Файл: Д. А. Журавлёв 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тушение верховых пожаров.

При тушении беглых верховых пожаров используются следующие тактические приемы:

- тушение охватом с фронта пожара;

- отжиг с охватом пожара с фронта;

- ликвидация очагов горения на пожарище шириной 10 м, прилегающей к границе пожара;

- технические способы: отжиг от минерализованной полосы (ширина полосы перед фронтом 200 м); опашка пожарища; тушение очагов горения водой из автонасосов или мотопомп, засыпка грунтом.

При тушении устойчивых верховых пожаров в насаждениях высотой до 8 м используются следующие тактические приемы:

- тушение охватом с фронта пожара;

- ликвидация всех очагов горения по всей площади пожара;

- технические способы: тушение струями воды из автоцистерн; прокладка минерализованных полос; тушение горящих деревьев, валежа и др., засыпка грунтом.

Тушение крупных лесных пожаров.

Работы по ликвидации крупного пожара целесообразно разделить на два этапа:

1) остановка распространения пожара

2) его локализация, т.е. устранение возможностей нового распространения пожара после его остановки.

В процессе каждого этапа выполняются различные работы, которые можно свести к четырем операциям:

а) непосредственная остановка пожара (тушение кромки, отжиг);

б) собственно локализация (окаймление пожарища минерализованными полосами);

в) окарауливание;

г) дотушивание.

При разработке плана атаки возможны четыре варианта остановки пожара.

1. Горение с вечера до утра на всей кромке бывает слабым или средней силы, причем кромка проходит по местам, удобным для тушения. Такие пожары останавливают методом непосредственного тушения кромки; операцию начинают с вечера, бригады вначале тушат тыльную кромку, затем продвигаются по обоим флангам к "голове" пожара, утром они должны замкнуть кольцо тушения. Если кромка пожара имеет значительную протяженность, то тушение начинают не только с тыла, но одновременно и с середины флангов, двигаясь в сторону фронта.

2. Горение на кромке в ночные и утренние часы также несильное, но кромка на отдельных участках проходит по неудобным для тушения местам (по молоднякам, захламленным площадям). Днем производят вокруг таких неудобных участков отжиг, трассу отжига прокладывают по удобным для тушения местам, причем сразу же тушат внешнюю кромку отжига, концы трассы отжига выводят на кромку пожара. С наступлением вечера приступают к остановке пожара, как в первом варианте.


3. Несильное горение в ночные и утренние часы наблюдается только на тыловой и фланговых кромках, а на фронтальной кромке оно остается сильным или ослабляется на короткое время, недостаточное для непосредственного тушения всей фронтальной кромки, или фронтальная кромка проходит по неудобным для тушения местам.

В таких случаях на тыловой и фронтальных кромках пожар тушат с вечера до утра, а фронт останавливают отжигом; отжиг начинают днем перед фронтом пожара, охватывая его с двух сторон и выводя концы трассы отжига на фланговые кромки. Перед фронтом отступают с таким расчетом, чтобы пожар подошел к выжженной полосе только к вечеру, когда ветер стихнет.

4. Горение почти по всей кромке сильное или кромка проходит по неудобным для непосредственного тушения местам. В данном случае пожар останавливают отжигом, его начинают днем против "головы" пожара и охватывают в замкнутое кольцо с двух сторон, чтоб он смог встретиться с отжигом к вечеру, а фланги и тыл тушат отжигом с минимального расстояния.

Таким образом, при тушении крупных массовых лесных пожаров рекомендуется:

1) разделить тушение пожаров на два этапа - остановку и локализацию, каждый их этапов должен выполняться специализированной группой;

2) при разработке плана атаки пожара максимально использовать уже имеющиеся рубежи и естественные преграды, а также учитывать различную горимость окружающих пожар участков, что возможно только при наличии подробной лесопожарной карты;

3) широко применять отжиг для остановки фронта сильного пожара и при непосредственном тушении кромки (прием частичного отжига) все преграды и все минерализованные полосы, используемые для остановки пожара или для локализации, должны всегда и в обязательном порядке подкрепляться пуском от них отжига;

4) очень тщательно, добросовестно и непрерывно проводить окарауливание потушенной кромки пожара или кромки отжига, начиная с остановки пожара и кончая полной ликвидацией пожара; с наступлением засушливой погоды практиковать периодический осмотр пожарищ, где окарауливание уже прекращено;

5) при засушливой погоде, быстро и тщательно производить дотушивание на всей площади мелких и средних пожаров и по периферийной 300-метровой полосе на крупных пожарищах, так как в случае сильного ветра недотушенные очаги могут послужить причиной катастрофической вспышки лесных пожаров.


2. Учебный вопрос № 2: Привлекаемые силы и средства (2 мин.)

Основная техника: 2 АЦ 15 ПСЧ; 1 АЦ ОП 15 ПСЧ.

Специальная техника:

Службы взаимодействия и спецслужбы: ГИБДД, полиция, БСМП, Администрация Тюменского района, п. Боровский, авиалесохрана, Тюменьлес.

