Файл: Практиченское задание Патопсихология Гиоева Лана Руслановна Практическое задание Пользуясь лекцией Введение в курс Патопсихология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практиченское задание «Патопсихология»

Гиоева Лана Руслановна
Практическое задание
1. Пользуясь лекцией «Введение в курс «Патопсихология» выделите основные понятия и оформите их в виде глоссария.
2. Пользуясь лекцией «Обследование психически больного» составьте план работы патопсихолога в патопсихологическом эксперименте.
3. Составьте таблицу «Методы патопсихологического исследования»

Метод

Характеристика














4. Пользуясь лекцией «Обследование психически больного» тезисно опишите основные концептуальные положения беседы патопсихолога с больным.
5. Составьте таблицу «Нарушения ощущений».

Нарушение

Характеристика








6. Пользуясь лекцией «Расстройства памяти и внимания. Нарушения мышления и интеллекта» выделите основные понятия и составьте глоссарий.
7. Пользуясь лекцией «Нарушения сознания и эмоционально-волевой сферы» составьте таблицу «Расстройства двигательно-волевой сферы»

Расстройство

Характеристика

При каких патологиях наблюдается

Волевые расстройства




























Расстройства двигательной активности





























8. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы:

1. Какой симптом описан в задаче?

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
Задача 1. Больной постоянно видит «где-то в голове» сцены из его прошлой жизни. Он уверен, что это ему «показывают» с целью скомпрометировать.
Задача 2. Больному 74 года, 6 месяцев назад перенес геморрагический инсульт. В настоящее время не может назвать текущую дату, запомнить имя и отчество лечащего врача, не помнит, навещают ли его родственники. Память на события, происходившие до начала заболевания, удовлетворительная. Грубых интеллектуальных расстройств не выявлено.
Задача 3. Больной, перенесший грипп в тяжелой форме, жалуется, что обычный разговор кажется ему громоподобным, свет электрической лампочки очень ярким, обычные прикосновения вызывают болезненные ощущения.
Задача 4. Больная заявляет, что по ее телу ползают насекомые, причиняющие боль, оставляющие продукты своей жизнедеятельности. При объективном осмотре жалобы не подтверждаются.

1.Глоссарий

Абулия – психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли.

 

Аггравация – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: осознанное преувеличение незначительно выраженных психических изменений.

 

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

 

Аграфия – нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи.

 

Амбивалентность чувств – внутреннее противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением.

 

Амнезия – полная утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретённые знания.

 

Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.

 

Апрозексия - полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания.


 

Астенический синдром – совокупность симптомов нарушения психической деятельности, выражающихся в общей слабости, повышенной истощаемости, раздражительности и т.п. проявлениях.

Афазия – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария и представляющие собой системные расстройства различных видов речевой деятельности.

Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни, ее эмоциональных (сензитивный уровень) и информационных (интеллектуальный уровень) составляющих.

Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

 

Галлюцинации – расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, чего в реальной действительности не существует.

 

Гиперкинетическое расстройство – вид поведенческого и эмоционального расстройства, начинающегося не позднее 7-летнего возраста, характеризуется невнимательностью (6 симптомов), гиперактивностью (3 симптома) и импульсивностью (4 симптома). Интеллект, как правило, не страдает.

 

Гипермнезия - усиление, обострение памяти, прояаляется усилением воспоминаний о прошлой жизни или улучшением запоминания текущих событий.

Гиперпрозексия - внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности.

 

Гипомнезия – ослабление мнестических функций, вплоть до полной их утраты.

 

Гипопрозексия - разнообразные варианты ослабления внимания.

Делирий – расстройство сознания, которое характеризуется наличием галлюцинаций, сильным двигательным возбуждением, нарушением ориентации во времени и пространстве.

 

Деменция – приобретенное слабоумие, проявляющееся в ослаблении познавательной способности, обеднении чувств, затруднении в использовании знаний прошлого опыта.

 

Депрессивный синдром – психопатологический синдром, при котором нарушена аффективная сфера и заторможена психическая деятельность. Характеризуется выраженным снижением настроения, волевой регуляции и т.п.

 

Диссимуляция – вид установки испытуемого по отношению к ситуации патопсихологического исследования: сокрытие, или утаивание, психически больным проявлений своего болезненного состояния, собственных психических расстройств.


 

Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, сопровождается нарушениями памяти.

 

Задержка психического развития – особый тип аномалии психического развития ребенка, обычно носящий парциальный и временный характер и преодолеваемый в детском или подростковом периоде.

Искажение процесса обобщения – нарушение операционной стороны мышления, характерна выхолощенность, неадекватность суждений, случайные, оторванные от реальности ассоциации, ассоциации по «слабому», латентному признаку.

 

Истерия - патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, демонстративностью и слабостью сознательной регуляции поведения.

 

Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения. В силу этого резко падает продуктивность работы, становится невозможным углубленность, поглощенность деятельностью.

 

Кататонический синдром – наличие состояния общего возбуждения и последующего ступора. Проявляется в виде внезапно возникающего двигательного и речевого беспокойства, а затем в виде «оцепенения».

 

Коморбидность – появление разных психических расстройств у одного человека. Имеет значение для терапии, для гипотез по поводу этиологии.

 

Конфабуляции («галлюцинации памяти», «вымыслы памяти», «бред воображения») - ложные воспоминания, содержание которых носит фантастический характер, и больные описывают события, которых явно в их жизни не было.

 

Лабильность мышления («скачка идей») - нарушение динамики мыслительной деятельности: в ситуации обследования больной легко уходит от задачи, поставленной перед ним, однако при наличии направляющей помощи экспериментатора способен к обобщениям и обнаруживает сохранность интеллектуального уровня.

 

Патопсихология (патологическая психология) - это отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.


2. План работы патопсихолога в патопсихологическом эксперименте:


  1. Решение задач дифференцальной диагностики

  2. Оценка структуры и степени нервно-психических расстройств

  3. Диагностика психического развития и выбор общеобразовательного и трудового обучения и переобучения.

  4. Исследование личности социального окружения больного в целях получения данных для функционального диагноза.

  5. Оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии

  6. Экспертная работа

  7. Психокорреекционная работа




4. Беседа тезисно.

Беседа делиться на две части: первая - проводится без эксперимента – это скорее разговор. Вторая же – беседа во время эксперимента. Чаще, задача беседы – ставится врачом, но иногда психологу нужно самостоятельно изучить историю болезни и понять, в чем будет заключаться задача исследования.

5.

6. Глосарий (расстройство памяти)

Гипермнезии – патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным повышением способности вспоминания событий прошлого, незначительных в настоящем. Воспоминания при этом носят яркий чувственно-образный характер, всплывают легко, охватывают как события в целом, так и мельчайшие подробности. Усиление вспоминания сочетается с ослаблением запоминания текущей информации. Воспроизведение логической последовательности событий нарушено. Усилена механическая память, ухудшена логико-смысловая память.

Гипермнезия может быть парциальной, избирательной, когда она проявляется, например, в повышенной способности к запоминанию и воспроизведению цифр, в частности, при олигофрении.

Гипомнезия – частичное выпадение из памяти событий, явлений, фактов. Описывается в виде «прорешливой памяти», когда больным вспоминается не все, а лишь наиболее важное, часто повторяющиеся в его жизни события. В легкой степени гипомнезия проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и.т.п.

Амнезия – полное выпадение из памяти явлений, событий на определенный промежуток времени.

Ретроградная амнезия – выпадение памяти на события, предшествовавшие острому периоду болезни (травмы, состоянию измененного сознания, и т.п.).

Антероградная амнезия –