Файл: I. Управление в сфере информационных технологий и информационных систем Глава ii.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение

Глава I. Управление в сфере информационных технологий и информационных систем

Глава II. Правовое регулирование и государственная политика в области информационных технологий в управлении

Заключение

Список использованной литературы

Введение



Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время использование информационных технологий становится практически повсеместным. Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса является информатизация, основанная на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы. Информатизация облегчает овладение накопленными обществом знаниями, находящими отражение в источниках информации. В современных условиях информатизация, осуществляемая с помощью современных средств вычислительной техники, получила название компьютеризации. Она включает встраивание микропроцессорной и вычислительной техники во вновь создаваемые машины, агрегаты, построение автоматических систем управления работой машин, комплексов, производств, создание автоматизированных информационных систем в сфере научных исследований, проектировании, управлении, обучении, обследовании населения, наблюдении за природными явлениями и др. Система автоматизированной обработки информации включает ее сбор, интерпретацию, хранение, преобразование и передачу. Применительно к использованию таких систем в экономике и управлении в последние годы проведено множество исследований по вопросам влияния информационных технологий (ИТ) на экономический рост. При этом в большинстве случаев анализировался вклад последних непосредственно в повышение производительности труда, а не в общую эффективность и другие факторы.

Цель работы – анализ правовых аспектов информатизации и информационных технологий в управлении. В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:

  1. характеристику нормативно-правовой базы регулирования информационных систем в экономике и управлении;

  2. анализ основных публикаций и монографий по вопросам информации, информатизации и информационных технологий как объекта правового регулирования;

  3. краткую характеристику государственного управления в области информации, информатизации и информационных технологий.


Информация как объект гражданских прав, судя по степени ее урегулированности в нормативных актах и постановке соответствующих проблем в специальной литературе, является менее всего изученной цивилистической наукой по сравнению с другими объектами гражданских прав. Это свидетельствует об актуальности и практической значимости исследований этой проблематики в гражданском праве, тем более что эта задача пока полностью не решена нигде в мире.

Глава I. Управление в сфере информационных технологий и информационных систем



Одним из следствий технического прогресса стало активное внедрение информации в экономический оборот. Это привело к образованию специфического информационного рынка, началось становление информационного общества. В наше время невозможно представить успешную экономику без развитой системы информационных сетей, их активного использования производителями и потребителями. Информация (и как следствие информатизация) на деле доказали свои возможности в сферах расширения производства и обеспечения роста благосостояния общества, при решении иных социальных задач.

Нормативно-правовую базу правоотношений, связанных с информацией, составляют:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (его значение в этом направлении повышается в связи со вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвёртой, посвящённой объектам интеллектуальной собственности);

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  • Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» (с изм. и доп. от 22 марта 2005 г., 3 марта 2006 г.)

  • Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.)

  • Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» (с изм. и доп. от 6 апреля 1999 г., 9 августа 2000 г.)

  • Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. N 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации»

  • Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»

  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»


Информационные технологии, являясь самым молодым сегментом рынка, показывают весомые результаты: 25% роста ежегодно. Стремительное развитие отрасли информационных технологий и связи сопровождается не менее интенсивным процессом совершенствования законодательства, регулирующего правовые отношения в этой сфере. 28 января 2002 г. Правительством принято постановление «Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)». Целью Программы является создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. Реализация Программы позволит формировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне. Механизмы движения в этом направлении известны — это концентрация ресурсов на реализации целевых государственных программ, развитие инфраструктуры доступа, поддержка программ и проектов, способствующих накоплению и реализации научного потенциала в стране.

Распоряжением Правительства от 27 сентября 2004 г. одобрена Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, а также утвержден план мероприятий по реализации Концепции. План включает наименования мероприятий и виды документов, которые Должны быть подготовлены в соответствии с планом создания «электронного правительства». Сюда относятся, например, акты Правительства по формированию общих для федеральных органов исполнительной власти регистров, реестров, классификаторов и номенклатур1.

Теоретические основы правового регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования информационной среды глобальных компьютерных сетей, — тема, приобретающая все большую актуальность в России. Связано это со многими факторами: глобализацией информационно-коммуникационных технологий, значительными социально-экономическими изменениями в российском обществе, информатизацией управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обострением международной налогово-бюджетной конкуренции в сфере налогообложения результатов электронной экономической деятельности, бурным развитием международных экономических отношений, осуществляемых с использованием глобальных компьютерных сетей.


