Файл: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение чаплинская школа 1 исследовательские приёмы на уроках русского языка и литературы как средство развития .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧАПЛИНСКАЯ ШКОЛА №1»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРИЁМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ПОДГОТОВИЛА
КУЧИНА Т.Д. ,
УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Важнейшая цель современного образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью полученных в школе знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
От характерного для школы ХХ века гностического подхода, при котором основной общеобразовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошёл поворот к деятельному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.
Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод исследовательским.
В последнее время исследовательская деятельность стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.
Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.
Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.
Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.
В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект.
Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является научно-исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности языка и художественной литературы увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими современного урока.
На уроке литературы или русского языка исследовательская деятельность может быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.
Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется учениками под руководством учителя.
Обучение навыкам исследовательской деятельности начинается уже с 5 класса. Вводится понятие таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации.
Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.
Требования к процессу исследования
-
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. -
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями. -
Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. -
Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
-
Предоставлять учащимся возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Схема урока-исследования
1) Актуализация.
2) Художественное чтение текста или отрывка из текста произведения (читает учитель или подготовленный ученик).
3) Постановка проблемы, формулировка темы исследования (зависит от содержания произведения, может быть связана с мнением литературоведов о конкретном произведении).
4) Решение проблемы - литературоведческий (лингвистический) анализ текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).
5) Вывод по теме исследования.
6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или домашнее контрольное сочинение, связанное с темой исследования.
В работе учащиеся опираются на составленный алгоритм исследовательской деятельности:
Алгоритм стратегии научного поиска
1. Изучение специальной литературы по теме.
2. Определение путей решения задачи, согласование их с научным руководителем.
3. Решение научной задачи.
4. Анализ полученных результатов и научные выводы.
Уроки словесности, посвященные комплексному анализу текста, являются стимулом к началу исследовательской деятельности. Например, урок русской словесности в 7-м классе, посвященный анализу стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Порог» («Сон»), помогает проникнуть в творческую лабораторию автора, понять отличительные особенности жанра «стихотворение в прозе», отличие его от верлибра и белого стиха, познакомиться с особенностями тургеневского стиля. Итогом анализа являются творческие исследовательские работы по теме
«Мое понимание стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Порог» («Сон»)». Осуществляя оптимальную помощь учащимся, необходимо ознакомить их с методом поиска литературы и информационным обеспечением решаемой задачи.
Интересна и такая форма урока, как урок – творческий отчет.
Например, исследование в 5-х классах по теме «Пороки человечества в баснях И.А. Крылова» можно завершить творческим отчетом — представлением результатов исследования с элементами интеллектуальной игры. Для инсценировок можно предложить детям басни «Ворона и Лисица», «Демьянова Уха», «Волк и Ягненок» и др. Определяются победители в номинациях «Команда лучших», «Лучшая роль», «Лучший актер», «Мастер сцены». Творческий отчет завершает исследование «Развитие жанра басни». Материалы, собранные учащимися, входят в созданную учениками «Энциклопедию русской литературы».
В процесс преподавания русского языка исследование вносит следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.
Анализ мнений школьников об уроках убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее
подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.
Учебное исследование способно «освежить» атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.
Какие элементы исследовательской деятельности возможны на уроках русского языка:
- самостоятельный вывод правила по примерам;
- сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);
- групповая работа — составление тезисов к определенной теме.
С большой отдачей проходят уроки-исследования на основе современного материала, например,
«Неологизмы в современном словоупотреблении»;
«Типичные орфоэпические ошибки в речи юргинцев» (с составлением словарика типичных ошибок);
«Компьютерная лексика»;
«Сочинения нетрадиционных жанров» (Например, эссе);
«Роль глаголов в поэзии А.С. Пушкина»;
«Метафоры В. Маяковского»;
«Как мы говорим». (Анализ речи учащихся нашей школы).
Основная масса такой работы рассчитана на старшеклассников. А что же на уроках русского языка в пятых-шестых классах? Конечно, очень нравится ученикам игровая деятельность. Именно из таких моментов урока и родилась идея проектной деятельности — составление с ребятами творческих конспектов на основе исследовательской деятельности. А иначе — русский язык в рисунках, стихах, сказках, анекдотах. Сочинять на лингвистические темы — увлекательное занятие. И если скучный свод правил предстал в веселых картинках и стихах в книге, которую сами сочиняли, печатали, оформляли, то как же их, эти правила, не запомнить!
Приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие – её творческую самореализацию.
Приложение № 1
Требования к организации исследовательской деятельности
Памятка
1. Общие требования к исследовательской деятельности
1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями.
1.2. Новые представления должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.
1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.
2. Требования к процессу исследования
2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
2.5. Предоставлять возможность ученикам применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так.
3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению
3.1. Учитель должен тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником реальные задачи в понятной для учеников форме.
3.2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера, избегать директивных приемов.