Файл: Инклюзивная практика в обучении с детьми с рас.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для этого, прежде всего необходимо, чтобы занятия проводились в специальном месте в определенно отведенное время.

Такая пространственно-временная «разметка» помогает формированию у

ребенка учебного стереотипа. Он постепенно привыкает к тому, что в

классе есть специальный стол, за которым не играют, а занимаются, или что есть игровое пространство – для игры, учебная комната – для занятий.

Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. На самом столе должны быть только те предметы, которые нужны для конкретного занятия.

Учащийся также должен знать то время, которое посвящается занятиям, при этом обычно четко усваивая последовательность, которую ему предлагает взрослый, например, «сначала Занятие – потом игра» и др. Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он может отдохнуть. Этим мы добиваемся постепенно усвоения ребенком роли ученика, школьника.

Для дальнейшего развития взаимодействия с ребенком, так же, как и в игре, специально комментируются учителем действия ребенка.

Ребенку с РАС необходимо всестороннее развитие: развитие мелкой моторики и всего физического состояния, развитие внимания, восприятия, памяти, умения вести себя в коллективе.

Некоторые ученики могут сразу начинать свое обучение в общеобразовательных классах, а другие подключаются к работе в регулярном классе постепенно, через ресурсный. Это зависит от актуальных возможностей и программных целей каждого из учеников.

В процессе работы мы наблюдаем за учениками и оцениваем их готовность для посещения регулярного класса:

  • если ученик следует инструкции (учителя, тьютора в 80% случаев);

  • ученик не демонстрирует нежелательное поведение, которое может мешать образовательному процессу и самому себе минимум 15 минут подряд;

  • ученик может адекватным способом привлекать к себе внимание педагога (выразить просьбу, попросить помощь, сообщить о своем желании устно или используя альтернативную систему коммуникации);

  • ученик умеет адекватно выражать согласие и отказ.

Как только становится видно, что эти критерии можно применить к ребенку, мы начинаем его включать в уроки общеобразовательного класса.


Ребенок знакомится с помещением регулярного класса, и другими помещениями, где могут проходить уроки с учителем. В это время устанавливается контакт между ребенком и учителем. Ученик приходит на перемены, где знакомится с одноклассниками, принимает участие в совместных играх или просто проводит время в помещении, где находятся дети.

Немаловажную роль играет выбор предметов, на которые пойдет ребенок. Важно выбрать те учебные предметы, где он наиболее успешен и которые являются для ребенка наиболее мотивационными. Также оценивается время, которое ученик может провести в классе без эпизодов нежелательного поведения.

В условиях инклюзивного образования для решения коррекционных и воспитательных задач был использован не только учебный процесс, но и внеурочная деятельность, в ходе которой создавались ситуации для многочисленных естественных социальных контактов. Различные формы организации свободного времени и отдыха продумывались и проводились вместе с коллективом учителей класса. Сначала организованно дети и учителя посетили линейку 1 сентября 2017г. Первый опыт оказался достаточно тяжёлым, но помог понять особенности поведения детей и учесть это в будущем, чтобы избежать ошибок. Так, например, было выявлено, что часть обучающихся плохо реагируют на громкую музыку, боятся ростовых кукол, быстро утомляются, могут неадекватно реагировать на незнакомую ситуацию.

В ходе дальнейшей работы активно использовался эмоционально-смысловой подход, когда взрослые вместе с детьми получают новые впечатления от совместных культурно-массовых мероприятий и другого освоения социального пространства, помогают детям осмыслить происходящее. В этой естественной ситуации, при заинтересованности ребёнка в коммуникации, новые речевые формы воспринимаются им как собственные, усваиваются и начинают использоваться впоследствии самостоятельно. (Митчелл Д.,2011)

Огромное значение для успеха коррекционной работы имеет возможность выйти в более сложную социальную среду. Такие выходы необходимы, с одной стороны, для освоения более сложных форм социального поведения, с другой – для получения новых общих впечатлений, которые могут стать предметом для воспоминаний, обсуждений. Эта проблема решается пошагово. После освоения пространства класса, привыкания к коллективу одноклассников, совместных игр на переменах и просмотра мультфильмов, обучающиеся начали принимать посильное участие в жизни школы.



Первое время участие класса в общешкольных праздниках было минимальным. Дети учились быть просто зрителями и слушателями, привыкали к присутствию в большой группе детей, осваивали элементарные правила культуры поведения. Таким образом учащиеся приобретали опыт коммуникативного взаимодействия. Пример сверстников дает основу для правильной модели поведения в новой обстановке.

В этом учебном году степень участия класса в школьной жизни увеличилась. Дети всё больше социализируются, учатся имитации, взаимодействию, развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Ребята с удовольствием участвовали в праздниках «Осень», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой». Наши дети читали стихи, отгадывали загадки, пели песни.

Обучающиеся с РАС начали адаптироваться к нахождению в коллективе, многолюдном помещении, научились спокойно сидеть на представлении, выполнять простые инструкции, отвечать на вопросы, более адекватно взаимодействовать с одноклассниками.

День знаний, празднование дней именинника, 8 марта, День мам, участие в праздниках и других мероприятиях, позволило решать задачи развития коммуникативных навыков на доступном для детей с РАС уровне, способствовало сплочению коллектива, положило начало формированию социально-приемлемого поведения обучающихся нашего класса.

Для успешного включения детей с ОВЗ в школьную жизнь включена работа с родителями, в которую вошли родительские собрания, лектории. Ведь наша задача, чтобы на уроке, празднике или спортивном мероприятии ребенок с особенностями в развитии не только пассивно высиживал время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка с аутизмом, участие ребенка в мероприятии – своего рода отчет педагогов о проделанной работе. Это наглядно показывает, чего добился их ребенок и социализировался в классе. Большое внимание уделяется поддержке семьи, которая осуществляется через службу психолого-педагогического сопровождения и через консультирование родителей.

Дети с РАС очень тонко на интуитивном уровне чувствуют отношение к себе и, подпустив педагога к себе, становятся в определенной степени зависимы от него. Своей чуткой терпеливой работой большой вклад в воспитательный и образовательный процесс вносят учителя класса, которые находятся с детьми на протяжении всего учебного дня.


Без командного подхода невозможно осуществлять подобную практику. Тесное взаимодействие учителей, тьюторов, администрации, специалистов сопровождения (педагогика-психолога, логопеда и др.) приводит к социализации детей с РАС в образовательном учреждении.

Ресурсный класс – это не место изоляции особого ребенка, это ресурс, площадка, которую используют для подготовки к обучению в инклюзии.
Литература.

1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - №1. - С.5-16.

2.Алехина С.В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. - М.: ООО «Буки Веди», 2013.

3.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н. Борисова. - М.: РООИ «Перспектива», 2011.