы - оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики; в 50-е годы - нарастающие инфляционные процессы; в 60-е годы - замедление экономического роста, в 70-е годы – стагфляция; в 80-е годы - высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета; в 90-е годы - государственный долг, дефицит бюджета; и, наконец, во второй половине 2000-ых – мировой финансовый кризис. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями. Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.


Актуальность работы обусловлена изучением причин массового использования рыночной экономики и рыночного механизма государствами, как эффективной модели экономической системы.

Цель работы: определить преимущества и недостатки работы рыночного механизма, а также дать определение теореме Коуза.

Задачи: рассмотрение основного механизма рынка, определение преимуществ и недостатков механизма, изучение провалов рынка.

Рыночный механизм
Рыночный механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и рычагов экономического воздействия на производство, распределение, обмен и потребление в системе товарно-денежных отношений и законов рынка. В нем могут действовать как естественные, так и неестественные монополистические образования, тяготеющие к удержанию высоких цен, мешающие свободному межотраслевому перемещению ресурсов и ограничивающие доступ на рынки. Случаются искажения рыночных процессов под воздействием инфляции, ошибочной экономической политики государства, просчетом самих предпринимателей, из-за неполноты коммерческой информации или по другим причинам. До какого же предела они могут нарастать? Таким пределом является сохранность рыночного механизма. Если, несмотря на все деформации, цены изменяются под воздействием спроса и предложения, движение ресурсов, инвестиций и производство ориентируются на колебания спроса, остаются в неприкосновенности прочие звенья механизма рынка, - он жив, а вместе с ним жива и рыночная экономика в целом. Функционирование рыночной экономики (рыночного механизма) предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему, механизм рынка.

К числу важнейших элементов рыночной экономики относятся, во-первых, производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, другие - потребляют его. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности.

Вторым элементом рыночного механизма выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности.


В-третьих, важнейший элемент рыночного механизма - цены. Именно цены, принципы ценообразования являются предметом специального исследования экономической науки. Здесь же лишь заметим, что цены складываются в результате спроса и предложения, отношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.

В-четвертых, спрос и предложение. Спрос и предложение являются (как и цены) важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями товаров и услуг.

В-пятых, конкуренция. Она, как элемент рыночного механизма, обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширения масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента и другие.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цена, конкуренция, спрос и предложение.

Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара.

Предложение показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.

Конкуренция. Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.
Конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Виды конкуренции:

Функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

Видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

Ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка.

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

Чистая (совершенная) конкуренция;

Монополистическая конкуренция;

Олигополия;

Чистая монополия.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
Преимущества и недостатки рыночного механизма
К Преимуществам рыночного механизма относят:

1. Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;


2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей.

3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

4. Оптимальное использование результатов научно-технической революции (НТР). Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

5. Свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т.д. (Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев).

Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других