Проблемы выбора эффективного механизма правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления информационной деятельности с использованием глобальных компьютерных сетей, становятся все более актуальными как для большинства индустриально развитых государств, в том числе в лице их контрольно-надзорных органов и международных организаций, так и для потребителей различных товаров, работ и услуг, распределяемых (осуществляемых и оказываемых) с использованием сети Интернет, а так же физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием сети Интернет. Особое значение указанные проблемы приобретают для Российской Федерации с учетом фактического отсутствия эффективно функционирующего, закрепленного на законодательном уровне правового механизма обеспечения информационной безопасности, наличия существенного отставания России от большинства развитых государств и ряда государств с переходными экономиками по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий.

При этом, как показала практика, невозможно в полной мере воспользоваться и опытом западных стран. На сегодняшний день не существует признанной во всем мире единой концепции регулирования общественных отношений, формирующихся в информационной среде глобальных компьютерных сетей, отсутствуют универсальные международные конвенции в указанной сфере. Вместе с тем, глобальная компьютерная сеть Интернет достигла такого уровня развития и в такой степени способна оказывать воздействие на жизнь общества, что предполагает неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию информационной деятельности, связанной с этой глобальной информационно-коммуникационной сетью. Например, фактическое отсутствие налогообложения субъектов права, осуществляющих такую направленную на получение прибыли деятельность в информационной среде сети Интернет с использованием электронных средств, приводит как к нарушениям конституционных принципов налогообложения, так и прямым потерям бюджетов всех уровней.

В настоящее время российское законодательство не содержит эффективно действующих законодательных актов федерального уровня, специально посвященных системному регулированию общественных отношений, формирующихся в процессе использования информационной среды глобальных компьютерных сетей. Фактически не урегулированы порядок осуществления с использованием сети Интернет различных видов экономической деятельности, а равно порядок формирования в России системы государственного и муниципального электронного управления, аналогичной зарубежным образцам, используемым в настоящее время более чем в 60-ти государствах (e-Country, e-Government, e-City и т. д.). Отдельные нормы о возможности использования тех или иных информационно-коммуникационных технологий в различных сферах и отраслях содержатся в различных законодательных актах, не посвященных специально регулированию информационных отношений, однако эффективность их применения в условиях отсутствия установленных на законодательном уровне общих принципов правовой организации информационной среды глобальных компьютерных сетей вызывает справедливые нарекания.


Общественные отношения, складывающиеся в процессе использования глобальных компьютерных сетей, не являются разновидностью соответствующих либо схожих с ними по предмету правоотношений, регулируемых традиционно выделяемыми отраслями права, а выступают самостоятельными (новыми) общественными отношениями, отличающимися от традиционных (по субъектному составу и юридическому содержанию). Поэтому для их урегулирования необходимо не только внесение изменений в уже существующие акты законодательства, но и формирование новой системы нормативных правовых актов, специально посвященных регулированию информационных отношений. При этом, исходя из уровня развития подлежащих урегулированию общественных отношений, среди различных форм систематизации предпочтительной представляется систематизация в форме кодификации.

Общественные отношения, формирующиеся в информационной среде, однородны по своей структуре, но не одинаковы по степени и форме необходимого регулятивного воздействия со стороны государства, а так же допустимых (целесообразных) методов правового регулирования.

Дальнейшая фактическая самоустраненность Российской Федерации от происходящих в настоящее время в результате развития новых информационных технологий и глобализации социально-экономических процессов, изменений информационного миропорядка, с одной стороны, влечет ослабление экономической, информационной и бюджетной безопасности Российской Федерации, разрушение экономических связей и может привести к существенному ослаблению, а при определенных обстоятельствах, даже к разрушению финансово-кредитной и налоговой систем Российской Федерации; с другой — ведет к систематическим нарушениям прав, свобод и законных интересов как хозяйствующих субъектов, осуществляющих электронную экономическую деятельность с использованием глобальных компьютерных сетей, так и физических лиц — потребителей товаров, работ или услуг, предоставляемых в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

При понимании информационного права как комплексной отрасли российской системы права, регулирующей отношения по поводу оборота информации, являющейся вторичным, производным правовым образованием, возникшим на базе основных отраслей права в результате развития конституционных положений о праве граждан на информацию, такая отрасль права не имеет четких границ предмета правового регулирования и самостоятельного метода правового регулирования.