Средства имитации: Дымовая машина для производства театрального дыма, флажки.
3. Учебный вопрос № 3: Правила охраны труда и техники безопасности – (5 мин.)
Требования охраны труда при выезде и следовании к месту пожара (вызова)

По сигналу тревоги личный состав дежурного караула (смены) прибывает к пожарному автомобилю, при этом включается освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования личного состава одежду и предметы обихода.

Порядок посадки личного состава дежурного караула (смены) в пожарный автомобиль установлен приказом начальника Главного управления, исходя из условий обеспечения безопасности.

При посадке запрещается пробегать перед пожарными автомобилями, выезжающими по тревоге, начинать движение на пожарном автомобиле из гаража до полного открывания ворот. При посадке вне здания гаража выход личного состава караула (смены) на площадку разрешается только после выезда пожарного автомобиля из гаража.

Движение пожарного автомобиля осуществляется при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула (смены) своих мест в кабине автомобиля и закрытия всех дверей.

Водитель начинает движение по команде старшего должностного лица, находящегося в пожарном автомобиле.

Запрещается:

  1. подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

  2. находиться в пожарном автомобиле посторонним лицам, кроме лиц (сопровождающих), указывающих направление к месту пожара (аварии).

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель включает специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Начальник дежурного караула (смены) или начальник подразделения пожарной охраны, выехавший во главе дежурного караула (смены) к месту вызова, контролирует соблюдение водителем правил дорожного движения.

Ответственным за безопасное движение пожарного автомобиля является водитель.

Во время движения пожарных автомобилей личному составу пожарной охраны запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.


Личный состав дежурного караула (смены), прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе дежурного караула (смены), после полной остановки пожарного автомобиля.

Личный состав пожарной охраны прибывает на место пожара, проведения аварийно-спасательных и специальных работ одетым в боевую одежду и обеспеченным средствами индивидуальной защиты с учетом выполняемых задач. Водителям пожарных автомобилей допускается одевание боевой одежды по прибытии к месту вызова.

Требования охраны труда при проведении разведки пожара

При ведении действий по тушению лесного пожара и проведении аварийно- спасательных и специальных работ в части, касающейся соблюдения требований правил по охране труда, личный состав пожарной охраны:

  1. проводит проверку обращая внимание на прогары в земле;

  2. знать сигналы оповещения об опасности;

  3. проводить разведку пожара с наветренной стороны;

  4. при использовании СИЗОД не допускать снятия газодымозащитниками лицевой части (панорамной маски) или оттягивания её для протирки стекла, не выключаться даже на короткое время;

  5. обращать внимание на обгоревшие деревья, учитывать возможность их валки.

Требования охраны труда при развертывании сил и средств

При развертывании сил и средств личным составом пожарной охраны обеспечивается:

  1. выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря;

  2. прокладка рукавных линий с учетом их возможного прогара;

  3. установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара (условного очага пожара на учении) так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. Пожарные автомобили устанавливаются с подветренной стороны с учетом возможной валки обгоревших деревьев;

  4. остановка, при необходимости, всех видов транспорта;

  5. установка единых сигналов об опасности и оповещение о них участников тушения пожара, личного состава пожарной охраны и других служб и учреждений, работающих на пожаре (учении);

  6. вывод участников тушения пожара в безопасное место при явной угрозе возникновения верхового пожара, быстрого распространения огня в результате порывов ветра;

При развертывании сил и средств личному составу пожарной охраны запрещается:


  1. начинать развертывание сил и средств до полной остановки пожарного автомобиля;

  2. переносить ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом или мотоприводом в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки - без чехлов;

  3. поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

  4. подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или их подъема на высоту.

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При использовании пожарного гидранта его крышка открывается пожарным крюком или ломом движением от себя. При этом необходимо следить, чтобы крышка не упала на ноги открывающего.

В случаях угрозы взрыва, прокладка рукавных линий осуществляется перебежками, переползанием, с использованием имеющихся укрытий (канавы, стволы деревьев, обвалования), а также средств защиты под прикрытием автомобилей.

Остановка на проезжей части дороги, создание помех для движения транспортных средств допускается только по приказу руководителя тушения пожара. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Для безопасности в ночное время суток стоящий пожарный автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

Требования охраны труда при ликвидации горения

 В темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.

При тушении лесных пожаров на склоне более 20 градусов участникам тушения пожара запрещается находиться выше кромки лесного пожара.

При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, где имеется опасность взрывов боеприпасов и взрывчатых материалов, отравления токсическими веществами, в случаях отсутствия на указанных территориях безопасных условий работ для участников тушения пожара, осуществляющих тушение лесного пожара (ограничение его распространения), тушение производится за пределами опасных зон.

При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, загрязненных радионуклидами, приоритетными задачами является сохранение жизни и здоровья людей, выполняющих работы по тушению, и предотвращение распространения радионуклидов на сопредельные территории.