Файл: Реализация духовнонравственного воспитания на уроках русского языка и литературы на основе творческих заданий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему « Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы на основе творческих заданий»

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно -нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни

Новый закон «Об образовании» требует, чтобы содержание образования обеспечивало формирование духовно-нравственной личности, а Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (т.е. любящий свою Родину, уважающий свой народ, осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир и т.д.).

Невозможно учить русскому языку, изучать литературу и не уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. На уроках русского языка и литературы это происходит ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

«Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.

До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

- я даю задание составить как можно больше слов, близких данному слову (например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов);

-совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание.

Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным материалом на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

Помогают в становлении духовно-нравственной личности высказывания писателей и поэтов, например, о цели и смысле жизни.  «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы», — писал А.П.Чехов. Примерами, высказываниями известных писателей можно проводить закрепление словарной работы на уроках русского языка. Так трудно запоминаемое слово «интеллигент» можно пояснить не только по словарю, но и отрывком из текста Василия Шукшина... «Явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум,
полное отсутствие голоса, когда необходимо - для созвучия - «подпеть» могучему басу мира сего, постоянный разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?». И сочувствие, сопереживание судьбе окружающего народа. Неизбежное, мучительное. Если это все в одном человеке - он интеллигент…»
Подобные высказывания не оставляют равнодушными учащихся.
На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Поэтому строить уроки литературы желательно по законам искусства: использовать художественный анализ произведения и закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Существует множество видов работы на уроках литературы. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые использую на своих уроках.

«Методическая копилка»

При выборе исхожу из того, что на уроках литературы путь к познанию лежит через слово, поэтому учитель, во время работы с классом над произведением, должен каждому ученику помочь понять мысль автора, почувствовать глубину содержания текста, осмыслить и ощутить написанное.

  1. Очень часто использую прием «чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю). Этот вид работы помогает реализовать технологию критического мышления. Главное - это дать учащимся возможность размышлять, уважать ребят и их мнения, вселять в них уверенность в то, что они не будут высмеянными, т.е. на уроке во время работы над любым текстом воспитывать в учениках толерантность. Вот тогда художественный текст и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность. Кроме этого нужно учитывать уровень познания класса, желание работать с текстом.

  2. Один из приёмов, который помогает формировать творческое мышление и воображение, - «Я - автор». Суть состоит в том, что ребёнок может придумать новую концовку текста или спрогнозировать развитие сюжета. Например, изучая пьесу «Горе от ума» А.Грибоедова , детям было предложено придумать дальнейшую историю жизни Чацкого, который был изгнан из дома Фамусова через свои взгляды на жизнь. Подобную работу мы проводили, когда изучали роман в стихах А.Пушкина «Евгений Онегин». Таким образом, это даёт возможность высказать своё отношение к герою, произведению, автору.


Во время изучения поэтических произведений обязательно анализируем лирического героя :настроение, мысли, поведение, чувства. Для этого использую приём 3.«Продолжи предложение». Начало предложения «Лирический герой ….» . Дети должны дописать концовку , выражая собственные мысли или используя цитаты из текста. Объём ответа не имеет ограничений (это может быть одно слово или несколько предложений, или «Кластер»). Таким образом, это помогает понять отношение читателя к лирическому произведению, какой образ возник у ребёнка во время прочтения. Для меня главное в работе, это дать возможность выслушать различные варианты ответов, ведь поэтический образ каждый воспринимает по-разному. Для кого-то образ паруса из одноименного стихотворения М.Лермонтова вызывает одиночество и печаль, а кто-то заметил, что парус белого цвета, значит, мир

Задание.

  1. Перед вами стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» [2, С.300]. Прочитайте его.

  2. Определите тему и идею.

  3. Продолжите фразу «Лирический герой …….»

«Нищий» Михаил Лермонтов

  1. Работа с малыми жанрами ( пословицами, поговорками, авторскими афоризмами) позволяет расширить мировоззрение учащегося, пополнить багаж знаний, а также формировать жизненное кредо. Популярными в последние время стали статусы в социальных сетях, поэтому ребёнку нужно научиться с пользой использовать информацию из Интернета. На уроках учащиеся периодически цитируют цитаты , которые они запомнили и актуальны во время изучения произведения. Таким образом, малый жанр помогает сделать вывод, вызвать дискуссию и развивать культуру поведения, а также с пользой использовать Интернет-ресурсы.

- Предлагаю вашему вниманию афоризм из одной социальной сети.

  • Любите Маму, пока она смеётся… И теплотой горят её глаза… И голос её в душу вашу льётся… Святой водою, чистой как слеза… Любите Маму- ведь она одна на свете… Кто любит Вас и беспрестанно ждёт… Она всегда с улыбкой доброй встретит… Она одна простит Вас и поймет.

  • Один из самых сильных страхов для человека – это понять, что он ошибался в течение долгого времени.

  • Люди меняются не потому, что их любят, а потому, что любят они.

  • Бывают такие ошибки, за которые даже перед собой стыдно.

Задание.

  1. О каких качествах говорится в данной цитате?

  2. К какому произведению можно отнести данную фразу?


В воспитательных целях использую работу со словарем. Обучающиеся выполняют самые различные задания. Сравнивают словарные статьи, посвященные словам «патриот», «патриотизм», «духовность», «нравственность». Чем различается материал словарных статей? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть патриотом?» или «Какой поступок я считаю безнравственным?». Очень большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют творческие работы учащихся. Можно также предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.д.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, «Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В работе учителя гуманитарных предметов не последнее место занимают литературные дискуссии, они весьма ценны в гражданском воспитании. Уроки –дискуссии особенно эффективны в старших классах. Изучая творчество А.Ахматовой, А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, звучит слово о национальной и человеческой ответственности, о печальном опыте тоталитаризма, о несправедливости и лжи, об исторической памяти. Дискуссии развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия…

Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель - развивать нравственное отношение к жизненным ценностям – любви, преданности, верности, семье.


При изучении художественных текстов важно обратить внимание учащихся на значимые нравственные размышления писателя. Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Помогают в этом размышление над словом, его анализ. Примером может служить исследовательская работа «Энциклопедия одного слова», в которой учащиеся проследят  этимологию слова, его лексическое значение, употребление  в устном народном творчестве. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа

Обращение к этимологии слова помогает понять глубже художественное произведение и его нравственный, духовный смысл. Что означает слово «счастье»? Исходя из этимологии этого слова, счастье человека состоит в том, что он живет не один. «Счастье» - то есть «соучастие» в другой жизни. «Я часть тебя, а ты - часть меня. Мы – со-части друг друга». Человек, который никого не любит, - это бесконечно одинокий и несчастный человек. Такие размышления об этимологии слова сделают более глубокими и понятными многие произведения русской литературы, например, стихотворение Ф.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»)

Уважению, любви к языку, пробуждению самосознания способствует, например, при изучении темы «Словообразование» замечание учителя о том, что русский язык – очень ласковый язык. Из двух тысяч живущих на Земле языков ни один язык не знает такого изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов, такого многообразия ласковых синонимов к словам. Это говорит о том, что русский человек по природе своей очень добрый и сострадательный.

При изучении темы «Союзная и бессоюзная связь между предложениями» дает богатые воспитательные возможности стихотворение современного поэта Н.Зиновьева «Молитва»:

Как  ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни  убога,
К Творцу есть просьба  лишь одна,