Файл: Литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Задание 1.
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор
Класс
Название сказок
Классификация сказок
1.УМК «Школа России»Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова
1
»Теремок»,»Курочка ряба»,»Гуси-лебеди» »Рукавичка»,»Петух и собака»,»Каша из топора», »Лиса и журавль».
Сказки о животных
Волшебные сказки
2
»Петушок и бобовое зернышко»,»У страха глаза велики»,»Лиса и тетерев»,»Лиса и журавль»,»Два мороза».»Царевна-лягушка»,»Сивка-бурка».
3
»Сказка о жабе и розе»
»Сказка о потерянном времени»,»Серебрянное копытце»,»Оранжевое горлышко»,»Приемыш»,»Малыш и Карлсон»
,»Маленький принц».
4
»Городок в табакерке»
,»Аленький цветочек»,
«Что любит мишка»
«Корзина с еловыми
шишками»,
«Елка»,
»Борбос и жулька»
,»Выскочка».
2.»Начальная школа XXI»Л.А.Ефросинина,М.И.Оморокова
1
»Сказка о царе салтане»
«Волшебное письмо»
«Томкины сны»
«Пузырь соломинка и лапоть»
«Лис и мышонок»
«Аистыи лягушка»
«Кораблик»
Сказки о животный
Бытовые сказки
Сказки смешанного типа
2
»Кот Васька»
«Старый гриб»
«Уж спаситель»
«Плутишка кот»
«Журавль и цапля»
«Зимовье зверей»
Сказка про Воробья
Воробеича и Урша Ершовича».
3
«Снеговик»
Собачье счастье»
«Теплый хлеб»
«Кошкин дом»
«Девочка на шаре»
«Зимняя сказка»
«Умная
дочь крестьянина»
4
»Конек горбунок»
«Лягушка путешествкнница»
«Дикие лебеди»
«Дети года»
«Спящая царевна»
«Иван царевич и серый волк»
«Детство Темы».
После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Каково назначение сказок по каждой программе?
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
1)УМК»Школа России». Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
УМК «Начальная школа XXIв.формировать представление о слове и предложении: их различие, выделении слов из предложений; характеризовать языковые единицы: предложение, слова, звуки, слоги, буквы;
научить детей читать, отрабатывать механизм чтения и осмысление текста, составлять рассказы разного вида (описание, повествование, рассуждение);
В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).
Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных
Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
Задание 2.
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
Перечень книг для анализа по установленному плану:
- Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;
- Тургенев И. С. «Бежин луг»;
- Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;
- Куприн А. И. «Белый пудель»;
- Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;
- Свирский А. И. «Рыжик»;
- Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;
- Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;
- Олеша Ю. К. «Три толстяка»;
- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;
- Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;
- Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».
Катаев.В.П. «Цветик-семицветик» 4 класс
Смысл сказки »Цветик -семицветик» заключактся в том,что люди иногда бездумно,впустую растрачивают свои возможности,У девочки был шанс чтобы принести счастье себе и другим людям,а в итоге 6 лепестков были потрачены на пустяки.Возврастная категория 8-10 лет.
Замечательная добрая и интересная сказка.Иллюстрации яркие и милые.Текст легко читаем для детей .
В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести детей к пониманию вечных ценностей жизни,научить ценить простые человеческие радости.Учить сравнивать и анализировать произведения.Развивать навыки пересказа литературного текста.
Альтернативу сказки «Цветик-семицветик» я могу предложить сказку «Старик Хоттабыч» так как сказка добрая, юморная написана простым языком ,а своим волшебством схожа со сказкой «Цветик-семицветик».
Задание 3.
Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:1. общая характеристика сказки;2. время, место написания;3. фольклорная и литературная основа;4. главные герои;5. основной конфликт;6. тема, идея сказки. Перечень сказок для анализа по установленному плану:- «Сказка о Мертвой царевне»;- «Сказка о рыбаке и рыбке»;- «Сказка о царе Салтане...»;- «Сказка о золотом петушке»- «Сказка о Медведихе»;- «Сказка о рыбаке и рыбке»;- «Сказка о попе и работнике его Балде». Сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке-это кладезь народной мудрости.В ней представлены такие понятия,как человеческая мораль,осуждение алчности,жадности,влавствования.Сказка написана 2 октября 1833 года в период Болдинской осени.Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».Фольклорная основа.В сказке есть просторечие и пословицы,скащзка напоминает нородное творчество.Литературная основа.В сказке есть добро зло и волшебчтво.Сюжет последователен развиваетсч вокруг главного героя.
Главные герои. Старик-положительный герой.Старуха-отрицательный герой. Золотая рыбка-волшебный герой.Основной конфликт сказки заключается в том,что желания старухи не бесконечны последнее желание стало окончательным. Старуха осталась как и прежде у разбитого корыта и во всем винила старика.Идея автора показать на примере сказки о том,что человеческой жадности нет предела.Человеку всегда мало,хочется больше и больше но к сожалению в жизни есть эффект бумеранга.Задание 4
Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:1. Каков характер основных событий?2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
1) В основу повести легли события из жизни Николеньки Иртеньева.Мальчик 10 лет рассказывает о событиях в его жизни.
2)Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ maman в повести свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу.3) Николенька Иртеньев-десятилетний мальчик,отпрыск графского рода.Щн умен,раним,чувствителен ,горяче привязан к матери.Не очень прилежен в учении но склонен к рассуждения,анализу чувств и мыслей.Детство мальчика омрачило горе (смерть матери) это привело к раннему взрослению героя.
4) Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.
Задание 5.
Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт. Перечень произведений для анализа по установленному плану:- Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;- С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;- М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);- А. Фет «Весенний дождь»;- В. Брюсов «Детская»;- Д. Кедрин «Бабье лето»;- Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;- В. Берестов «Хитрые грибы»;- А.А. Блок «Ветхая избушка».А.А.Блок «Ветхая избушка»
Самый главный эпитет – «ветховая» вносит в образ свое особое дополнение. Сразу можно представить плачевное состояние здания и бедность его владельца. Но позитивный контекст позволяет рассмотреть и другие стороны избы. Старый дом олицетворяет деревенский уклад, семейное тепло и прошлую жизнь. Образ избушки — это составляющая картины счастливого детства.
Эпитеты (ветхая избушка,внукам-шалунишкам,быстрых санок,резвая игра)Метафоры(избушка стоит,по калено в снегу,звонко раздаются)
Олицетворение(весел бег).
Задание 6.
Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?2. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?3. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?
1.характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. Изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.
2.Вася принес куклу больной марусе ведь девочка никогда не играла с красивыми игрушками и была в таком восторге с тала лучше себя чувствовать, что подумали что болезнь отступит.Но болезнь не отступила ,а приятный момент с куклой девочки облегчил страдания.
Отец был недаволен пропажей куклы и допрашивал мальчика,но тот не мог выдать друзей и молчал.Проблема разрешилась когда Тыбурция сам принес куклу и поблагодарил отца за добрый поступок его сына.Отец наконец осознал,что у него хороший сын.И это их примерило. печальная история о детях, у которых не было детства из-за равнодушия общества. Но это и добрая повесть, потому что главные герои преодолевают сложности и становятся настоящими людьми.Задание 5.Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:1. Раскройте аллегорические образы басни.2. Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.3. Сформулируйте идею басни. Перечень произведений для ответа на вопросы:- «Слон и моська»;- «Свинья под дубом»;- «Осёл и соловей»;- «Обоз»;- «Мартышка и очки»;- «Лягушки, просящие царя»;- «Листы и корни»;- «Кукушка и петух»;- «Лебедь, щука и рак».